Что защищают аспиранты. Идти ли в аспирантуру или нет

Содержание
  1. Зачем идут в аспирантуру, где работают учащиеся, и каковы их планы
  2. Неоднозначные отношения
  3. Расклад занятости
  4. Ускоритель карьеры
  5. Академический отбор
  6. Трудности совмещения
  7. Параллельные миры
  8. Демаркационная линия
  9. Контакты и сроки
  10. Найденные и потерянные
  11. Функционал и намерения
  12. Отработка сценариев
  13. Диплом об окончании аспирантуры без защиты диссертации
  14. Какой документ выдается по окончании аспирантуры без защиты диссертации
  15. Сколько есть времени на защиту диссертации после завершения учебы
  16. Прикрепление на соискательство в аспирантуру
  17. Аспирантура за рубежом
  18. Для чего нужна аспирантура?
  19. Кто такой аспирант?
  20. Чем аспирантура отличается от магистратуры?
  21. Кому нужна аспирантура
  22. Как стать аспирантом в университете
  23. Права и обязанности аспиранта
  24. Могут ли аспиранты преподавать в вузе
  25. Что дает аспирантура после окончания
  26. Стоит ли бросать аспирантуру?
  27. Нужна ли аспирантура?
  28. Я пойду в аспирантуру, ведь я стану кандидатом!
  29. В аспирантуру идут только лохи, которые не умеют ничего делать!
  30. После аспирантуры люди выходят полными теоретиками и не могут решить практические задачи
  31. А где же экспериментировать, если не в аспирантуре?
  32. Получение опыта преподавания и управления людьми
  33. Общение с другими исследователями
  34. Все так классно, иду в аспирантуру!
  35. Общие выводы
  36. Зачем поступать в аспирантуру 4144
  37. Саморазвитие и самореализация
  38. Возможность заниматься наукой и преподавать
  39. Полезность обществу
  40. Возможность стать более дисциплинированным
  41. Модернизация образования
  42. Обретение круга единомышленников
  43. Исполнение детской мечты
  44. Карьерные причины
  45. Признание в обществе, имидж эксперта
  46. Карьера в науке и образовании
  47. Аспирантура бывает полезна для рабочей карьеры
  48. Социальные причины
  49. Отсрочка от армии
  50. Возможность обдумать будущее
  51. Скидки, доплаты
  52. Заключение

Зачем идут в аспирантуру, где работают учащиеся, и каковы их планы

Что защищают аспиранты. Идти ли в аспирантуру или нет

Аспирантура ускоряет карьеру, убеждены многие учащиеся. Но часть из них неизбежно отсеивается.

Итоги обучения зависят от многих факторов — в том числе, стартовых карьерных установок (уйти или остаться в академии), режима совмещения работы с учебой и финансовой ситуации.

Исследователи ВШЭ изучили, где трудятся аспиранты, с какой сферой связывают будущее и как это влияет на восприятие учебы.

Неоднозначные отношения

В российской аспирантуре довольно высокий отсев. Лишь около 60% поступивших заканчивают обучение. В принципе ситуация не уникальна. В Испании доля выбывших достигает по ряду профилей 70–90%, в США — 50%, в Австралии — около 30%.

Большой отсев часто связывают с вынужденным совмещением учебы и работы. В России на аспирантскую стипендию прожить невозможно — нужно трудоустраиваться. Однако между учебой и работой может возникнуть конфликт (по затратам времени, сил, содержанию). Аспиранту приходится выбирать: или — или.

Но возможен и синергетический эффект: работа помогает в подготовке диссертации.

Связь между трудовой занятостью и итогами аспирантуры часто неоднозначна, показали исследования. Молодые люди, не завершившие курс, расценивают работу во время обучения как препятствие. А успешно закончившие аспирантуру, наоборот, говорят о пользе занятости.

Эти ретроспективные оценки значимы. Но не менее важны и изначальные карьерные планы аспирантов: закрепиться в университете или работать вне академии. Наконец, имеют значение характеристики занятости (место работы, полный или неполный день) и связь темы диссертации с содержанием работы. Все эти факторы влияют на результаты аспирантуры и дальнейшую карьеру.

Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова и Зибейда Джафарова подробно изучили занятость учащихся в ее связи с их профессиональными амбициями и разными аспектами обучения. Работа опирается на опрос 2020 аспирантов в 14 российских вузах (12 из них — участники программы «5–100» плюс два федеральных университета; 2016 год).

Расклад занятости

По данным опроса, трудоустроены 90% аспирантов. Причем место их работы многое говорит о степени заинтересованности в академической карьере. Как правило, учащиеся, занятые в вузе, чаще всего связывают свое будущее с академией.

Однако по исследованию получается, что самый распространенный вариант работы — полный день вне вуза. В таком режиме трудятся 34% информантов.

В целом расклад такой:

 За пределами университета аспиранты чаще всего заняты в коммерческих организациях на неисследовательских должностях (38%). Вне академии исследованиями занимаются лишь 17%.

 Учащиеся, работающие в вузе, занимаются исследованиями (58%), преподаванием (43%) и административной работой (около четверти). Сумма превышает 100%, поскольку встречается сочетание разных видов занятости.

 Характер работы в вузе во многом определяется направлением подготовки в аспирантуре. Так, среди математиков и инженеров больше исследователей (75% и 62% соответственно). Аспиранты по направлению «образование» — в основном, преподаватели (70%). Те, кто изучает гуманитарные или социальные науки, нередко заняты в административной сфере (38% и 35%).

На фоне такой занятости возникает вопрос, как ее совмещают с аспирантурой. И зачем вообще люди идут на эту ступень обучения.

Ускоритель карьеры

Все вполне логично. Молодые люди высоко оценивают карьерный потенциал аспирантуры. Многие ожидания от нее связаны именно с этим фактором.

68% сотрудников вуза и 48% трудоустроенных в других местах уверены в том, что обучение поможет в карьере исследователя в вузе или НИИ.

О значимости аспирантуры для преподавательской карьеры говорят 50% респондентов из вуза и 42% из других организаций.

Даже неакадемические работники довольно высокого мнения об аспирантуре как драйвере карьеры. Обучение поможет в продвижении вне академии, считают 43% респондентов этой группы. И 30% полагают, что аспирантура способствует развитию карьеры исследователя в коммерческой организации.

Академический отбор

82% учащихся поступают в аспирантуру того же вуза, который они закончили. Этот вариант инбридинга, равно как и другой — рекрутинг собственных выпускников, часто встречается в российских вузах. Это подтверждается и в исследовании. Среди респондентов, работающих в alma mater, преобладают инбриды. И они не планируют менять место работы по окончании курса.

Аспиранты, трудоустроенные в вузе, изначально продолжали обучение ради карьеры в академии. А среди респондентов, не занятых в университете, больше тех, кто видел в аспирантуре катализатор невузовской карьеры. В то же время, аспиранты могут выбрать работу вне вуза и из-за барьеров, которые возникают в силу инбридинга.

Университетская среда в России все еще остается закрытой, и при прочих равных вузы предпочитают нанять своих выпускников, чем взять сотрудников извне, пусть и не менее конкурентоспособных.

Трудности совмещения

Аспирантура меняется. Вместо модели наставничества — самостоятельной работы, курируемой научным руководителем, — появились структурированные программы. Учебная нагрузка растет — на фоне сохранения традиционных элементов: подготовки диссертации, статей по теме и пр. Эти изменения корректируют восприятие аспирантуры. Особенно у тех учащихся, которые трудоустроены.

73% респондентов сложно сочетать учебу с работой. Это совмещение особенно проблематично для тех, кто занят полный день вне вуза (89% опрошенных этой группы). Среди сотрудников университетов эти трудности отметили 65%. Половина всех аспирантов сетуют, что из-за работы им не хватает сил и времени на учебу.

Параллельные миры

Но на совмещение занятости и аспирантуры влияет и связь работы с темой диссертации. Если ее нет, то ситуация усложняется. Среди респондентов этой «бесконтактной» группы о трудностях говорят 45% занятых в вузе и 63% сотрудников других организаций.

Среди сотрудников университета проблема дефицита сил и времени для выполнения программы аспирантуры особенно актуальна для преподавателей и администраторов.

Среди первых тема диссертации и работа никак не связаны у 34%, среди вторых — у 58%. В более выгодном положении аспиранты-исследователи. Свыше половины из них (55%) трудятся как раз по теме. В этой группе доля тех, кому тяжело одновременно учиться и работать, составляет лишь 29%. А среди преподавателей и администраторов таковых — по 40%.

Для респондентов — сотрудников других организаций все тоже непросто. Работа и диссертация — параллельные миры для 46% опрошенных.

Демаркационная линия

Респонденты-сотрудники вузов, которым в целом легче сочетать учебу с работой, более позитивно оценивают условия аспирантуры и свой опыт обучения. Так, среди тех, кто трудится полный день в университете, 57% считают аспирантский опыт полезным для работы. А среди полноценно занятых вне вуза эта доля — лишь 46%.

О недостатке финансовой поддержки говорит большинство респондентов. Наибольшие сложности — у тех, кто подрабатывает от случая к случаю (81% опрошенных), а наименьшие — у аспирантов, занятых весь день вне вуза (68%). Опрошенные второй группы полагаются на зарплату.

Таким образом, возникает дилемма. Работа вне вуза материально обеспечивает, но мешает учебе. И наоборот, занятость в университете или нерегулярные подработки приносят меньше денег, зато дают удачный аспирантский опыт. 

Контакты и сроки

Несмотря на уход от модели наставничества, научный руководитель остается ключевой фигурой для учащегося. Он не только помогает с диссертацией, но и вводит аспиранта в научное сообщество.

90% респондентов консультируются с научным руководителем по диссертации как минимум раз в месяц. Аспиранты-сотрудники вуза общаются с ним чаще, причем по разным вопросам. У занятых вне академии это случается намного реже.

Между тем, этот контакт тоже влияет на результаты аспирантуры — например, на защиту в срок. 

83% респондентов предполагают, что защитятся вовремя или в течение года после окончания обучения. При этом аспиранты, занятые в вузе, независимо от объема работы, планируют защищаться через год после выпуска или позже. Включенность в университетскую среду дает основания для такой оценки, полагают авторы.

Доля тех, кто не уверен в выходе на защиту или не планирует защищать диссертацию, мала. Но среди работающих полный день вне вуза она выше всего (7%). Хотя эта доля, скорее всего, даже занижена. Выбор ответа «не буду защищаться» означает осознание собственной неуспешности в аспирантуре. А в этом признаться не всегда просто. 

Найденные и потерянные

Планы аспирантов по трудоустройству после выпуска могут расцениваться как результат обучения. Выбор в пользу академии говорит об эффективности работы аспирантуры, в первую очередь, — с точки зрения государства и вузов.

Подготовка научно-педагогических кадров и есть прямая задача аспирантуры. С другой стороны, обучение на этой ступени — это период профессионального самоопределения.

И разнообразие мест трудоустройства аспирантов может рассматриваться как сигнал для изменения содержания и целей подготовки в аспирантуре.

Аспиранты, занятые в вузе полный и неполный рабочий день, — главный кадровый резерв академии. 85% из них хотели бы работать в университете после аспирантуры.

Среди сотрудников других организаций вузовская карьера привлекает 67% респондентов. И, соответственно, треть не ориентирована на академию.

Эти планы подтверждают, что многие занятые вне вуза учащиеся рассматривают аспирантуру как драйвер любой карьеры. Это особенно заметно у респондентов, которые трудятся полный день. Среди них 63% хотят работать вне академии.

Фактически они для нее потеряны. Такие аспиранты меньше заняты учебой и испытывают трудности с ней.

Функционал и намерения

Ясно, что содержание труда и карьерные планы взаимосвязаны. Это четко видно на примере аспирантов — вузовских работников. Доля желающих остаться в том же университете после выпуска ниже среди тех, кто занят наукой и исследованиями (80%), и выше среди преподавателей (87%) и администраторов (89%). При этом среди респондентов:

 Исследователи намерены продолжить работу по профилю, но не обязательно в вузе, а, например, в научных и коммерческих организациях.

 Те, кто преподает, планируют делать это и дальше (45%).

 Администраторы хотят остаться в вузе, но преподавать (41%) или заниматься наукой (13%).

То есть занятые наукой и исследованиями планируют сохранить содержание работы, но готовы сменить место. А те, кто преподает и администрирует, хотят остаться в вузе. 

Отработка сценариев

Таким образом, аспиранты с разным трудоустройством и планами по-разному себя ведут в процессе обучения и воспринимают его неодинаково.

Респонденты, выбравшие академическую карьеру, — высокого мнения о возможностях аспирантуры. Но таких аспирантов, успешно совмещающих учебу с полной занятостью и удовлетворенных условиями в аспирантуре, — меньше одной пятой.

В то же время, разнообразие трудоустройства аспирантов — тоже важный сигнал.

С одной стороны, во многих странах похожая ситуация. Так, в Великобритании для выпускников со степенью в области точных и инженерных наук академическая сфера отнюдь не приоритетна. Доля выпускников этих профилей, укорененных в академии, — лишь 20%. 

С другой стороны, частое трудоустройство вчерашних аспирантов вне академической сферы может говорить о перепроизводстве кадров с таким уровнем образования.
IQ

Авторы исследования:

Зибейда Джафарова, стажер-исследователь Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 15 июля, 2019 г. Образование вузы образование

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/298322638.html

Диплом об окончании аспирантуры без защиты диссертации

Что защищают аспиранты. Идти ли в аспирантуру или нет

Главные вопросы, возникшие в сфере поствысшего образования после значительных изменений: на основании чего выдается диплом об окончании аспирантуры, что стало с соискательством.

Основанием этому послужило то, что в 2013 г., 2016 г. вступили в силу два положения (о порядке присуждения ученых степеней,о ВАК) и закон об образовании.

Преобразования коснулись не только формальных сторон, но и общего положения обучения в аспирантуре.

Какой документ выдается по окончании аспирантуры без защиты диссертации

С 1.09.2013 аспирантура является частью системы высшего профессионального образования, последней ее ступенью:

  • бакалавр,
  • магистр (или специалист),
  • аспирант.

Новшество должно привести к непрерывающемуся образованию и единому подходу всего процесса. Академический стандарт теперь одинаков на всех ступенях: у аспирантов обучение построено на тех же структурных компонентах (семестр, сессия).

Заканчиваются учеба схожей аттестацией (ГИА), по итогам которой выдается документ об окончании аспирантуры. Согласно приказу №1259 об аспирантуре, выпускнику, успешно сдавшему ГИА, вручается диплом об окончании (гл.3, п.44).

В документе указана присвоенная квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», это дает право преподавать в ВУЗе.

Студент, проваливший государственный экзамен, получает справку о том, что он в указанных сроках учился в организации (гл.3, п.45).

Специфика подготовки аспирантов заключается в том, что на всем протяжении учебной деятельности, они обязаны проводить научную исследовательскую работу. ГИА включает в себя два этапа:

  1. государственный экзамен,
  2. доклад-защита результатов практических исследований, лежащих в основе диссертации. Обучение в аспирантуре предполагает написание этого типа квалификационной работы, но ее защита не обязательна

 Защита кандидатской не является условием получения диплома о завершении учебы в аспирантуре. Если соискатель защитит работу, то ему присваивается ученая степень – кандидат наук.

Если состоится только предзащита и сдача всех кандидатских экзаменов, то в дипломе будет отражена квалификация – исследователь.

Если аспирант не сможет сдать ГИА или пройти предзащиту, то ему выдадут справку о прошедшем обучении

Не все аспиранты заканчивают учебу написанием автореферата диссертации и защитой кандидатской работы. Окончание обучения без защиты диссертации не имеет для выпускника никаких последствий.

Это подготовительная стадия соискателя ученой степени, где аспирант учится навыкам экспериментатора, практика, педагога, публициста.

Защищать кандидатскую или нет, является персональным решением, а не условием обучения и обязательным достижением.

Сколько есть времени на защиту диссертации после завершения учебы

После завершения обучения в аспирантуре без защиты диссертации, аспирант получает соответствующий документ. И больше к аспирантскому отделу учреждения никакого отношения не имеет. Все дальнейшие действия по защите диссертации будут связаны с:

  • организацией, на чьей основе выполнялись научные исследования;
  • научной кафедрой,
  • диссертационным советом,
  • ВАК,
  • другими элементами аттестационной деятельности (оппоненты, синхронный перевод для иностранных слушателей).

Защищать свою диссертацию человек может тогда, когда будет к этому готов. Ни в одном законодательном акте не указаны ограничительные сроки. Грубо говоря, после завершения учебы у обладателя аспирантского диплома есть вся жизнь, чтобы закончить, представить и защитить кандидатскую диссертацию.

У человека, окончившего аспирантуру без защиты научной работы, неограниченное количество времени для представления кандидатской диссертации. Закон не ограничивает аспиранта никакими конкретными сроками.

Прикрепление на соискательство в аспирантуру

На сегодняшний момент (еще одно новшество) термин «соискательство» не используется. Введено понятие «прикрепление», и формулируется как прикрепление лица к организации (в образовании или науке) для соискания ученой степени без освоения программы.

Оба названия означают, что человек не сможет получить диплом с квалификацией «исследователь». Он «прикрепляется» только для подготовки диссертационной работы. Прикрепление возможно при соблюдении ряда условий: 

Процедура предполагает встречу с возможным научным руководителем и руководством кафедры.
Выходить на сессию и посещать занятия соискателю не нужно, но на момент представления у него должны быть сданы кандидатские экзамены (или кандидатский минимум).

Аспирантура за рубежом

Многих специалистов привлекает зарубежная форма поствысшего образования. Не только из-за престижности учебных заведений или моды на учебу за границей, но и потому, что английский или немецкий диплом дадут молодому ученому больше перспектив карьерного и профессионального роста, чем российский.

Сущность учебы не отличается от отечественной, но возможны различия по форме (преподавание, сроки, процедуры)

В мировой практике самыми авторитетными считаются университеты Англии и Германии. Некоторые канадские и финляндские институты предлагают бесплатное обучение иностранным студентам. В Германии подобную «благотворительность» сочли снижающей образовательный уровень учащихся, и с 2005г ввели повсеместную оплату.

В последнее время на азиатском направлении пользуется успехом «академический» Китай. Здесь есть разные виды заведений: в одних преподают на китайском, в других – на английском языке.
Поступление заведение за пределами России (и СНГ) можно разделить на два этапа:

  1. зачисление в зарубежную аспирантуру;
  2. оформление справок, разрешающих пребывание в стране.

В первом случае потребуется не только обычный перечень бумаг, но и рекомендательные письма, свидетельство о прохождении тестового задания (знание языка). В некоторых странах (Германия, Канада) нужно написать заявление на стипендию.

Чтоб оформить разрешение учиться в другом государстве, помимо всех формальных шагов (заявление, виза, загранпаспорт), понадобится информация о наличие денег в национальной валюте (счета, переводы).

  1. Абитуриенту лучше заранее изучить язык страны, в которую едет учиться. Плюсом иметь разговорный английский, в большинстве зарубежных государств им владеют в научных кругах.
  2. При заполнении различных справок (особенно тех, где нужно ставить подписи) пользоваться профессиональным переводом.

Аспирантура – третья ступень высшего профессионального образования (наряду с бакалавриатом и магистратурой) с одинаковыми академическими правилами. Диплом полагается каждому аспиранту, прошедшему предзащиту и сдавшему ГИА. Защита диссертации не является для этого обязательным условием. Срок между окончанием учебы и представлением диссертации законодательно не ограничен. 

Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/diplom-ob-okonchanii-aspirantury-bez-zashchity-dissertatsii/

Для чего нужна аспирантура?

Что защищают аспиранты. Идти ли в аспирантуру или нет

Аспирантура представляет собой продвинутую программу обучения, ориентированную на конкретную академическую дисциплину или профессию.

Традиционно аспирантура была “академической” (сосредоточенной на создании оригинальных исследований в определенной дисциплине), но она может быть “профессиональной” (сосредоточенной на развитии навыков и знаний для конкретной профессии) или сочетанием того и другого.

Кто такой аспирант?

Аспирант – это тот, кто получил диплом и решил получить дополнительное образование в определенной области.

Поступить в аспирантуру может или магистр, или человек с дипломом специалиста, однако это сейчас встречается гораздо реже в связи с введением новой двухступенчатой системы обучения и переходом к бакалавриату.

Кстати говоря, бакалавры не могут претендовать на аспирантуру, не отучившись в магистратуре.

Аспирантами принято называть учащихся на очных и заочных формах, а остальные – соискатели.

Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета.

Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия.

Ожидается, что они проявят энтузиазм в достижении целей, которые определяют их исследовательские проекты, что может означать работу над своими проектами за пределами стандартной рабочей недели.

В исследованиях конечный результат почти всегда определяется усилиями и приверженностью студента к проекту. Наградой за это является возможность совершить открытие в различных важных областях, которые направлены на уменьшение человеческих страданий и улучшение нашего понимания мира.

Чем аспирантура отличается от магистратуры?

По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:

  • целенаправленное обучение по конкретной дисциплине с меньшим количеством элективных возможностей;
  • строгая оценка вашей работы профессорами и коллегами;
  • меньший курс лекций и семинаров;
  • опыт работы через стажировки, преподавание или исследования;
  • проведение оригинальных исследований.

Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:

  1. Очная (три года);
  2. Заочная (четыре года);
  3. Соискательство (пять лет).

Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.

Кому нужна аспирантура

Зачем идти в аспирантуру? Есть много веских причин. Вы можете улучшить свои профессиональные перспективы, удовлетворить требования к степени для своей карьеры или углубить свои знания в определенной области.

Тем не менее аспирантура – это большие инвестиции как с точки зрения времени, так и денег. Важно быть информированным при принятии решения и думать о своих долгосрочных целях, как личных, так и профессиональных.

Вот несколько причин, которые помогут определиться:

  1. Степень аспиранта необходима для вашей желаемой профессиональной области для того, чтобы вы могли легально практиковать или быть признанным профессионалом. Во-первых, определите, нужна ли вам сертификация или степень, чтобы соответствовать вашим профессиональным требованиям, и подумайте, есть ли программы, которые позволяют вам работать в обоих направлениях.
  2. Это может улучшить вашу карьеру, помочь получить навыки и знания или быть решающим фактором в переговорах о повышении заработной платы. Хотя степень не приводит автоматически к повышению в должности, зарплате или ответственности, это может быть очень полезным.
  3. Увеличение профессиональных возможностей и перспектив. Поступление в аспирантуру – это возможность получить передовые навыки и глубокие знания в области за пределами вашей специальности или обеспечить прочную основу в совершенно новой области. Помимо степени, аспирантура также является отличным местом для общения.
  4. Стремление развиваться и изучать определенную специальность. Возможно, нет немедленного практического применения для желаемой степени. Тяга к знаниям может быть одной из веских причин для поступления в аспирантуру, ведь это пространство для размышлений и погружения в предмет интереса, который недоступен за пределами академических кругов.
  5. Степень аспиранта может помочь быть лидером в области социального воздействия. Наряду с возможностями для развития своей собственной карьеры вы будете способствовать социальному развитию.
  6. По мере того, как вы продвигаетесь по уровням высшего образования, вы осваиваете, а затем становитесь производителем знаний. Именно это растущее чувство свободы воли, сопровождаемое опытом, позволяет мудрости расти. Быть аспирантом – значит соответствовать более высокому академическому стандарту.

Как стать аспирантом в университете

Решив посвятить ближайшие 3–5 лет научной карьере, в приемную комиссию предоставляют:

  • заявление
  • удостоверяющий личность документ;
  • диплом магистра или специалиста.

О серьезности намерений поступить в аспирантуру свидетельствует список научных статей. Если таковых нет, предлагают написать реферат по теме будущего исследования.

Чтобы стать аспирантом, нужно сдать вступительные экзамены:

  • историю или философию науки (все чаще этот экзамен отсутствует в перечне вступительных);
  • иностранный язык;
  • предмет по специальности.

Принимая решение о допуске к вступительным экзаменам, приемная комиссия учитывает заключение и отзывы, полученные от научного руководителя.

На бюджетном отделении существует конкурс. Количество человек, претендующих на одно место, зависит от престижности специальности и вуза в целом. 

Права и обязанности аспиранта

Обучение в аспирантуре дает право:

  • использовать техническую базу вуза;
  • быть командированным в российские и зарубежные вузы и научные центры;
  • получать пособие для покупки научных изданий и стипендии, включая именные;
  • иметь каникулы (очная форма), дополнительный оплачиваемый отпуск (заочная форма);
  • занимать штатную должность (или работать на других условиях).

Обязанности аспиранта четко определены:

  • выполнять пункты индивидуального плана работы строго в указанные в нем сроки;
  • активно участвовать в жизни кафедры.

Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.

Могут ли аспиранты преподавать в вузе

Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.

Существует обязательная педагогическая практика. Аспирант преподает в вузе, его нагрузка каждый год составляет около 50 часов.

Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.

По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.

Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.

Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.

Что дает аспирантура после окончания

Раньше аспирантура нужна была только для того, чтобы стать кандидатом наук. Сегодня обучение может получить логическое завершение и без защиты диссертации. Диплом аспирантуры дает возможность начать карьеру преподавателя в университете, институте или академии.

При условии успешного обучения и защиты диссертации выдаются два диплома: кандидата наук и об окончании аспирантуры.

Преимущества аспирантуры заключаются не только в возможности получении двух дипломов. Она позволяет:

  • научиться самостоятельно заниматься научными исследованиями;
  • использовать свои достижения в российском и зарубежном научных сообществах;
  • получить опыт преподавания в высшей школе.

Степень кандидата наук престижна не только в вузах, но и в коммерческих структурах. Она ассоциируется с высоким уровнем знаний и перспективами карьерного роста. Кроме того, это серьезная заявка на продолжение научной карьеры и последующую защиту докторской диссертации.

Стоит ли бросать аспирантуру?

Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.

Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.

Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.

Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.

Источник: https://sibac.info/blog/dlya-chego-nuzhna-aspirantura

Нужна ли аспирантура?

Что защищают аспиранты. Идти ли в аспирантуру или нет

Этот вопрос мне задают настолько регулярно, что решил оформить это все в единый поток мыслей, чтобы в следующий раз просто прислать ссылку. Несмотря на то, что поставленный вопрос достаточно простой, ответ на него далеко не простой. Хотя есть и простой ответ: «it depends». И это действительно так. Статью построим в виде «описание тезиса» – «контраргументы» — «вывод».

Я пойду в аспирантуру, ведь я стану кандидатом!

Понятно, что конечная цель учебы в аспирантуре – это получение степени кандидата наук. Учиться ради учебы, на мой взгляд, не целесообразно. Поэтому несомненный плюс обучение – получения научной степени кандидата каких-то там наук и возможность преподавать в высших учебных заведениях. Степень кандидата – жирная строка в вашем резюме.

Реальность такова, что кандидаты наук не получают +30% к зарплате, если они работают в сфере информационных технологий. Студент третьего курса со знанием PHP, Java и удачно устроившись на компанию А, может с легкостью получать такие же деньги, как и кандидаты наук, а иногда (чаще именно так) еще и больше. Справедливо? Отнюдь.

Но, возможно, в будущем, вы захотите поработать топ менеджером огромной компании (хе-хе), то научная степень вам очень сильно пригодится. У вас будет неимоверно больше формальных шансов. Есть много примеров, когда люди через 10-15 лет все-таки возвращались в университеты для получения заветной корочки.

Нужно также заметить, что в зарубежных ИТ компаниях кандидаты наук ценятся очень сильно. Например, в Израиле кандидаты очень редко работают в ИТ компаниях разработчиками – это считается не логичным. Они все работают в научных исследовательских центрах, университетах, что считается намного круче, чем работать в Microsoft и Google.

Вывод: кандидат наук – это долгосрочная выгода при определенных условиях и местоположения.

В аспирантуру идут только лохи, которые не умеют ничего делать!

В аспирантуру идут разные люди, в том числе и люди из заголовка. Но это не означает, что там нет толковых и умных людей.

Гораздо больше людей, которые как-то связаны с университетами – дети сотрудников университета, для которых аспирантура – гарантированное рабочее место в будущем при минимуме усилий и продолжение дела семьи. Вот такие люди и доставляют больше всего, так как правила и атмосфера создается вокруг и для них.

Все остальное, как и везде – есть более умные и менее умные, более ленивые и менее ленивые, более хитрые и менее хитрые, более богатые и менее богатые. Вывод: в аспирантуру идут всякие люди.

После аспирантуры люди выходят полными теоретиками и не могут решить практические задачи

Отчасти верное утверждение – для университета главное – это научные теоретические выводы, хотя практический аспект тоже присутствует. Это часто напрягает, так как алгоритм не может считаться научной новизной, а излишняя формализация убивает всякий творческий процесс.

Но тут есть другая проблема – часто люди излишне практичны. Т.е. вместо того, чтобы немного подумать над проблемой, абстрагироваться от конкретной реализации, люди часто сломя голову бросаются в омут кода, забывая обо всем, что часто приводит к полному переписыванию кода в будущем.

В процессе написания кандидатской человек обдумывает каждое слово, так как одно неверное движение может привести к переписыванию целых разделов. Да, я не шучу. К концу третьего года обучение написание одной страницы А4 занимает неделю, хотя в блог 3 А4 пишется за час. Не факт, что эти знания вам пригодятся.

Но тут срабатывает такой принцип: если мы чего-то не знаем, то нам кажется, что нам это не нужно. Как только мы что-то узнаем новое, то сразу мы понимаем, как и где это может быть использовано. Это очень легко характеризуется фразой классика: «я знаю то, что ничего не знаю».

Вывод: профессия айтишника + теоретические навыки аспирантуры – две стороны медали, которые дополняют один одного.

А где же экспериментировать, если не в аспирантуре?

Вы пишите интересный проект и у вас есть много идей, но начальство совершенно не принимает трату времени на исследования. Вот тогда аспирантура – место для таких экспериментов.

Да, желательно, чтобы тема работы и исследований были похожи, тогда знания, полученные в процессе исследований, можно использовать в практической работе, а знание технологий и ЯП – в процессе проверки своих предположений и теорий. У меня лично было именно так.

Опять таки, если ваша цель – простое зарабатывание денег без желания заниматься лишними телодвижениями, то в аспирантура для вас будет невыносимым грузом.

Получение опыта преподавания и управления людьми

В аспирантуре заставляют читать пары, вести дипломников, быть руководителем, старостой, куратором и т.д. И не нужно говорить, что это лишний опыт.

Такой же опыт можно получить и в ИТ компании, став тим-лидом или ведя курсы, выступая на конференциях. Проблема в том, что вряд ли вас кто-то поставит тим-лидом в 22 года. А в университете поставят и спрашивать не будут.

Вывод: будут заставлять преподавать. Хорошо это или плохо – каждый решает сам.

Общение с другими исследователями

В процессе написания работы я познакомился с большим количеством научно-одаренных людей и даже был шанс поехать в Китай в Microsoft Research на стажировку. Всевозможные олимпиады, европейские университеты и гранты открыты перед вами.

Это дает очень много возможностей и опыта. Если говорить в целом, то, это, наверное, самое ценное из всего, что я вынес из обучения в аспирантуре.

Кроме того, это учит смотреть не только в сторону отечественной науки, но и в сторону мировых наработок.

Все так классно, иду в аспирантуру!

Да, статья до этого момента несла офигенно приятные тона. У вас могло сложиться впечатление, что все классно. Это не так.

За 3 года вам необходимо сдать три экзамена – специальность, иностранный и (оу, бл*ть), философию.

Вам необходимо испортить приблизительно 7-8 стандартных пачек бумаги на оформление документов и кучу нервов, их оформляя, например:

  • полугодичные отчеты, журналы активности
  • документы для публикации научных статей, и сами научные статьи
  • оформление протоколов заседаний кафедр + сопровождающие документы
  • оформление госдоговорной темы, где вы должны выступать ответственным руководителем в рамках своей научной работы
  • отзывы на все свои телодвижения
  • приказы, ТЗ, разрешения для командировок
  • список финальных документов перед и до защитой – до 50 штук
  • и т.д.

Это пипец. Второе – никому ваша работа не нужна. Никому, кроме вас. От начала до конца ее в лучшем случае прочитают три человека – вы, научный руководитель и корректор.

Общие выводы

Итак, плюсы:

  • расширение кругозора и получение глубоких теоретических навыков
  • умение четко формулировать свои мысли даже там, где четкости нет и в помине
  • получение научной степени
  • тесная интеграция теории и практики
  • возможность получить грант, поучиться за границей годик-второй
  • не нужно идти в армию
  • опыт преподавания

Минусы:

  • бюрократия
  • нет возможности спокойно уехать в командировку
  • твоя работа и ты сам никому не нужен

Мало, но емко. Для каждого пункта можно поставить ваши личные коэффициенты важности и посчитать, чего больше получилось. Это и будет ответом на вопрос: нужна ли вам аспирантура.

Немного сумбурно, но надеюсь, не безнадежно. Спасибо за внимание.

Хабы:

  • 21 июля 2020 в 14:07
  • 14 июля 2020 в 16:16
  • 9 июля 2020 в 16:55

Источник: https://habr.com/ru/post/120443/

Зачем поступать в аспирантуру 4144

Что защищают аспиранты. Идти ли в аспирантуру или нет

В наше время престиж профессии ученого заметно снизился по сравнению с XX веком. Более почетно быть программистом, бизнесменом, топ-менеджером. Да и финансовое положение научных работников оставляет желать лучшего. Но, тем не менее, поток желающих «стать учеными» не иссякает. Очень возможно, что эти люди видят дальше и глубже, чем их сверстники. Почему? Мы расскажем в этой статье.

По-настоящему путь ученого начинается во время обучения в вузе. Овладевая профессией, студент понимает, что обычной программы ему недостаточно. Он хочет погрузиться в премудрости науки и продолжить образование в аспирантуре. Хотя… это далеко не единственная причина.

Причин может быть много. Мы разделили их на творческие, карьерные и социальные. Это помогает глубже понять мотивацию будущих ученых и показать те плюсы, которые дает аспирантура. А теперь – подробнее о том, для чего бывшие студенты поступают в аспирантуру и что она им дает.

Также рекомендуем: Как поступить в аспирантуру

Саморазвитие и самореализация

О саморазвитии и самореализации сегодня не слышал только ленивый. Общество буквально помешано на этих вещах. Наука – одна из тех областей, в которых саморазвитие и самореализация осуществляются в полной мере.

Обучаясь в аспирантуре, человек совершенствуется в своей профессиональной области и расширяет культурный кругозор. Он одновременно развивает и себя, и свои представления о мире.

Аспирант узнает то, о чем большинство его знакомых и понятия не имеют. Он исследует те области знания, где еще, образно говоря, не ступала нога человека. Или ступала, но мало и неохотно.

Само по себе это погружение в неизведанное приносит колоссальное удовольствие.

Однако он не только развивается, он и самореализуется. Реализовать себя вообще можно по-разному. Тот, у которого от природы крепкое здоровье, может найти себя в спорте или военной карьере. Коммуникабельные люди, как правило, получают удовольствие от работы, где необходимо общение. А если у человека «хорошие мозги»? Тогда ему – прямой путь в науку!

Возможность заниматься наукой и преподавать

Аспирантура дает возможность заниматься серьезной наукой. «По-студенчески» – компилируя чужие работы – уже не получится. Но многие студенты «по-студенчески» и не хотят: они желают открыть что-то новое. Таких, как правило, замечают преподаватели и зовут их в аспирантуру. Вот там этот талант поиска нового может быть реализован в полной мере.

Открытие нового, увеличение знаний – это прекрасно. Но открытиями и знаниями хочется делиться. Аспирантура дает и такую возможность – стать преподавателем. Тогда у вас появятся студенты, чей мир вы сможете обогатить. Не говоря уже о том, что преподавание – это одновременно и лучший способ самообразования.

Также рекомендуем: Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Полезность обществу

Эта причина для поступления в аспирантуру звучит, конечно, несколько старомодно.

Тем не менее и сегодня есть люди, всерьез думающие об общественных проблемах – социальных, культурных, экологических.

Наука дает возможность внедрять свои изобретения в производство, применять их на практике. Лекарства, приборы, облегчающие жизнь – изначально были изобретены учеными, а уж потом созданы инженерами.

Это если речь идет о технических науках. В гуманитарной сфере тоже делаются открытия. Недаром, например, профессия психолога становится все более востребованной. Но обеспечивают эту востребованность не «тараканы в головах», а движение науки.

Возможность стать более дисциплинированным

Общество, в котором мы живем, требует многих качеств. Но краеугольный камень их всех – самодисциплина. С этим качеством не рождаются, его воспитывают.

Одно из средств, с помощью которых можно воспитать его в себе, – поступление в аспирантуру. Это в студенческие годы можно прогуливать лекции и начинать писать курсовую в ночь перед сдачей. В аспирантуре такое не пройдет.

Научные статьи – не говоря уж о диссертации – не пишутся «в мгновение ока». Они требуют усидчивости, работы с огромным количеством материала.

Поэтому для тех, кто хочет всерьез потренироваться в прокачке самодисциплины, аспирантура – отличный вариант.

Также рекомендуем: Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности

Модернизация образования

Чтобы двигаться вперед, нужно идти в ногу со временем, особенно в науке. Аспирантура дает возможность знакомиться с передовыми открытиями и самому разрабатывать перспективные области.

Аспирант – это человек, который не просто может, а должен быть в курсе новейших разработок, современной научной полемики по интересующим его вопросам.

Без этого написать и защитить диссертацию достаточно сложно.

Таким образом, обучаясь в аспирантуре, человек неизбежно вовлекается в современные научные процессы и совершенствует свое образование.

Обретение круга единомышленников

Если человек всерьез погружен в какую-то научную проблему, ему требуются люди, с которыми он может ее обсудить. Первым таким единомышленником является для него научный руководитель, к выбору которого нужно отнестись серьезно.

Научный руководитель – это преподаватель вуза, который берет под свое руководство аспиранта. И если – как у преподавателя – студентов у него много, то аспирантов, как правило, значительно меньше. Соответственно, и внимания аспирантам он может уделить больше.

Научный руководитель – это проводник в мир науки, который способен не только передать знания, но направить и поддержать.

Аспирантура требует участия в конференциях, всероссийских и международных. На этих конференциях также можно встретить единомышленников, людей, увлеченно работающих в той же сфере, что и вы.

Также рекомендуем: Как студенту сделать хороший доклад на конференции

Исполнение детской мечты

Да, да, есть такие люди, которые еще в школе решили, что будут учеными. Таких и мотивировать не надо: они сами изначально знают, в какую сторону им двигаться и делают это с завидным упорством.

Но иногда бывает и по-другому. Человек – прирожденный ученый. А жизнь бросает его в разные стороны, прежде всего – в сторону денежного заработка. Но он, несмотря ни на что, поступает в аспирантуру – и получает отдушину в своей нелегкой трудовой жизни. Потому что с детства мечтал об этом. А исполнение детской мечты способно поддержать и окрылить в нужный момент.

Карьерные причины

Наука – это не только творчество, но и социальный институт, со своей структурой, традициями, экономикой. Наука была социальным лифтом не только в прошлом, но остается им и сейчас. Поэтому для поступления в аспирантуру могут быть причины и карьерного характера.

Признание в обществе, имидж эксперта

Здоровые и красивые получают признание, становясь спортсменами и артистами (впрочем, далеко не все и не всегда). А куда же деваться тем, кто получил презренную кличку «ботаник»? Конечно же, идти в науку!

Шутки шутками, но слово «ученый» и сегодня не пустой звук. Ученые участвуют в общественных мероприятиях и инициативах и говорят от имени науки. Они выступают экспертами в СМИ. Они пишут учебники, по которым учатся дети. Они могут создавать свои каналы и блоги – и через это влиять на общественное мнение. Их слово имеет вес.

Также рекомендуем: Зачем писать докторскую диссертацию

Карьера в науке и образовании

Аспирантура – не только путь к общественному признанию. Она также – начальная ступень научной и образовательной карьеры.

Хороших аспирантов обычно приглашают преподавать на кафедру. С этого времени начинается трудовой стаж, да и заработная плата – пусть она и далека от идеальной – начисляется. Дальнейшее зависит во многом от талантов самого аспиранта.

Также рекомендуем: Как молодому кандидату наук переехать в Канаду

Кстати, существует мнение, что в XXI веке образование становится все более «личностным». То есть главные «поставщики» образования – уже не образовательные корпорации (с обезличенной профессурой), а творческие, ни на кого не похожие преподаватели. Именно они – при современных технических возможностях – будут все больше и больше привлекать к себе учеников.

А уж где они при этом будут работать, в каком вузе числиться – дело десятое. Если так, то у одаренных и умных большое будущее. В каком-то смысле это возвращение к самым истокам образования.

Ведь первый способ «передачи информации» был именно таким – от учителя к ученику: вспомните хотя бы Аристотеля – ученика Платона, который, в свою очередь, был учеником Сократа.

Аспирантура бывает полезна для рабочей карьеры

Конечно, не везде и не всегда. Но есть сферы, в которых ученая степень является преимуществом, например, государственная служба, экономика, высокие технологии. Юрист или врач со степенью тоже могут претендовать на более лакомые куски. Что уж говорить о такой сфере, как репетиторство, где ученая степень является лишним доказательством компетентности.

Во всяком случае нигде наличие ученой степени (или хотя бы справки об окончании аспирантуры) не рассматривается как «минус». А вот «плюсом» она вполне может стать. Если человек отучился и защитился, это говорит, как минимум, о двух его качествах: уме и целеустремленности. Потенциальными работодателями такие качества обычно ценятся.

Также рекомендуем: Резюме преподавателя вуза

Социальные причины

Ну, и на десерт о том, что дает обучение в аспирантуре в социальном плане. Сначала мы говорили о возвышенном, потом – о более приземленном, а вот теперь, что называется, о «хлебе насущном».

Отсрочка от армии

Откройте в интернете любую статью про обучение в аспирантуре и везде – ВЕЗДЕ! – будет написано, что одна из главных причин – это отсрочка от армии.

Что ж, такова жизнь, как говорил старый кот из советского мультфильма про котенка Гава. Аргумент действительно серьезный – особенно для юношей призывного возраста, с этим не поспоришь.

А если учесть, что получение диплома кандидата наук тоже освобождает от призыва, все становится еще заманчивей.

Однако один минус тут все-таки есть. Обучение в аспирантуре – довольно долгий и трудоемкий процесс. Причем процесс, «заточенный» под определенную цель – стать ученым. Если же такого желания изначально нет, то нужно, наверное, задать себе вопрос об осмысленности этого поступка. Впрочем, если вопрос стоит, как выбрать из двух «зол» меньшее, то тут уже решать самому человеку.

Возможность обдумать будущее

Плюс для тех, кто за время студенчества еще не решил, каким будет его дальнейший путь. Аспирантам (очной формы обучения), как правило, предоставляют общежитие. Это дешевле, чем снимать квартиру. Таким образом, появляется три лишних года.

За это время можно сэкономить на жилье и предпринять шаги к «закреплению» в любимом городе. Также можно найти любимую (высокооплачиваемую) работу, «встать на ноги» и так далее. Конечно, такое использование аспирантуры несколько не по назначению, но, учитывая современные реалии, не будем никого винить.

Хочешь жить – умей вертеться. В том числе и в аспирантуре.

Скидки, доплаты

Аспирантам-бюджетникам очной формы обучения положена стипендия. Да, она небольшая, но все же есть. К тому же существуют разные виды дополнительных стипендий – например, президентская или правительственная. Они связаны с успехами в учебе и разработкой перспективного направления в науке. Дополнительную стипендию может платить и организация, направившая человека в аспирантуру.

Если аспирант работает в вузе, то командировочные расходы (на участие в конференциях) могут быть возмещены ему работодателем.

Еще один вид заработка – гранты. Но это совершенно особая система, в двух словах ее не опишешь.

На некоторые другие преимущества может рассчитывать аспирант, защитивший диссертацию и получивший степень кандидата наук. В частности, на прибавку к зарплате могут претендовать те кандидаты наук, которые трудятся в сфере физической культуры, спорта и туризма, в воинских учреждениях и подразделениях федеральных органов исполнительной власти, а также ракетно-космической промышленности.

Существует также федеральная программа, по которой молодой ученый может получить социальную выплату, эквивалентную стоимости 33 кв. м жилья. Хотя для этого, конечно, должно совпасть очень много условий.

Заключение

Мы рассмотрели основные причины, которые побуждают человека учиться в аспирантуре. Конечно, есть и другие. Для того, чтобы узнать их, проще всего пообщаться с аспирантами, посмотреть на мир науки изнутри – их глазами.

Конечно, этот мир может сильно отличаться от представления человека, стоящего от него в стороне. Но чего уж точно не отнимешь у науки – загадочности, любопытности и почти необозримых границ. Попасть в него – не менее интересно, чем попасть в Нарнию через платяной шкаф.

Ну, а дальше все зависит от молодого ученого.

Источник: https://moluch.ru/information/zachem-postupat-v-aspiranturu/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: