Человек для гос механизма. Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы. Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства

Содержание
  1. Механизм государства: понятие, признаки, структура
  2. Структура механизма
  3. Понятие, признаки и элементы механизма государства
  4. Государственный аппарат (механизм государства) – понятие, структура, основные принципы, характеристика его основных элементов
  5. Государственные учреждения – это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны (например, подчиняются Министерству высшего и профессионального образования, Министерству культуры и т. д.). Значение учреждения может оказаться более существенным, чем его формальное положение в структуре (администрация Президента)
  6. Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы
  7. Понятия
  8. Принципы
  9. Иерархичность
  10. Структура
  11. Народовластие и верховенство исполнительной власти
  12. Законодательство и исполнительная власть
  13. Органы управления
  14. Суды и прокуратура
  15. Проблемы государственного аппарата
  16. Новые веяния
  17. Принципы механизма государства
  18. Виды принципов построения и функционирования механизма государства
  19. Принципы механизма государства в РФ

Механизм государства: понятие, признаки, структура

Человек для гос механизма. Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы. Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства

Для осуществления задач и функций государства существует ряд специальных учреждений и органов, а также особый штат лиц, профессионально выполняющих работу, направленную на выполнение полномочий государственных органов.

Все эти государственные служащие, учреждения и государственные органы представляют собой механизм государства. С помощью данного механизма государство обеспечивает правопорядок и законность, гарантирует свободы и права рядовых граждан, занимается урегулированием спорных ситуациях при несовпадении интересов различных групп населения.

Способность государства удовлетворять различные виды насущных потребностей граждан и своевременно реагировать на появляющиеся проблемы в большей мере зависит от того, насколько грамотно организована работа государственных учреждений и органов. Одна из основных особенностей таких органов заключается в том, что их деятельность опирается на возможность государственного принуждения и носит властный характер.

Замечание 1

Данная особенность реализуется с помощью законов и специальных органов: полиция, тюрьмы, армия, суд.

Естественно, в демократическом государстве политическая власть может осуществляться непосредственно самими гражданами, посредством выборов, референдумов и т. д. Это также является одной из составных частей механизма государства.

Однако главное место в механизме государства все-таки занимает государственный аппарат, который представлен совокупностью связанных между собой государственных органов и работающих в них государственных служащих, которые занимаются осуществлением государственной власти.

Отсюда можно сделать вывод, что признаком каждого государства является наличие механизма государства, который представляет собой систему учреждений и органов государства, которые наделяются властными полномочиями и создаются для осуществления государственных задач и функций.

Замечание 2

Само государство не может существовать без государственного механизма, так как его олицетворяют именно государственные органы, через которые производится руководство обществом и осуществляется государственная власть.

Опиши задание

Структура механизма

Понятие «механизм государства» допускается использовать в узком и широком смысле.

В узком понимании «механизм государства» тождественен понятию «государственный аппарат».

В широком смысле в данное понятие включается вся система государственных органов, с помощью которых осуществляются функции и задачи государства. В таком рассмотрении механизм государства состоит из государственных предприятий, государственных учреждений и государственного аппарата.

Государственные предприятия являются неотъемлемой частью структуры государственного механизма и существуют для ведения хозяйственной деятельности, например, для осуществления различных услуг населению или изготовления товаров (предметов) первой необходимости.

Деятельность государственных учреждений направлена, в первую очередь, на выполнения функций государства в сфере здравоохранения, образования (школы, институты), в сфере науки, экономики и т. д.

Определение 1

Государственный аппарат – это система государственных органов, которая занимается осуществлением государственной власти и наделяется для этого властными полномочиями.

Понятие, признаки и элементы механизма государства

Отличить механизм государства от прочих политических институтов возможно по его характерным чертам, которые влияют на государственную власть или участвуют в ее осуществлении.

Признаки механизма государства:

  • наличие необходимых средств для осуществления функций и задач государства (возможность государственного принуждения, материальные, организационные и информационные средства);
  • обособленность и самостоятельность каждого органа (элемента) механизма государства (создается государством, наделен правами и властными полномочиями, осуществляет конкретную функцию);
  • присутствие особой группы людей, которые подготовлены к управлению обществом, выделены из него, осуществляют свою деятельность на постоянной основе, профессионально;
  • строгая иерархия – все государственные органы, входящие в механизм взаимодействуют как составные части одного целого, руководствуясь подчинением нижестоящих органов вышестоящим;
  • целостность – система органов государства основывается на единстве принципов его деятельности и организации.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/mehanizm-gosudarstva/

Государственный аппарат (механизм государства) – понятие, структура, основные принципы, характеристика его основных элементов

Человек для гос механизма. Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы. Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства

Контрольная работа

по дисциплине

Теория государства и права

Государственный аппарат (механизм государства) – понятие, структура, основные принципы, характеристика его основных элементов

  1. Понятие и структура государственного аппарата (механизма государства)……………………………………………………………………………………………..3
  2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата…………..8
  3. Характеристика основных элементов механизма государства…………………..10
  4. Список литературы………………………………………………………………………………….12

Понятие и структура государственного аппарата

(механизма государства)

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные  органы  связаны  между  собой  началами субординации и координации.

Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения,  соответствующие  техническому  уровню каждой эпохи,— вооруженные  отряды людей,  тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма государства практически осуществляется власть, и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.

Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям.

Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом. Наличие разветвленной системы государственных органов и организаций, как уже упоминалось выше, является основным  атрибутивным признаком государства.

Государственный аппарат – это закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть.

Государственный аппарат имеет пятизвенную структуру: государственный аппарат – ведомство – государственный орган – структурное подразделение – государственный служащий.

Ведомство – это  совокупность государственных органов специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственного управления и линейно подчиненных единому центру – центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя определённое количество  государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения вертикального типа.

Государственный орган – это некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства.

Структурное подразделение – это обособленная часть государственного органа – отдел, управление, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, то есть оно не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.

Государственный служащий – это гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа.

Государственная служба – это профессиональная общественно полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах. На государственную службу принимаются, как правило, только граждане государства.

Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, предполагающим, с одной стороны, повышенные требования – обязанности, ограничения, ответственность, а с другой – дополнительные гарантии.

Например, государственным служащим в Российской Федерации запрещено:

·работать по совместительству;

·быть депутатом или судьей;

·заниматься любой предпринимательской деятельностью;

·использовать в личных, неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;

·получать от частных лиц вознаграждения – подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п., связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

·принимать участие в забастовках;

·использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных и иных организаций;

·совершать аморальные проступки, подрывающие авторитет государственной власти.

Подобные ограничения существуют во всех современных государствах. Они компенсируются специальными гарантиями, к которым относятся:

·надлежащие условия работы, обеспечивающие исполнение служащим своих должностных обязанностей;

·достойное денежное содержание, надбавки, повышенное пенсионное обеспечение;

·льготное медицинское обслуживание служащего и членов его семьи;

·переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет бюджетных средств;

·обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;

·защита служащего и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий;

·иные льготы, преимущества и привилегии.

Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, обладающих необходимой квалификацией и профессионализмом. Слой людей, занятых на работе в аппарате государства, определяют как бюрократию (бюрократ — греч.

столоначальник). Данный термин используют и для отрицательной характеристики таких проявлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность, равнодушие к людям и их нуждам.

Чтобы преодолеть негативные явления, используются демократические методы и стиль работы, целая система специально разработанных, реально действующих мер и механизмов, призванных обуздать, сдержать бюрократизацию.

Эффективны такие меры, как замещение должностных постов по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих права участвовать в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы (социально-правовая защищенность), обеспечивающего заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом органов власти, избранных и контролируемых народом.

Для повышения эффективности и качества функционирования государственного аппарата необходимо, чтобы в основе его организации и деятельности находилась система принципов.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Принципы организации и деятельности государственного аппарата — отправные начала, непререкаемые требования, предъявляемые к формированию и функционированию государственных органов.

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1) Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно(например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления.

Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов;

2) Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества;

3) Принцип разделения властей, согласно которому государственная

власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст.

10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти; не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий; установления диктатуры.

Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства;

4) Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой;

5) Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как:

– верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина;

– осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов;

– особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ;

– решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

Характеристика основных элементов механизма государства

Государственные учреждения – это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны (например, подчиняются Министерству высшего и профессионального образования, Министерству культуры и т. д.). Значение учреждения может оказаться более существенным, чем его формальное положение в структуре (администрация Президента)

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5/54700_1307958_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы

Человек для гос механизма. Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы. Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства

В науке о государстве большое место занимают понятия его аппарата и механизма. На этих явлениях основывается вся деятельность чиновников. В зависимости от особенностей механизма и аппарата государства меняется его законодательство, исполнительная власть и судебная система.

Понятия

Механизм государства представляет собой систему взаимосвязанных государственных органов, необходимых для осуществления власти и решения задач государства. Это материальная и организационная сила с помощью которой проводится та или иная политика. Механизм государства отличается иерархичностью и соподчиненностью. В него входит слой чиновников – людей, исполняющих решения власти.

Термин «государственный аппарат» имеет две трактовки. В более широкой он аналогичен понятию механизма. В более узкой государственный аппарат – это аппарат управления, система управленческих органов власти. У нее есть своя собственная многоступенчатая структура, речь о которой пойдет ниже.

Соотношение государственного аппарата и государственного механизма и сегодня вызывает множество споров у юристов. Зачастую они предлагают совершенно противоположные трактовки. К примеру, популярна идея тождественности аппарата и механизма.

Принципы

Современный государственный механизм и государственный аппарат основываются на нескольких ключевых принципах. Первый из них – это разделение властей (исполнительной, законодательной и судебной). Благодаря ему в государстве сохраняется система сдержек и противовесов. В этих рамках ни одна ветвь власти не может получить первостепенное привилегированное положение.

Важна не только система, но и люди внутри нее. Чиновники должны отвечать принципу компетентности и профессионализма. В государственном управлении нельзя использовать неквалифицированных администраторов. Это правило обозначает еще одну закономерность.

У каждого профессионала есть своя узкая сфера деятельности, и он должен работать именно в ее рамках. Это означает, что специалист в области сельского хозяйства не может встать во главе министерства финансов.

Если же такая кадровая ротация все-таки совершится, чиновник наверняка нанесет большой вред, даже руководствуясь наилучшими пожеланиями для страны и окружающих.

Следующий принцип – принцип открытости и гласности в деятельности государства. К нему можно отнести право граждан участвовать на всеобщих референдумах и таким образом отменять решения власти. Не менее важен принцип законности.

Иерархичность

В рамках эффективной системы государственный механизм и государственный аппарат должны функционировать согласно принципу централизма и строгой иерархии.

Это означает, что каждый орган власти выполняет решения вышестоящих инстанций и отчитывается перед ними о своих успехах. Подчинение может быть только вертикальным, а может быть вертикальным и горизонтальным.

Пример последнего случая: отраслевой территориальный орган подотчетен вышестоящему территориальному органу и в то же время вышестоящему отраслевому органу.

Государственный механизм и государственный аппарат могут работать согласно коллегиальному и единоличному принципу. Если решения принимает один человек, это значительно ускоряет процедуру и уменьшает затраты, однако делает их более однобокими.

При коллегиальном обсуждении подход становится взвешенным и компромиссным. В то же время подобные государственные органы сталкиваются с множеством организационных сложностей. Решение принимается дольше, бюрократические проволочки делают процесс дороже.

Поэтому каждое государство в разных пропорциях сочетает в себе два этих принципа (единоличный и коллегиальный).

Органы власти сегодня в большинстве стран формируются согласно принципу демократии и народного представительства.

Доступ к должностям и выборам одинаков для всех вне зависимости от национальности, религии и других личностных особенностей.

В случае если государственный механизм воплощает в себе все вышеперечисленные принципы, он приобретает дополнительную целостность, единство и целенаправленность.

Структура

У любого государственного аппарата есть своя структура – порядок строения и расположения аппаратных звеньев, который наглядно демонстрирует, как складывается административная машина.

В каждой стране она представляет собой целостную систему, состоящую из множества подсистем.

Это государственные органы, обладающие собственными функциями, непосредственными целями, внутренним строением и т. д.

Данные подсистемы можно разделить на несколько групп. Самые важные – органы государственного управления, судебные органы и органы прокуратуры. Они являются носителями трех основных видов власти: судебной, исполнительной и законодательной.

Государственные органы (подсистема общего государственного аппарата) являются обособленными звеньями цепи, но при этом обладают одинаковыми признаками.

У этих институтов есть собственный правовой статус, который определяет их компетенцию и полномочия и действует в определенных правовых пределах.

Так как каждый орган осуществляет государственную работу, власть наделяет его материальными ресурсами, определенными в строке в бюджете.

Народовластие и верховенство исполнительной власти

Понятие «структура государственного механизма аппарата» не предполагает универсальных решений.

В каждой стране складываются собственные порядки устройства администрации и бюрократии, основывающиеся на исторических и правовых особенностях конкретного общества. Нет единства и среди ученых-теоретиков.

Существуют разные модели: в одних государственные органы равны, в других принята строгая субординация.

Одно из решений проблемы устройства государственного аппарата – это идея народовластия. Теоретически современная демократическая модель была изложена и объяснена английским мыслителем-материалистом Джоном Локком, жившим в XVII столетии.

Механизм, аппарат государственной власти в тоталитарных странах сложены иначе. К примеру, в фашистской Италии и нацистской Германии главенствовал принцип верховенства исполнительной власти над всеми другими ее ветвями. Подобная конфигурация обязательно приводит к диктатуре и уничтожает демократические устои государства.

Сегодня понятия «государственный аппарат», «государственный механизм» имеют множество трактовок. Связано это с тем, что в каждой стране складывается своя политическая система.

Одной из самых популярных концепций государственного аппарата является отождествление власти и государства. Эту идею в свое время сформулировал немецкий мыслитель Фридрих Энгельс.

Он считал, что сначала общество создает себе государство для защиты собственных внутренних и внешних интересов, а затем государство становится самостоятельным по отношению к этому самому обществу.

Законодательство и исполнительная власть

В чем же особенность каждой из основных систем госорганов, входящих в устройство государственного аппарата? Законодательная власть формулирует и принимает новые законы. Этой возможностью наделены представительные органы.

В демократических государствах они являются сердцевиной государственного аппарата. Представительные органы можно разделить на высшие (парламент) и местные территориальные. У них разная компетенция и ресурсная база.

Парламент имеет право передать часть своих полномочий подконтрольным ему органам. Так появляется система делегированного законодательства.

Государственный механизм и государственный аппарат невозможно представить без исполнительной власти, органы которой выполняют исполнительную и распорядительную функции. Они действуют согласно требованиям актов и законов.

В то же время эти органы распоряжаются подчиненными им органами и организациями и обладают определенной самостоятельностью, необходимой для собственной работы. Эта автономия стоит большой ответственности перед обществом.

Именно исполнительные органы осуществляют правовое регулирование и руководят жизненно важными процессами внутри государства. Их задачи закрепляются в обычных и конституционных правовых актах.

Органы управления

В современном обществе механизм, структура государственного аппарата не могут обойтись без органов государственного управления. Они делятся на две группы.

Первая – это центральные органы, которые имеют полномочия на территории всей страны. Их решения – общие для каждого административного субъекта (области, штата, края и т. д.). Это министерства, правительство, комитеты и т. д.

Механизм государства и государственный аппарат любой страны включают в себя эти органы.

Вторая группа – это локальное самоуправление. К ней причисляют органы, отвечающие за конкретную административно-территориальную единицу. Это муниципалитеты, а также их управления и отделы, администрации важных государственных учреждений и предприятий.

Главное место в системе управления занимает правительство. Это высший распорядительный и исполнительный орган государства.

Правительство руководит экономикой, социальной и культурной жизнью страны, разрабатывает план бюджета, защищает интересы государства, охраняет общественный порядок и т. д. Его деятельность регулируется конституцией.

Механизм, аппарат государства, государственные органы – все это так или иначе связано с правительством.

Суды и прокуратура

Важная часть государственного аппарата – судебная система, которая осуществляет правосудие и защищает законные интересы граждан. Она независима от любой другой власти в стране, ее решения самостоятельны. Совместно с судебной системой существует система органов прокуратуры.

Что это за понятие? Государственный аппарат, механизм государства и все общество должны исполнять законодательство страны. Именно за этим и следит прокуратура.

Она осуществляет надзор над исполнением законов государственными органами, учреждениями, предприятиями, общественными организациями, гражданами и должностными лицами.

Прокуратура также необходима для соблюдения законности в работе предварительного следствия и в местах тюремного заключения. Это ведомство следит за легальностью исполнения наказаний, назначаемых судом.

Механизм государства и государственный аппарат представляют собой сложное переплетение функций разных органов.

Но именно благодаря этому многостороннему взаимодействию принимаются правильные и эффективные решения.

Проблемы государственного аппарата

На рубеже XX-XXI вв. традиционная модель государственного управления начала переживать глубокий кризис. Он вызван недоверием граждан к собственной власти и чиновникам. Параллельно с этим падает престиж государственной службы. У данных взаимосвязанных тенденций есть несколько ключевых причин.

Во-первых, в условиях рыночной экономики частный сектор предлагает обществу услуги более высокого качества, чем те, которые предоставляет государственное обслуживание. Речь идет о медицине, образовании, обустройстве городов, жилищном строительстве. Государственный сервис страдает от бюрократизма, лишней траты средств, устаревших технологий.

Неэффективное соотношение механизма государства и государственного аппарата особенно заметно на фоне частных компаний, отличающихся гибким управлением, децентрализацией в управлении, небольшими по размеру иерархиями.

В такой системе низшие эшелоны сотрудников принимают максимальное участие в жизни корпорации.

Традиционное управление в государственных структурах прямо противоположно: оно известно множеством лишних правил, инструкций и процедур, делающих работу госорганов устаревшей.

Новые веяния

Во всем мире давление гражданского общества на государство с каждым годом становится все ощутимее. Эта тенденция появляется даже в авторитарных странах. Причина перемен заключается во все большей интеграции мира, информационной и цифровой революциях.

Именно на этом фоне общество требует большей прозрачности и открытости, в которой так нуждаются государственный механизм и государственный аппарат. Соотношение понятий не поменялось, но поменялось отношение людей к чиновникам.

Все большему количеству населения не нравится раздутый масштаб бюрократии.

Продолжается переосмысление того, какой должна быть государственная служба. Если раньше к администрации относились как к власти, то сегодня – как к сервису.

И этот принцип заложен во многих конституциях, где указано, что государство в первую очередь именно служит людям, а не правит ими. Появляются новые концепции перестройки бюрократической организации. Иногда их называют инновационными.

Механизм государства, понятие, структура, государственный аппарат – все это не статично, данные явления меняются и с каждым годом все быстрее.

По оценкам специалистов, новая бюрократия отличается от прежней тем, что фокусируется не на своих интересах, а на интересах общества. Если раньше деятельность чиновников оценивалась согласно объему освоенных ими средств и количеству выполненных перед начальством задач, то в будущем главным критерием станет ценность результата их деятельности для граждан.

И если государство контролирует затраты на деятельность бюрократии, то общество контролирует то, что остается «на выходе». Новое государство должно не соблюдать костные инструкции, а меняться изнутри согласно веяниям и требованиям времени. Для этого уже сегодня в передовых странах устанавливается быстрая и доступная двусторонняя коммуникация с избирателями.

Источник: https://FB.ru/article/262675/gosudarstvennyiy-mehanizm-i-gosudarstvennyiy-apparat-struktura-i-printsipyi

Принципы механизма государства

Человек для гос механизма. Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы. Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства

В специальных исследованиях, посвященных изучению общей теории государства и политологии, большое внимание уделено характеристике такой категории как механизм государства.

В частности, отмечается, что соответствующий механизм, демонстрирует применительно к каждому конкретному государству, совокупность отличительных свойств и особенностей построения государственно-властных органов, позволяющих сформировать представление о государственности соответствующей страны.

При этом следует отметить, что, несмотря на существование различных подходов к формулированию определения механизма государства, в наиболее общем виде рассматриваемая дефиниция может быть сформулирована следующим образом:

Определение 1

Механизм государства – это существующая в системной взаимосвязи и взаимозависимости совокупность созданных в особом порядке органов и учреждений, деятельность которых направлена на осуществление государственного управления обществом и защиту его основополагающих интересов.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Для более детальной характеристики понятия «механизм государства», в специальной литературе предлагается система признаков и система принципов соответствующего механизма. В этой связи, представляется необходимым подробнее остановиться на изучении содержания соответствующих систем.

Так, в числе признаков механизма государства могут быть названы:

  • С точки зрения внутреннего субъектного состава, механизм государства представляет собой совокупность государственных и муниципальных служащих, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного выполнения государством стоящих перед ним целей и задач;
  • Механизм государства отличает известная сложность составляющих его структуру органов и учреждений, находящихся между собой в тесной взаимосвязи в процессе непосредственного осуществления властных функций;
  • Для государственного механизма характерно наличие особой системы обеспечительных средств. Так, соответствующая деятельность одновременно обеспечивается значительными организационными и финансовыми ресурсами, а в необходимых случаях – также механизмами принудительного воздействия;
  • Механизм государства отличается особым социальным предназначением, связанным с тем, что он во всех случаях призван гарантировать и обеспечивать защиту законных интересов и прав граждан и их объединений в рамках конкретной страны, а равно и за ее пределами. Кроме того, именно механизм государства в лице конкретных органов и должностных лиц, способен обеспечить выстраивание доверительных и эффективных взаимоотношений между государством, обществом и личностью.

Замечание 1

При этом как было отмечено выше, наряду с обозначенными выше, а равно некоторыми иными, выделяемыми в специальной литературе, признаками механизма государства, важное значение для его характеристики имеет система принципов соответствующего механизма, подробнее о которых будет сказано ниже.

Виды принципов построения и функционирования механизма государства

Продолжая характеристику механизма государства, следует обратить внимание на то, что процесс его формирования, а равно последующая непосредственная деятельность, во всех случаях подчинены определенным объективным по своему содержанию принципам, в числе которых следует назвать:

  1. Принцип представительства интересов граждан: содержание данного принципа в равной мере справедливо для всех звеньев государственного аппарата и состоит в обеспечении соответствующего представительства посредством демократических избирательных механизмов, реального гарантирования социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан, и т.д.;
  2. Принцип разделения властей – важнейшая основа демократической государственности, история которой насчитывает уже несколько столетий, и утверждающая необходимость формирования таких государственных механизмов, которые исключали бы произвол со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, путем подразделения всех элементов механизма государства на относительно обособленные друг от друга законодательные, исполнительные и судебные органы;
  3. Принцип гласности и открытости деятельности органов государственной власти – одной из важнейших гарантий реального обеспечения прав и свобод граждан в демократическом обществе, выступает подотчетность государственных органов собственным гражданам, а также возможность последних принимать реальное участие в решении вопросов общесоциального значения (например, посредством волеизъявления на выборах или референдуме);
  4. Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных органов – с учетом того уровня общественной значимости, который присущ отдельным элементам государственного механизма, необходимым условием эффективности деятельности соответствующих органов и их должностных лиц, выступает высокая квалификация и наличие специальных знаний, способствующих выполнению существующих задач.

Принципы механизма государства в РФ

Следует отметить, что обозначенные выше принципы механизма государства в равной степени справедливы по отношению к большинству современных государств, включая Российскую Федерацию.

Однако необходимо отметить, что анализ действующей Конституции РФ, а также некоторых законодательных актов, позволяет сделать вывод о том, что приведенный выше перечень может быть расширен, в частности, посредством включения таких принципов как:

  • Принцип гуманизма, вытекающий из конституционного признания Российской Федерации социальным государством;
  • Принцип Федерализма, оказывающий непосредственное влияние на систему и структуру механизма государства, и подчеркивающий особенности административно-территориального деления нашей страны;
  • Принцип внепартийности государственной службы;
  • Принцип отделения религиозных объединений от государства в целом и отдельных компонентов механизма РФ в частности.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_mehanizma_gosudarstva/principy_mehanizma_gosudarstva/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: