Что относится к правоохранительным органам рф. Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов. Признаки правоохранительных органов

Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов

Что относится к правоохранительным органам рф. Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов. Признаки правоохранительных органов

Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель – это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.

Терминология

Давайте ознакомимся с несколькими определениями:

  1. Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
  2. Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.

Классификация

Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:

  1. Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
  2. Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
  3. Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
  4. Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
  5. Органы внутренних дел. Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
  6. Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
  7. МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.

Функции

Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:

  1. Охранять государственный и общественный строй.
  2. Укреплять законность и правопорядок.
  3. Защищать права и свободы гражданина и человека.
  4. Бороться с преступностью.
  5. Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.

Вот главные функции правоохранительных органов.

Основные субъекты системы

Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:

  1. Прокуратура.
  2. МВД.
  3. Министерство юстиции.

Прокуратура

Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве основных направлений деятельности можно привести следующее:

  1. Надзор за выполнением законов.
  2. Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
  3. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
  4. Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
  5. Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
  6. Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
  7. Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.

Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.

Министерство внутренних дел

Является федеральным органом исполнительной власти. Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также Министерство внутренних дел занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. Министерство внутренних дел выполняет такие задачи правоохранительных органов:

  1. Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
  2. Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
  3. Следит за миграционными потоками.
  4. Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
  5. Занимается руководством внутренними войсками.
  6. Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
  7. Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.

Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.

Министерство юстиции

Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
  2. Создание условий для функционирования судов.
  3. Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
  4. Развитие системы предоставления юридических услуг.
  5. Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
  6. Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
  7. Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.

Судебная власть

Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:

  1. Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
  2. Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
  3. Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.

Проблемы правоохранительных органов

Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов).

Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня.

В неё на данный момент времени входят такие направления:

  1. Выборы.
  2. Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
  3. Инициативы граждан.

Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, – тоже не редкость.

Существуют значительные проблемы с системой судов. Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов оправдательных приговоров в мире.

Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства.

Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых – в тюрьме.

Заключение

Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать).

Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур.

Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.

Источник: https://FB.ru/article/248740/chto-takoe-pravoohranitelnyie-organyi-obschaya-harakteristika-pravoohranitelnyih-organov

Понятие и признаки правоохранительных органов

Что относится к правоохранительным органам рф. Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов. Признаки правоохранительных органов

Понятие правоохранительных органов тесно связано с термином «правоохрана». Между тем, правоохрана рассматривается в 2-х аспектах.

Понятие «нрав» и «права человека»

Определение 1

Нрав – это совокупность важнейших правил поведения, установленных государством и охраняемых от нарушений посредством специальных мер воздействия.

Но есть и другая категория.

Определение 2

Права человека – это возможности личности поступать по собственному усмотрению во всех ситуациях, в которых отсутствует прямой законодательный запрет.

Суть деятельности правоохранительных органов

Так как в статье 2 Конституции России провозглашается приоритет прав и свобод личности, а государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, то правоохранительная деятельность, прежде всего, ориентирована на обеспечение прав личности. Однако конкретизированная законодательная регламентация отношений, образующихся между государством, с одной стороны, и личностью/обществом – с другой, порождает необходимость соблюдать и охранять соответствующие правовые положения.

Потому правоохрана в России протекает по 2-м направлениям:

  • охрана прав личности;
  • охрана закрепленных в законодательстве правовых предписаний.

Причем 1-е направление находится в приоритете, а 2-е обладает социальной значимостью только тогда, когда эта деятельность не нарушает права и свободы человека и гражданина.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только правоохранительными органами в общем, но и их руководителями, которые в процессе правовых отношений образуют весь орган, а также подчиненными им должностными лицами, обладающими определенными полномочиями.

В случае нарушений, допускаемых при осуществлении деятельности правоохранительных органов, ущерб возмещается лицу в полной мере вне зависимости от вины конкретного должностного лица, а в дальнейшем это должностное лицо привлекается к различной юридической ответственности.

Вывод 1

Так, несмотря на то что под правоохранительным органом понимается коллективное образование, в случае нарушения законодательных положений несет ответственность как орган в целом, так и конкретные должностные лица, виновные в нарушении личностных прав.

Отсюда вытекает следующее определение.

Определение 3

Правоохранительные органы являются государственными органами или негосударственными образованиями, осуществляющими правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе общества и страны от противоправных посягательств и остальных правонарушений.

Опиши задание

Признаки правоохранительных органов

Из приведенного выше определения вытекают признаки, характеризующие правоохранительные органы как особую составную часть механизма регулирования социальных отношений:

  1. Правоохранительные органы созданы для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательством. Первоначально государство самостоятельно устанавливает, какие сферы деятельности необходимо охранять со стороны специализированных структур и согласно этому создает систему правоохранительных органов. Название этого органа вместе со структурой отражены в действующем законодательстве (обычно на уровне федеральных законов). Помимо этого, в законе либо других нормативно-правовых актах описываются главные направления в его деятельности вместе с конкретными полномочиями, которые орган имеет право применять непосредственно либо с помощью собственных должностных лиц.

Что касаемо полномочий, то для конкретных правоохранительных органов они устанавливаются по-разному. Если речь идет о «силовых структурах», то применительно к ним актуально правило: «Разрешено только то, что прямо закреплено в законодательстве».

Иначе говоря, используя свои полномочия, они обладают возможностью ограничивать права и законные интересы лица лишь тогда, когда это напрямую предписано в законодательных актах, и только в том объеме, который вызван истинными обстоятельствами и подтверждается конкретными основаниями.

Если же правоохранительный орган призван охранять именно права и свободы человека и гражданина, тогда при реализации собственных полномочий он имеет право использовать любые возможности, кроме прямо закрепленных законодательством.

  1. К правоохранительным органам относятся государственные структуры, а также и негосударственные формирования. Так как в России множество аспектов социально ориентированной деятельности прописано в законе, многие правоохранительные органы созданы государством, и естественно они относятся к категории государственных. Между тем, это не исключает необходимость и целесообразность существования негосударственных правоохранительных структур, к примеру, адвокатуры. Являясь одним из важных институтов в гражданском обществе, адвокатура реализует права и свободы личности, а также осуществляет социальный контроль над государственным механизмом.
  2. суть деятельности правоохранительных органов состоит в охране и защите прав и законных интересов лиц как физических, так и юридических. Несмотря на первоначальное сходство терминов «охрана» и «защита», они на самом деле имеют определенные отличия.

Определение 4

Охрана – это деятельность, которая обеспечивает недопущение нарушений законодательства и тех положений, непосредственно в законе не закрепленных, но вытекающих из его содержания и гарантируемых на федеральном/муниципальном уровнях.

Определение 5

Под защитой подразумеваются активные действия правоохранительных органов, направленных на дальнейшее восстановление нарушенных в прошлом прав.

Причем неважно, кем конкретно данные права нарушены, – государственным органом, должностным лицом, общественным объединением либо же другим физическим лицом. Имеют место такие ситуации, когда одним правоохранительным органам приходится защищать права и законные интересы личностей, нарушенные иными правоохранительными органами.

Пример 1

Прокуратура защищает права, нарушенные ОВД либо вышестоящий правоохранительный орган защищает права и законные интересы личностей, которые нарушил нижестоящий орган этой же ветви органов (суд вышестоящей инстанции отменяет решение суда нижестоящей инстанции).

  1. Органы правоохранительной власти действуют строго в рамках своей компетенции. Даже при наличии весьма существенных полномочий у какого-либо правоохранительного органа он не вправе совершать любые действия и принимать абсолютно любые решения. Организуя работу различных правоохранительных органов, государство вырабатывает механизм сдержек и противовесов. Потому выход правоохранительных органов за границы имеющихся полномочий нарушает права и законные интересы отдельных личностей, а также посягает на стабильность национального механизма в целом.
  2. Органы правоохранительной власти действуют независимо друг от друга. Нет такого отдельного правоохранительного органа, который находился бы в приоритетном или подчиненном положении по отношению к другому правоохранительному органу. Если же в определенный правоохранительный орган граждане могут обращаться с жалобой на действия/бездействие и решения иного органа (например, в суд), это не значит, что данный орган имеет право напрямую вмешиваться в деятельность иного органа и проводить постоянный текущий контроль.
  3. Органы правоохранительной власти в процессе осуществления своей деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Являясь независимыми и обладая конкретными сферами компетенций, правоохранительные органы объединяют собственные усилия для решения общих социально ориентированных задач. Есть разнообразные формы взаимодействия, к примеру, проведение общих проверок, взаимодействие в процессе расследования преступлений, деятельность координационного совета в борьбе с преступностью и пр. Но так или иначе, взаимодействие не должно посягать на независимость отдельных правоохранительных органов и ограничивать сферу компетенции и его функций.

Вывод 2

Так, вышеописанные признаки характеризуют правоохранительные органы, как важнейшую составную часть государственного механизма, что позволяет им обеспечивать надлежащую охрану и защиту прав и свобод личности, физических и юридических лиц, общества и государства в целом.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/ponjatie-pravoohranitelnyh-organov/

ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. 5.20.Правоохранительные органы и судебная система в РФ

Что относится к правоохранительным органам рф. Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов. Признаки правоохранительных органов

Правоохранительные органы — органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Виды правоохранительных органов

Суд — осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

Прокуратура

  • осуществляет надзор за соблюдением законов
  • возбуждает уголовные дела
  • осуществляет  уголовное  преследование
  • поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе
  • осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • участвует в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судам
  • участвует  в правотворческой деятельности, в международном сотрудничестве по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью

Органы юстиции:

  • участвуют в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ,
  • проводят экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ
  • осуществляют организационно-правовое обеспечение судебной реформы, государственную регистрацию юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней
  • регулируют сферы правового обслуживания
  • выполняют контроль за исполнением законодательства

Органы внутренних дел (полиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) :

  • занимаются вопросами законности и правопорядка
  • разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции мерыпо защите прав и свобод человека и гражданина; по защите объектов, независимо от форм собственности; по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
  • осуществляют меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений

Органы государственной безопасности:

  • осуществляют обеспечение безопасности
  • ведут  контрразведы­вательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью
  • ведут разведывательную деятельность
  • проводят пограничную деятельность
  • обеспечивают информационной безопасность
  • защищают  государственные  границы
  • организуют и обеспечивают эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации
  • обеспечивают сохранность государственных секретов.

Органы таможни

  • ведают контролем над ввозом и вывозом товаров
  • взимают пошлины и сборов
  • обеспечивают безопасность государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды
  • пополняют доходную части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей
  • стимулируют отечественную экономику, защищая интересы национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов

Органы налоговой полиции

  • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства
  • ведут учёт налогоплательщиков
  • проверяют соблюдение налогового законодательства
  • применяют налоговые санкции за нарушение налогового законодательства

Нотариат

  • осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав
  • проводит заверение копий документов
  • принимает на хранение документы и др.
  • охраняет права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений
  • охраняет все формы собственности
  • предупреждает правонарушения

Адвокатура

  • оказывает юридическую помощь гражданам и организациям.
  • содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности
  • является независимой, самоуправляемой организацией, не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Судебная защита — государственный способ защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации — вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции).

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия  в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды :

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ( статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднеезвено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-13/

Правоохранительные органы и судебная система

Что относится к правоохранительным органам рф. Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов. Признаки правоохранительных органов

Правоохранительные органы — это часть государственного аппарата власти. Каждому из них присущая своя компетенция и материальный ресурс.

Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и от его имени и соответственно не могут действовать произвольно.

Опираются на легитимные меры государственного предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими лицами. Это набор признаков характерен для всех видов органов от полиции до суда.

Какие правоохранительные органы существуют в РФ?

Система имеет исчерпывающий перечень всех органов, созданных для охраны правопорядка в России:

  1. Суды (конституционный, федеральные, мировые);
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы юстиции;
  4. ФСБ, ФПС, ФОПСИИ и ФСО;
  5. Служба судебных приставов;
  6. Служба исполнения наказания;
  7. Федеральная служба национальной гвардии;
  8. Органы внутренних дел;
  9. Налоговые и таможенные органы;
  10. Адвокатура.

В зависимости от их компетенции они выполняют возложенные на них законом ряд специфических функций, но общими для всей являются:

  • Охрана государственного строя;
  • Защита человека и гражданина от несанкционированных государством посягательств;
  • Обеспечение законности решений и правопорядка;
  • Охрана интересов всех субъектов права;
  • Борьба с преступлениями.

Следует выделить основные компетенции нескольких правоохранительных органов.

Возглавляют список суды, являясь независимой ветвью власти, они осуществляют правосудие в сфере уголовного, гражданского, административного, военного и арбитражного судопроизводства.

Конституционный суд и уставные (конституционные) суды субъектов РФ выполняют функции конституционного контроля – проверки на соответствие законов, решений и действий всех субъектов права нормам Конституции России. 

На суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, возложены функции разрешения споров, восстановление прав, защита интересов юридических и физических лиц, а также применение санкций к виновным лицам, в соответствии с видом совершенных противоправного деяния и мерой юридической ответственности.

Основной задачей прокуратуры является, осуществление  надзора за исполнением законодательства РФ всеми органами власти и их должностными лицами, а также уголовное преследование (в части возбуждения уголовных дел, ведения следствия и поддержки государственного обвинения в суде). Функция прокуратуры не ограничивается надзором, она принимает участие в нормотворческой деятельности, координации правоохранительных органов и международных отношениях с целью борьбы с преступностью и противодействию экстремизму. 

В ее иерархическую структуру входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов государства и специализированные подразделения (транспортная, военная и т.п.).

Глобальная функция прокурорского надзора имеет массу компетенций:

  1. В области защиты прав и свобод человека и гражданина;
  2. В сфере деятельности органов дознания, следствия и оперативно розыскного дела;
  3. В деятельности органов администраций учреждений исполняющих приговор судов;

Функциональные задачи органов юстиции обеспечивает нормативную деятельность правительства и президента страны, проводит экспертизу законодательных актов, содействует судебной реформе, регистрирует акты гражданского состояния (брак) и правовой статус юридических лиц. В составе органов юстиции существует две основные составляющие: служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

ФСБ осуществляет государственную безопасность и ведет разведывательную деятельность, а также борьбу с международным терроризмом. ФПС защищает внешние границы государства, ФОПСИИ обеспечивает правительственную связь, сохранность государственных секретов и достоверную информацию для принятия решений. ФСО охраняет объекты государственной важности, государственных чиновников и президента.

В сферу налоговых органов входит учет налогоплательщиков, сбор налогов, проведение проверок и наложение санкций.  Органы таможни обеспечивают экономическую безопасность и пополняют бюджет государства. Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты

Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.

Нотариат регистрирует имущественные сделки и иные договорные отношения. Адвокатура оказывает профессиональную юридическую помощь всем субъектам права в РФ (защита в судах, консультирование, составление процессуальных документов). 

Судебная система России

С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта.

Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти.

Районные, городские и военные гарнизонные,  а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения. 

Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам.

Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства.

Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции. 

Институт мировых судей

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств.

В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы.

Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.  

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела.

МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны).

Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий.

В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория.

Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения. 

Смотрите также:

Источник: https://bingoschool.ru/manual/238/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: