Чинопоследование таинства соборования. Сокращенный чин таинства елеосвящения

Содержание
  1. Таинство елеосвящения
  2. На протяжении всей Библейской истории елей применялся для священных и бытовых целей
  3. Помазание болящего освященным маслом, как рекомендация апостола Иакова
  4. Обряд Соборования формировался на протяжении веков
  5. Чин богослужения Елеосвящения создавался на протяжении многих столетий
  6. Современный чин таинства Соборования
  7. Таинство Елеосвящения (Соборование) – Чинопоследование Таинства Елеосвящения
  8. Схема чинопоследования Елеосвящения
  9. 1. Молебное пение
  10. 2. Освящение елея
  11. 3. Помазание болящего елеем
  12. Молебное пение
  13. Освящение елея для помазания
  14. Помазание болящего елеем
  15. Таинство Елеосвящения (Соборование)
  16. Духовный смысл Таинства Елеосвящения
  17. История и чинопоследование Таинства Елеосвящения
  18. Елеосвящение
  19. Чинопоследование Таинства Елеосвящения
  20. Свершение соборования в храме
  21. Над кем совершается Соборование?
  22. Когда совершается Елеосвящение? Надо ли к нему готовиться?
  23. : Таинства Церкви. Елеосвящение (Соборование)

Таинство елеосвящения

Чинопоследование таинства соборования. Сокращенный чин таинства елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования — это священный обряд, при котором болящего помазывают освященным маслом и молятся об его исцелении. При этом призываемая Благодать Божия исцеляет телесные и духовные недуги.

Соборованием оно называется потому, что полный обряд совершает собор из семи епископов, или священников.

Соборование в храме г. Москва

На протяжении всей Библейской истории елей применялся для священных и бытовых целей

Во все времена у евреев, и других народов елей выполнял разные назначения. Елей происходит из греческого слова «элайон», что означает оливковое масло. В Библии это слово употребляется около 200 раз.

В Ветхом Завете елей применялся:

  • для священного помазания Скинии (Исход 30,23-32);
  • для помазания на Царство (1 Царств 16,13; 3 Царств 1,39);
  • использовался в косметических целях (Есфирь 2,12);
  • приводится как образ радости (Псалом 44,8);
  • используется для смягчения при лечении ран (Исаия 1,6);

В Новом Завете елей упоминается в случаях:

  • как образ Духа Святого в притче о десяти девах (Мф 25,1-8);
  • в повествовании, когда Иисус послал учеников на проповедь, и они исцеляли больных маслом (Мар.6,12-13);
  • в притче о добром самарянине (Лк 10,25-27);
  • помазание грешницей ног Иисуса миром (Лк 7,44-46);
  • послание Апостола Иакова для исцеления болящего (Иак. 5,14-15).

Икона «Притча о добром самарянине», в которой изображается исцеление раненого маслом

Помазание болящего освященным маслом, как рекомендация апостола Иакова

Таинство Елеосвящения — одно из семи таинств Православной церкви. Оно учинено Святыми Апостолами в первом веке. Прибегать к этому обряду рекомендует Евангелие.

В послании апостола Иакова есть прямое указание:

«Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

С самого рождения Церкви священники проводили помазание болящих освященным елеем.

Исцеление душ и телес происходит Духом Святым, сила которого зависит не от освященного масла, а от «молитвы веры». Эта вера и молитва исходит как от священнослужителей, так и от самого болящего.

Таинство Соборования предназначено для исцеления всего человека. При совершении Таинства Елеосвящения, при обращении к Богу совершающих таинство пресвитеров, вся церковь совместно с болящими усердно молится о его выздоровлении.

Для исцеления телесного не обойтись без исцеления души, для которого необходимо покаяние и прощение грехов, с твердым обещанием Богу об исправлении жизни в соответствии с Евангелием. Поэтому Чин Елеосвящения совершается после прохождения болящим Таинства покаяния.

Обряд Соборования формировался на протяжении веков

Чудеса исцеления, как в ранней церкви, так и на протяжении всего времени ее существования, Господь являл разными способами.

Они совершались при возложении рук, прикосновении к предметам одежды святых людей, окроплении святой водой, помазании елеем, принятием Тела и Крови Христовой, и от молитвы.

Церковь выделила помазание елеем в таинство по причине частых и множественных болезней людей, которые постоянно обращались к священникам за помощью.

Таинство Елеосвящения. Роспись Преображенского храма в Ростове. 1675 год

В трудах церковных историков и святых отцов III — IV веков находится множество упоминаний о помазании елеем больных и умирающих со ссылкой на цитату Апостола Иакова.

Отцы, оставившие свидетельства о помазании елеем с целью исцеления:

  • Тертуллиан упоминает о врачеваниях маслом, начало III века;
  • свщмч. Ириней Лионский говорит о практике помазания умирающих, начало III века;
  • Ориген (III в.) и прп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) упоминают о помазании елеем с целью прощения грехов, со ссылкой на цитату Иакова;
  • свт. Иоанн Златоуст (III — IV вв.) сообщает о христианах, помазывающихся от лампадного масла с целью исцеления;
  • сульпиций Север (IV — V вв.) свидетельствует об исцелении девушки св. Мартином освященным елеем;
  • свт. Григорий Турский (VI в.) отмечал случай исцеления елеем св. Непотианом больного лихорадкой;
  • свт. Кесарий Арелатский (IV — V вв.) в своих проповедях рекомендовал помазывать благословенным елеем для исцеления и прощения грехов;
  • в «Истории египетских монахов» (кон. IV в.) пишется об освящении елея для помазании болящих;
  • блж. Иероним Стридонский (IV — V вв.) в книге «Житие св. Илариона» описывает чудо исцеления находящейся при смерти дочери одной женщины;
  • в соответствии с «Лавсаиком» Палладия (V в.), исцелял елеем прп. Вениамин, который получил от Бога такой дар;
  • в описании «Жития прп. Феодора Сикеота», составленном в VII в., упоминается об исцелении людей и животных через помазание освященным елеем. В этой же книге приведены молитвы на освящение елея.

Конкретное упоминание в Римской церкви о помазании, как о таинстве, – приводится в Послании папы Римского свт. Иннокентия, 416 г. к епископу Декентию. Он описывает порядок освящения масла, способы помазания, и называет это одним из таинств.

В Восточной церкви елеосвящение указывается как самостоятельное таинство в слове «О почивших в вере», написанном прп. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). в нем различаются святое миро, и елей, которым пресвитер помазывает страждущих.

Чин богослужения Елеосвящения создавался на протяжении многих столетий

Чин Елеосвящения формировался длительное время. Исследуя ранние греческие и русские рукописи, канонисты находят большую разновидность молитв и чинов.

Разнообразие «молитв над елеем» и «молитв над болящими» указывает на творческий молитвенный труд отцов по причине востребованной необходимости.

В древнейших рукописях приведены молитвы без определенного порядка. Начиная с X — XI веков, пишутся тексты с чинами над елеем и болящими. В некоторых греческих рукописях молитвы елеосвящения соединены с литургией.

Чины таинства Соборования в разных регионах и периодах времени отличаются набором молитв, последований и порядком исполнения.

В одних рукописях предполагается повторять чин в течении 7 дней. В некоторых указано о совершении литургий 7 священниками одновременно в разных церквях, а затем проведение Елеосвящения в доме болящего.

В других требуется произвести 7 иереями всех суточных служб, молитв о здравии, песнопений и канонов, помазание больного, и возложение на него рук каждого иерея по очереди.

Со временем богослужебные тексты Елеосвящения разделились на 2 типа чинов:

  1. По уставу иерусалимскому. Он предполагает совершение вечерни, утрени, молитвы на освящение елея, песнопений о болящих. Затем читаются отрывки из Апостола и Евангелия, служится литургия, и исполняется помазание.
  2. Греческий чин, без проведения литургии. Это самостоятельный чин, который совершают в любом месте и любое время. В нем постепенно устанавливается цикл из 7 помазаний, объединенных с чтением 7 Апостолов и Евангелий, сопровождаемых 7 разными молитвами. Молитвы над елеем прочитываются вначале богослужения.

Со временем акцент богослужения перемещается на покаяние. По этой причине таинство совершалось на Страстной седмице и в Великий четверг. На чин Елеосвящения начали приглашать здоровых людей, разрешая их от греха и подготавливая к принятию Святых Христовых Тайн.

Священное Предание утверждает: при Соборовании прощаются забытые и неосознанные грехи.

Тип греческого чина постепенно становится общепринятым, и распространяется в греческой, славянской, грузинской и арабской православной традиции. В эпоху книгопечатания богослужение Соборования обрело единообразие.

Современный чин таинства Соборования

Установленное единообразие порядка богослужения Елеосвящения сохраняется с XVI века до настоящего времени.

В последних изданиях православных богослужебных книг, в Чине Соборования установлен следующий порядок.

1 Для совершения таинства подготавливают столик, на который размещают блюдо с пшеницей. В пшеницу ставят и зажигают 7 свечек, которые поочередно тушат после совершения каждого помазания. Ставят сосуд для елея, полагается св. Евангелие.

Чтение подготовительных молитв к совершению таинства Елеосвящения

2 Молебен начинают с каждения всего помещения. Совершают молебное пение о болящем. Оно включает в себя: псалмы, ектении, аллилуиарии, покаянные тропари, канон Елеосвящения, стихиры и молитвословия.

3 Освящают елей.

Служащий иерей читает «молитву над елеем», содержащую следующие слова:

«Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушения душ и телес наших, Сам Владыко, освяти елей сей, якоже быти помазующимся от него во исцеление, и в пременение всякия страсти, скверны плоти и духа, и всякаго зла, да и в сем прославится Твое пресвятое имя, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

При этом совершают чтение: ектении с прошениями, молитв и песнопений, тропарей о болящем, тропарей и кондаков святым целителям, апостолам и Богородице. Елей предварительно смешивают с водой и вином.

Приготовление елея на освящение для таинства Соборования

4 Совершают молитвенный цикл, состоящий из 7 разделов.

Каждый раздел состоит из следующих элементов:

  • прокимен;
  • чтение Апостола;
  • аллилуиарий;
  • чтение Евангелия;
  • сугубая ектения;
  • молитву с помазанием.

5 В завершении чина над больным прочитывают молитву об исцелении и прощении грехов. При этом на его голову возлагается текст раскрытого Евангелия, символизирующий десницу Христову. После молитвы больной целует Евангелие.

6 В завершение читается сугубая ектения, стихиры бессеребренникам, богородичен, и возглашается отпуст. Больной принимает у священников благословение.

При совершении таинства, у больного помазывают крестообразно специальной кисточкой лоб, щеки, ноздри, уста, грудь, кисти рук с двух сторон.

Помазание рук священником при совершении Соборования

Обряд совершается над одном болящем, над группой христиан, или всем церковным приходом. Для этого молебен проводится в помещении храма.

Проведение таинства Соборования над всем приходом. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, г.Москва

Полный богослужебный чин длиться 1.5 — 2 часа. Над христианами, находящимися в больнице, реанимации, или на смертном одре, — совершают краткий чин Соборования, опубликованный в богослужебных сборниках. Собрать собор из 7 священников в больничную палату невозможно.

Совершение таинства Елеосвящения над больными в реанимации

Над болящими производится только одно помазание, и таинство считается совершенным. Опускается чтение псалмов, канонов, стихир и тропарей. Читается молитва, Евангелие, производится благословение.

Православная церковь рекомендует принимать таинство Соборования всем больным и здоровым христианам раз в году.  В таинстве, кроме исцеления телесного и духовного, человек получает прощение забытых и неосознанных грехов, от которых никто не застрахован.

Источник: https://hranitel.club/755-tainstvo-eleosvyashheniya

Таинство Елеосвящения (Соборование) – Чинопоследование Таинства Елеосвящения

Чинопоследование таинства соборования. Сокращенный чин таинства елеосвящения

Страница 5 из 5

“Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому”.

Схема чинопоследования Елеосвящения

“Последование святаго елеа” условно делится на три части.

1. Молебное пение

Начальный возглас: “Благословен Бог наш…”.

Хор: Аминь.

“Обычное начало”: Трисвятое по “Отче наш…”

Псалом 142-й.

Малая ектенья.

Аллилуиа.

Покаянные тропари.

Псалом 50-й.

Канон с ирмосами: “Моря чермную пучину…”.

Стихиры.

Трисвятое по “Отче наш…”.

Тропарь: “Скорый в заступлении…”.

2. Освящение елея

Мирная (великая) ектенья.

Молитва на освящение елея.

Тропари Господу, Богоматери, святым.

3. Помазание болящего елеем

Прокимен, Апостол, Евангелие.

Сугубая ектенья.

Молитва одного из семи священников.

Помазание болящего при чтении молитвы “Отче Святый…”.

Возложение Евангелия на главу болящего при чтении молитвы “Царю Святый…”.

Сугубая ектенья.

Стихиры.

Отпуст.

Испрашивание болящим прощения у священников.

Молебное пение

Молебное пение – первая часть чинопоследования – есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста. Совершающие Таинство священники (или священник) становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежат Святое Евангелие и всех принадлежностей, а также больного.

Начинается служба возгласом священника: “Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков”.

Хор: “Аминь”.

Затем читается “обычное начало”: Трисвятое по “Отче наш”, состав молитв в котором описан выше.

Далее следуют молитвы:

“Господи, помилуй” – 12 раз;

“Слава, и ныне”;

“Приидите, поклонимся…” (трижды).

Псалом 142-й: “Господи, услыши молитву мою…” помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: “Господи! Услышь молитву мою… Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое”.

Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и сознания своей немощи. Звучит Аллилуйа, ее покаянные стихи: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” и тут же поются покаянные тропари (“Помилуй нас, Господи”) и псалом 50-й – вершина покаянного псалмотворчества царя Давида.

После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа “елеем благоутробия утешить души… и телеса человеческие” и “подать люте страждущему благодать свыше”. В “молитве елея” звучат прошения: “Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление”.

Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: “Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти…, соблазнов избави, обстояние отжени , скорби потреби …”.

Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по “Отче наш” и пением тропаря “Скорый в заступлении…”.

Освящение елея для помазания

Возглашается ектенья: “Миром Господу помолимся”, в которой звучит прошение: “О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа”.

Елей для освящения вливается в пустой сосуд (кандило), стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают их лжицей. Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие.

Первенствующий иерей начинает читать “молитву елея”, а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву. В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. После молитвы поются тропари – Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.

Помазание болящего елеем

Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов.

Первое чтение. Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5; 10-16). Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие (Лк. 10; 25-37) о самарянине, стоя лицом к больному. Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием.

После этого произносится сугубая ектенья, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем. Это делает иерей, читавший первое Евангелие.

Взяв в руку стручe'ц, он обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки (с внутренней и тыльной стороны).

При этом читается тайносовершительная молитва: “Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (рабу Твою, имярек) от обдержащия его (ея) телесныя и душевныя нeмощи и оживотвори его (ю) благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честных Небесных Сил бесплотных, силою Честнaго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых.

Яко Ты еси Источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Единородным Твоим Сыном, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде.

Второе чтение. Читается следующее зачало из Апостола, и затем – Евангелия. Апостольское чтение (Рим. 15; 1-7) содержит повеление сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему.

Во втором Евангелии (Лк. 19; 1-10) повествуется о мытаре Закхее, обратившемся к вере после того, как Иисус Христос посетил его жилище. Далее следует молитва “Отче святый…” и второе помазание больного.

Третье чтение (1 Кор. 12; 27-13; 8) содержит перечисления различных служений членов Церкви Христовой, тут же говорится о любви, как главной цели христианской жизни.

Третье Евангелие (Мф. 10; 1, 5-8) говорит о том, как Господь послал учеников на проповедь в Иудею и дал им власть изгонять нечистых духов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых. Далее следует молитва “Отче святый…” и третье помазание больного.

Четвертое чтение (2 Кор. 6; 16-7; 1) говорит о том, что истинно верующие являются храмами Бога Живого, и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа.

А в четвертом евангельском чтении (Мф. 8; 14-23) говорится об исцелении Спасителем Петровой тещи, лежавшей в горячке, и многих бесноватых. Далее следует молитва “Отче святый…” и четвертое помазание больного.

Пятое чтение (2 Кор. 1; 8-11) говорит о том, что избавление от скорбей и гонений – от Господа, поэтому будем надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых.

В пятом евангельском чтении (Мф. 25; 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, оставшихся по неразумию вне брачного пира, символизирующего Царство Небесное. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Далее следует молитва “Отче святый…” и пятое помазание больного.

Шестое чтение (Гал. 5; 22-6; 2) призывает христиан: Носите бременa друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

В шестом Евангелии (Мф. 15; 21-28) повествуется о великой вере жены хананеянки, по которой Господь даровал исцеление ее дочери. Далее следует молитва “Отче святый…” и шестое помазание больного.

Седьмое, заключительное, чтение (1 Фес. 5; 6-18) содержит призыв апостола Павла утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Евангелие седьмое (Мф. 9; 9-13) повествует о том, как Матфей из мытарей был призван Господом и сделался апостолом. Оно же приводит слова Иисуса Христа к роптавшим на Него фарисеям: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

По совершении последнего, седьмого, помазания священнослужители становятся в центре и принимавшие Таинство верующие окружают их, а предстоятель, открыв Святое Евангелие, кладет его письменами на их головы и произносит молитву к Господу Иисусу:

“…

Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресe'х и просящаго у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку, крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои, держa'т (или: еже аз держу) на главе раба Твоего (рабы Твоея, имярек) и молюся (с ними) и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый и Манассиину еже о покаянии молитву приемый. Сам и раба Твоего (рабу Твою, имярек), кающагося (кающуюся) о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его (ея) прегрешения…”.

Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. Затем следует краткая ектенья о милости, жизни, здравии и спасении и оставлении грехов предстоящих. Поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божьей Матери и бывает отпуст. После этого принявшие Таинство должны трижды поклониться его совершителям со словами:

“Благословите, отцы святии (или: отче святый) и простите мя, грешнаго (грешную)” (трижды) и получить иерейское благословение.

Источник: https://www.saint-george.ru/info/10/59-tainstvo-soborovanija.html?start=4

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Чинопоследование таинства соборования. Сокращенный чин таинства елеосвящения

Соборование. Ответы на вопросы(Соборования)

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином.

При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина.

Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.

Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым.

Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников.

Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление.

Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь.

И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.

Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12—13).

Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8).

Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования.

Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14—16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати.

Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей.

Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается.

Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

История и чинопоследование Таинства Елеосвящения

В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.

До VI века Соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня.

Таинство могло совершаться над человеком неоднократно – в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам.

В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой – в зависимости от обстоятельств.

Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками – во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII —VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века.

Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн.

Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.

Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста.

Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.

Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.

Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.

Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения.

Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника.

Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…».

В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица .

Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, – Богоматери.

Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема.

Звучат прокимен , Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания.

Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.

Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах.

Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви.

В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…».

Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.

Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.

В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям – разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство .

Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.

Источник: https://www.pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashheniya-soborovanie-2/

Елеосвящение

Чинопоследование таинства соборования. Сокращенный чин таинства елеосвящения
Таинство Соборования в храме

С этим Таинством связаны самые странные заблуждения и предрассудки. Непосвященные люди считают, что соборуются безнадёжные больные, непосредственно перед смертью. То есть, елеосвящение — это один из элементов приготовления христианина к переходу в жизнь вечную.

Другие, далекие от Церкви, миряне утверждают, что после Соборования больной может полностью исцелиться. На самом деле всё по-другому. Вот как сама Церковь понимает это величайшее священнодействие.

Таинство соборования (Елеосвящение) — это духовное врачевание от недугов души и тела.

Во время соборования, при помазании больного елеем, на него призывается благодать Божия, которая исцеляет душевные, телесные немощи.

Поскольку болезни иногда являются последствием греха, который больной возможно забыл, то в Елеосвящениии спрашивается у Бога прощение и отпущение больному те грехи, которые он забыл, никогда в них не раскаивался.

Подчеркнём: запамятовал, но не сознательно утаил при покаянии перед священником. Также, как все семь Таинств Православной Церкви, Соборование установлено Иисусом Христом.

Об этом говорится в Евангелии от Матфея глава 10, стихи 1 и 8.

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять или врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте…

Чинопоследование Таинства Елеосвящения

По уставу Церкви Елеосвящение совершают одновременно семь священников, поэтому это Таинство называется Соборование.  Число семь означает: полноту, законченность, совершенство, вечность, бесконечность пространства и времени. Современное чинопоследование Соборования состоит из трёх стадий, причем начальные два действия подготавливают главный чин, совершаемый в третьей части.

  1. Первый этап — это сокращённый вариант утрени, которую служат во время поста. Во время неё читаются молитвы о покаянии и осознания немощи больного с пением покаянных тропарей,  псалма 50-го, канона с ирмосами: «Моря черемную пучину…».
  2. Вторая часть — это освящение елея и пшеницы, с возглашением великой ектеньи, канона на освящение елея, тропарей Господу, Богоматери, святым.
  3. Третья стадия — это семикратное помазание освященным елеем (масла, смешанного с вином) у больного частей тела. Крестообразно мажутся лоб, ноздри, щёки, уста, грудь, руки. Причем перед каждым из семи помазаний читаются Апостол, Евангелие, краткая ектенья, молитва об исцелении больного и прощении ему грехов. По свершению седьмого, последнего помазания на головы верующих, принимавших участие в Соборовании, кладётся раскрытое Евангелие и произносится молитва ко Господу Иисусу:  «Отче Святый, Врачу душ и телес…». Потом соборующиеся целуют Крест.

Церковью допускается совершение Таинства меньшим числом священнослужителей, даже и одним священником, при котором чтение всех положенных молитв и помазание больного или больных совершается один раз.

Свершение соборования в храме

В церковной лавке или в притворе записывают имена всех, кто пожелал участвовать в Таинстве. За них будет молиться собор священнослужителей, совершать над ними Таинство Соборования всей мощью Церкви. Благодать Божия действует через освященный елей. Есть традиция давать в храм жертву деньгами. Что нужно приносить с собой на Елеосвящение нужно спросить в церковной лавке.

Обычно покупают одну большую или 7 маленьких свечей, которые зажигают перед очередным чтением святых писаний и тушат перед началом помазания. Потребуется носовой платок или салфетки, емкость для жидкости, если будет возможность взять с собой освященный елей.

Непосредственно перед помазанием, священником читается особая молитва о даровании больным исцеления и прощения грехов. К помазанию соборующиеся готовятся загодя: убирают волосы со лба, расстёгивают воротник, подворачивают рукава.

После окончания Елеосвящения раздаются неиспользованный освящённый елей.

Над кем совершается Соборование?

К Таинству Елеосвящения допускаются крещённые христиане старше 7 лет, страдающие от телесных и душевных заболеваний.

Под душевными расстройствами подразумевается скорбь, уныние, отчаяние и другие недуги, вызываемые нераскаянными грехами (может быть даже не осознанные человеком).

Над одним больным человеком Елеосвящение может совершаться дома или в больнице. Над группой верующих людей Таинство проводится в церквях и храмах.

Когда совершается Елеосвящение? Надо ли к нему готовиться?

Соборование обычно проводится над больным человеком, желающим призвать имя Божие в свою жизнь и получить от Бога врачевание своих недугов.

Специально к нему готовиться не нужно, но желательно заранее исповедоваться. После совершенного Таинства Соборованияпо необходимо причаститься Христовых Тайн.

Впрочем, если перед Елеосвящением верующий не был на исповеди и причастии, это не препятствие для совершения Соборования.

К этому Таинству обычно прибегают один над одной болезнью. Если появилась новая болезнь, ради нее можно собороваться еще раз. Важно помнить, что Елеосвящение не отменяет приёмов медикаментозного лечения. Таинство Елеосвящения — это не магия и не медицина. Исцеление — это дар Божий, который человеку даётся по Его волеизъявлению. : Таинства Церкви. Елеосвящение

: Таинства Церкви. Елеосвящение (Соборование)

Источник: https://xn----8sbefh4ajsds0a5b9ed2a.xn--p1ai/eleosvyashchenie/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: