Кавказский пленник краткое содержание 5 6 предложений. Кавказский пленник, толстой лев николаевич

Содержание
  1. Краткое содержание Толстой Кавказский пленник
  2. Сейчас читают
  3. Краткое содержание Толстой Кавказский пленник кратко и по главам для читательского дневника
  4. Глава 1
  5. Глава 2
  6. Глава 3
  7. Глава 4
  8. Глава 5
  9. Глава 6
  10. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
  11. «Кавказский пленник»: краткий пересказ рассказа Льва Толстого
  12. Основные персонажи произведения
  13. Очень краткий пересказ
  14. Краткое содержание по главам
  15. Краткое содержание
  16. Главные герои
  17. Основная мысль
  18. Направление и жанр
  19. Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого
  20. Основные персонажи рассказа
  21. О чем «кавказский пленник» л. н. толстого?
  22. Короткий пересказ «Кавказского пленника» Толстого
  23. рассказа «Кавказский пленник» по главам
  24. Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» и отзыв для читательского дневника (Л.Н. Толстой) | Литрекон
  25. Краткий пересказ
  26. Отзыв 
  27. Краткое содержание рассказа «Кавказский Пленник» по главам (Л. Н. Толстой) | Литерагуру
  28. I глава
  29. II глава
  30. III глава
  31. IV глава
  32. V глава
  33. VI глава

Краткое содержание Толстой Кавказский пленник

Кавказский пленник краткое содержание 5 6 предложений. Кавказский пленник, толстой лев николаевич

Офицер Жилин, который служил на Кавказе, в старой крепости, получил из дома печальную весть о болезни матери. Полковник дал ему отпуск. На одиноких путников часто нападали местные горцы, поэтому Жилин поехал с военным обозом.

Здесь он встретился с Костылиным, своим сослуживцем. Двигался обоз медленно, а офицеры торопились. Тогда они решили продолжить путь самостоятельно. За разговорами они не сразу заметили, как им наперерез выскочили всадники.

Сколько не пытались офицеры оторваться от преследователей, им это не удалось.

Жилина схватили первым, позже привезли и Костылина. В горном ауле их продали богатому татарину. Чтобы они не убежали, им на ноги одели колодки. Хозяин заставил офицеров написать родственникам письма с просьбой о выкупе.

Семья Костылина была состоятельной, так что он был уверен, что за него заплатят. Жилину надеяться было не на кого. У его матери денег на выкуп не было, поэтому он написал письмо с неправильным адресом.

Сам же решил бежать, если выдастся удачный случай.

Запирали пленников в сарае, колодки на ночь снимали. Жилин не привык сидеть без дела, постоянно что-то мастерил. У татарина была дочь Дина тринадцати лет. Она часто приходила и наблюдала за пленниками, сидящими в дверях сарая. Для неё Жилин лепил из глины кукол. В благодарность Дина приносила ему сыр и лепёшки. Так незаметно между ним и девочкой возникла симпатия.

Каждую ночь Жилин и Костылин рыли подкоп под стеной сарая, и он был почти готов. Для побега нужно было выбрать подходящий момент. Однажды мужчины аула собрались на площади, долго совещались, а потом сели на коней и ускакали. Пленники решили в эту ночь бежать. Они через подкоп выбрались из сарая и направились к лесу.

Нужно было торопиться. Но Костылин повредил ногу и двигался с трудом. Жилин сначала помогал ему идти, потом и вовсе понёс его на спине. Далеко им уйти не удалось. Их догнали и вернули в аул. Только посадили не в старый сарай, а в глубокую яму. Как собакам скидывали им полусырую еду.

Костылин не смог выдержать таких условий и заболел.

Часто Дина приходила к яме и спускала им что-нибудь съестное. Присев на корточки, она тихо разговаривала с Жилиным. Как-то она прибежала с печальной вестью – его хотят убить. Тогда Жилин попросил девочку помочь ему. На следующую ночь Дина принесла крепкую ветку. С помощью неё Жилин смог выбраться из ямы. Костылин идти с ним отказался.

Дина проводила Жилина за аул. Вместе они попытались сбить с его ног колодки. Но у них ничего не вышло. Девочка сунула ему в руки лепёшки, попрощалась и быстро побежала в аул. Жилин долго слышал топот её ног и тихий плач.

Всю ночь он пробирался лесом, опасаясь больших дорог и открытой местности. И, наконец, вышел к широкому полю. Вдали он увидел знакомую крепость и направился к ней. Но вдруг из леса появились всадники и кинулись за ним. Жилин бежал и звал на помощь казаков, которые сидели у крепости.

Те, услышав его голос, бросились ему на помощь. Всадники повернули назад.

Жилин был счастлив, что вырвался из плена. В отпуск он так и не поехал, остался дальше служить в своей крепости. А тяжело больного Костылина родственники выкупили только через месяц.

Рассказ учит смелости, выдержке, умению находить выход из любых сложных ситуаций.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки Диво дивное, чудо чудноеГлавным героем произведения является обедневший мужик, которому в один момент становится нечем кормить собственную семью, поскольку в доме нет даже хлебной крошки.
  • Краткое содержание Эпоса о ГильгамешеВ древние времена когда-то существовало в Месопотамии царство Урук, которым правил молодой воитель Гильгамеш.
  • Краткое содержание Тетрадки под дождем ГолявкинаГерой рассказа поддался на уговоры товарища и приготовился убежать с урока. Однако выйти из школы с портфелем не так-то просто: вахтер, тетя Даша, обязательно остановит и вернет обратно. Заговорщики придумали решение
  • Краткое содержание Карусель в голове Голявкин«Карусель в голове» – это один из множества рассказов, придуманных советским писателем Виктором Голявкиным, который был еще художником и книжным графиком. Его произведения адресованы дошкольникам и младшим школьникам, да и родителям они также интересны.
  • Краткое содержание Мариенгоф ЦиникиСобытия происходят в 1918 году. В это кровавое время люди запасаются мешками с мукой и крупой. Владимир любимой Ольге дарит цветы, а ее интересует, может ли такое произойти, что в Москве невозможно будет приобрести французскую краску для губ

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/lev-tolstoj/kavkazskij-plennik-kratko

Краткое содержание Толстой Кавказский пленник кратко и по главам для читательского дневника

Кавказский пленник краткое содержание 5 6 предложений. Кавказский пленник, толстой лев николаевич

Лев Толстой

Год написания: 1872

Жанр: рассказ

Главные герои: русские офицеры Жилин и Костылин, девочка – подросток Дина.

Сюжет:

В 1872 году Львом Толстым был написан рассказ. Граф Лев Николаевич Толстой продолжает традиции А.С.Пушкина. Но не в романтизме, а в русском реализме. Он рассказывает о русском офицере Жилине. Он способен найти способ решения даже самой безвыходной ситуации. Показан настоящий русский характер.

мысль рассказа «Кавказский пленник» в том, что Толстой Лев Николаевич ясно показал читателю такие проблемы общечеловеческие как верность, товарищество доброта, взаимовыручка. Идея произведения в том, что доброта способна нивелировать зло.

Читательский дневник для 5 класса

Глава 1

Жилин – русский офицер, каких много, на Кавказе. Служит и не тужит. В один из дней он получает от матушки письмо с просьбой приехать погостить (да еще она пишет, что невесту ему присмотрела…). Офицер не может перечить матери и, отпросившись у начальства, едет на побывку домой.

Времена были неспокойные, на Кавказе война шла. Страшно. Татары. Жилин и другой офицер Костылин, едут в обозе, но им хочется добраться поскорее и они принимают решение обогнать обоз. Они впереди, свободны. А что еще надо молодым? И вдруг…

Татары нападают на них и забирают в плен Жилина. Костылину пока удалось бежать от них.

Глава 2

Идет время. Спустя несколько дней Жилин узнает, что Костылина тоже пленен и, мало того, он (то есть Костылин) продан Абдул-Мурату.

Татары не теряют времени даром и принуждают пленников писать письма на родину с просьбой о выкупе. Жилин, мать жалеючи, указывает неправильный адрес. Он ведь знает, в какой бедности и нужде живет родительница.

Глава 3

Прошел месяц. Пленники живут в сарае. Днем им сковывали свободу движений, чтобы они не убежали. Жилин был рукастым мужиком, поэтому, чтобы не скучать, мастерил из глины игрушки для Дины (дочь хозяина). Дина за его поделки тайно по ночам подкармливала пленников молоком и лепешками. Да еще своему новому хозяину некоторые вещи нужные починил!

Глава 4

В плену время тянется мучительно долго. Много есть о чем подумать и что придумать. И вот Жилин задумал убежать из плена. Для осуществления мечты он с Костылиным выкопали подкоп. Воспользовавшись покровом ночи и отсутствием татар, им удалось осуществить свой план.

Глава 5

Пленники на свободе. Их пока никто не преследует. Но вот незадача – Костылин натер ноги. Сначала он шел, как мог, а потом, когда стало совсем невмоготу – его понес Жилин на горбуше. Так им не удалось уйти далеко, и вскоре друзья были пойманы татарами.

Их снова везут к Абдул-Мурату. Татары взбешены дерзким поступком русских.
Многие татары приняли решение, что пленников надо лишить жизни, но Абдул мудро ждет выкуп за них и пока дарует им жизнь. Костылин и Жилин снова в плену, в глубочайшей яме.

Условия их содержания теперь во много раз хуже.

Глава 6

Время идет своим чередом. А житье пленных с каждым днем все хуже. Их кормят подобно скоту сырой едой. В яме условия для жизни далеко не идеальны: холодно, сыро, воздух спертый. Костылина лихорадит, а Жилину все горше и горше с каждым днем.

Однажды Жилин увидел у ямы Дину. Она принесла ему немного пищи. В следующий приход Дина сообщила Жилину о том, что его собираются казнить. В результате у Жилина созрел план собственного спасения. Он попросил Дину принести длинный шест, она ночью выполнила его просьбу.

Жилин думает бежать вместе с Костылиным, но последний не может даже шевелиться. Тогда Жилин бежит один. Они тепло расстаются с Диной. Она напоследок дает ему еды на дорожку.

Жилин бежит один. Он пробирается по лесу. Когда он выходит на поле, то опасается, чтобы его не обнаружили татары. Но казаки помогли ему в самой критической ситуации.

Жилина отвезли в крепость. Тогда он принял решение не ехать домой, а служить на Кавказе.

Костылина же выкупили еле живого только спустя месяц.

5 класс

Оцените произведение: 254

Читать краткое содержание Кавказский пленник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Крейцерова соната Лев ТолстойЭта повесть, насыщенная красками быта и суровой реальности, начинается в одном из вагонов поезда, где ведётся весьма жаркая и волнующая беседа о сущности любви и её атрибутов. Беседа начинается с пожилого человека и дамы с папиросой
  • Краткое содержание Атлант расправил плечи Рэнд по частямРаботая в железнодорожной компании брата Джеймса Таггарта, Дэгни понимает, что фирма терпит крупные убытки и инвестирует убыточные проекты. Джеймс не хочет замечать катастрофической ситуации
  • ДубовВ семье рабочих 22 октября 1910 года появился на свет сын, которого назвали Николаем. Его семья жила в Омске. Семья была простая, рабочая.
  • Краткое содержание Артюхова ПодружкиДевочки Галя и Маруся – первоклассницы. Они подружились недавно, но быстро стали неразлучны. Всегда и везде они шли, взявшись за руки. Бойкая Галя свободно читала все встреченные афиши и объявления. Марусе чтение давалось с трудом
  • Краткое содержание Ушинский Два плугаЖанровая направленность произведения представляет собой короткую философскую новеллу в виде притчи, основной тематикой которой является в необходимости ведения активного образа жизни, позволяющего сохранить молодость и прекрасную внешность.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/lev-tolstoj/kavkazskij-plennik

«Кавказский пленник»: краткий пересказ рассказа Льва Толстого

Кавказский пленник краткое содержание 5 6 предложений. Кавказский пленник, толстой лев николаевич

Рассказ «Кавказский пленник» Льва Толстого, краткое содержание которого представлено в этой статье, наиболее популярное произведение автора. Оно переиздавалось несколько раз и входит в школьную программу 5 класса.

Впервые было опубликовано в 1872 году в журнале «Заря». В основу этого произведения легла реальная история, которая произошла на Кавказе, когда Толстой нес там службу.

В статье есть описание сюжета по главам, а также очень краткий пересказ «Кавказского пленника».

Основные персонажи произведения

Перед тем, как читать краткое содержание произведения Льва Николаевича Толстого, необходимо познакомиться с основными действующими лицами:

  • Жилин – главный герой рассказа, офицер, который несет службу на Кавказе. Дворянин из небогатой семьи;
  • Костылин – напарник Жилина, офицер. Вместе с Жилиным попал в плен;
  • Абдул-Мурат – у этого татарина оказались в неволе офицеры;
  • Дина – девочка-подросток 13 лет, дочь хозяина. Добрая, отзывчивая, подкармливала офицеров, пока они сидели в яме.

Очень краткий пересказ

Произведение Льва Толстого «Кавказский пленник» начинается с того, что некий офицер Жилин, который нес службу вдали от родины на Кавказе, получает письмо от своей престарелой матери. Она просит его приехать на побывку, поскольку совсем слаба и опасается, что больше не увидит сына.

Жилин отпрашивается в отпуск. С ним едет еще один офицер. По дороге они принимают решение ехать через опасную вражескую местность самостоятельно, без сопровождения, поскольку так значительно быстрее. Проскакав на лошадях некоторое время, их настигают горцы.

Костылин, испугавшись, бросился от них, оставив Жилина одного в беде. Через какое-то время его настигли, заковали в колодку ноги и бросили в сарай. Там же оказался и Костылин.

Их хозяин, Абдул-Мурат, заставил своих пленников писать письма домой, в надежде, что за них дадут хороший выкуп. Костылин так и поступил, а Жилин указал неверный адрес. Он не терял надежды сбежать.

Жилину помогла бежать Дина, спустив ему в яму палку

Подговорив напарника, они сбегают, однако их очень быстро ловят и кидают в глубокую яму. Второй побег увенчался успехом. Дина, дочь хозяина, сжалилась над ним и помогла бежать. Костылин сильно натер ногу и остался в яме. Впрочем, и он скоро оказался на службе, поскольку за него прислали требуемый выкуп.

Краткое содержание по главам

Далее можно прочитать краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» согласно главам. Краткий пересказ можно использовать для читательского дневника.

Глава 1
Краткое содержание этого рассказа следует начать с получения офицером Жилиным письма из дома. Он давно проходил военную службу на Кавказе, но теперь собрался в отпуск, поскольку его старенькая мать написала, что стала совсем слаба, и ей хочется, возможно в последний раз, увидеть сына.

Однако шла война и проехать без сопровождения было невозможно. Только дважды в неделю шел обоз в сопровождении конвоя. Дорога была дальняя, поэтому выехали рано утром. Шли медленно под палящим солнцем. Жилин и один из офицеров, Костылин, решили ехать самостоятельно.

Добравшись до ущелья, Жилин поднялся на гору осмотреться. Он заметил группу татар, которые тоже обратили внимание на русского. Крикнув Костылину, чтобы тот готовил ружья, Жилин увидел, как его напарник бросился назад в лагерь, оставив его наедине с врагом.

Жилина догнали, избили и крепко связали. Затем погрузили на лошадь и привезли к себе в селение.

Глава 2
Утром в сарай, куда его бросили, пришли два горца — говорили по-своему, видно, решали его судьбу. Жилин попросил пить. Один из них позвал девочку лет тринадцати, и она принесла воды. Через некоторое время его пригласили в дом хозяина. Там сидели татары и ели блины, затем они долго молились.

Через переводчика пленнику сообщили, что его хозяин теперь Абдул-Мурат, и он требует выкуп. Узнав о сумме, Жилин сообщил, что таких денег у него нет, он может заплатить меньше. Такая смелость пришлась по душе татарину. Он пригласил в дом Костылина, который тоже оказался у них в плену. Тот согласился написать письмо домой с просьбой о деньгах.

Им дали бумагу и велели писать домой. Жилин тоже написал, но указал неверный адрес. Взамен потребовал, чтобы их держали вместе, кормили и поили, а заодно и сняли колодки с ног. Хозяин согласился на все условия, кроме колодок — их он снимать не велел.

Глава 3
Так они прожили месяц. Костылин успел написать домой второе письмо, а Жилин надеялся убежать и развлекался тем, что лепил из глины кукол. Он дарил их Дине, той самой девочке. Ей было жаль офицера, поэтому часто она тайком носила ему лепешек и молока.

По аулу разлетелся слух, что Жилин хороший мастер. Жители несли ему вещи на починку, иногда он сам ходил по аулу. Под горой он заметил дом с черешней и ульями на участке: там жил уважаемый старец.

Заметив Жилина, тот отправился к Абдул-Мурату и потребовал убить пленников. Когда-то всех его сыновей убили русские, а одного переманили на свою сторону.

С тех пор старик был уверен, что русские – к большой беде.

Глава 4 Прошел еще месяц. Жилин по ночам делал подкоп в сарае. Когда все было готово, он попросил мальчика, который за ним присматривал, отпустить его на гору – необходимо было осмотреться. За это он пообещал ему сделать лук и стрелы.

Он поднялся и понял, куда нужно бежать. С одной стороны были аулы, а с другой – равнина. Ночью, когда все татары уехали после похорон своего товарища, они с Костылиным сбежали.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/tolstoy/kavkazskiy-plennik.html

Краткое содержание

Главные события разворачиваются во времена войны, которая велась на Кавказе. В качестве героя выступает офицер по фамилии Жилин. Получив письмо от своей матери, он решает ее навестить. В дороге Жилин знакомится с еще одним военным — Костылиным.

Дальше оба офицера едут вместе. По пути они подвергаются нападению. Костылину удается сбежать от нападавших горцев, а второго героя захватывают в плен. Позже продают пленного одному богатому татарину — Абдул-Марату.

Тот увозит бойца в свое горное село и бросает в сарай.

Уже там Иван Жилин вновь встречает своего попутчика, оказывается, его тоже поймали. Горцы, чтобы получить выкуп, заставляют военнопленных написать письма родственникам. Жилин решается идти на обман и указывает неправильный адрес. Он понимает, что у матери просто нет таких возможностей, да и волновать он ее лишний раз не желал.

Днем пленников выпускают из сарая, они могут свободно ходить по аулу, но на них, чтобы не сбежали, надевали колодки. Не желая сидеть без дела, офицер своими руками изготавливает для местной ребятни игрушки. Благодаря этому он получает в союзники тринадцатилетнюю девочку Дину — дочь Абдул-Марата. Также он параллельно готовит побег, поэтому роет подкоп по ночам.

Вскоре подземный ход был готов, офицерам осталось лишь выбрать подходящий момент. И он представился, когда в поселке пропал горец. Все мужчины аула собрались на его поиски.

Они выбрались из сарая и устремились в сторону лесной полосы. Но Костылин травмирует ногу, поэтому передвигаться быстро не может. Жилину даже пришлось нести его на спине. Уйти далеко они не смогли, их догнали.

На этот раз в целях безопасности военных посадили в глубокую яму.

Из-за плохой еды и постоянной сырости у Костылина ухудшается состояние, он начинает сильно болеть. Дина не бросила Жилина, она часто его навещала, приносила еду.

Однажды девушка прибежала в слезах и рассказала, что горцы готовят его казнь. Уже следующей ночью она приносит ему длинную палку, с помощью которой славянин и смог благополучно выбраться из ямы.

Второй служивый бежать отказался, так как понимал, что сил ему на это не хватит.

На этот раз побег прошел удачно, солдат смог благополучно добраться до своих. Через месяц родственники выкупили и Костылина.

Главные герои

История создания рассказа основана на реальных событиях, которые произошли со Львом Николаевичем.

На Кавказе знаменитый писатель действительно находился в плену у татар вместе с товарищем, но у них все закончилось благополучно. Они возвратились домой живыми и здоровыми. Уже позднее он по воспоминаниям написал свою повесть.

В литературном произведении «Кавказский пленник» героя два, их описание и характеристика следующие:

  1. Иван Жилин — настоящий русский офицер, отличается доблестным и бесстрашным характером. Он в меру строптив, уважает как себя, так и окружающих людей. Удивительно, но даже в плену он требует уважения от своих хозяев. Мужчина трудолюбив, мастерит игрушки для детей и тщательно готовится к побегу. Его отличительной чертой является огромная сила воли, он не падает духом, поэтому в результате удачно сбегает.
  2. Костылин также имеет офицерский чин, но является противоположностью Ивана. Он грузный, неуклюжий и неповоротливый, эти же черты прослеживаются и в характере. Солдат сразу смиряется с участью пленника. Он все время находится в состоянии уныния. В нем отсутствует чувство гордости, уважения. Этот образ жизни и приводит к тому, что Костылин заболевает. В глазах читателя он выставляет себя трусом, не желающим бороться за собственную свободу и жизнь. На волю его выпускают только благодаря родственникам, которые заплатили выкуп.

Что касается второстепенных героев, то они есть в рассказе тоже. Пожалуй, самый колоритный персонаж — это старик. В далеком прошлом это сильный джигит. У старца была большая семья — три жены и 8 сыновей.

После начала военных действий семеро из них были убиты, а восьмой перешел на сторону врага. Отец не простил позорного поступка и своими руками казнил сына. После этого он возненавидел всех русских солдат.

Абдул-Марат — «черный татарин», он же хозяин пленных. Это неплохой человек, он уважает солдат и не желает им смерти, хотя видит в них своих врагов. Его дочь Дина является положительной героиней, она жалостлива и добра. С ее помощью офицер Жилин и смог осуществить побег.

Еще одна второстепенная героиня — старуха, автор рассказывает о ней мало, поэтому у нее нет имени, но даже по этому сжатому анализу явно видно, что она ворчливая и злая женщина, которая недовольна своей жизнью.

Основная мысль

мысль рассказа Л. Н. Толстого — показать людям, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, нужно бороться за жизнь до конца. Автор прекрасно противопоставляет своих персонажей.

Иван Жилин всеми силами пытается бежать, а его товарищ по несчастью, наоборот, опускает руки и мирится с судьбой, сдается. Многие читатели не понимают, почему в названии произведения фигурирует один пленник, если по сюжету их два.

Дело в том, что Иван не просто желает освобождения, но и пытается действовать.

Что касается проблематики, то тут затрагивается несколько проблем. На первом месте здесь стоит предательство, так как друг главного героя не прикрыл его в трудный момент.

Кроме этого, в произведении поднимается вопрос сословного неравенства. Богатый Костылин ждет помощи со стороны, он привык жить на всем готовом.

Простому военному Жилину приходится для этого серьезно трудиться.

Не обошел писатель и тематику войны. Горные народы ополчились против русских после того, как император захотел подчинить себе горцев. Он хорошо описывает злого старца, который всей душой ненавидит солдат, так как потерял из-за них всю свою семью.

Львом Николаевичем была полностью раскрыта тема смелости. Отвага и бесстрашность помогают Ивану вырваться на свободу. Отдельная глава посвящена доброте.

Девочка-подросток, которая все детство провела среди работорговцев, не растратила это чувство. Она ценит людей исключительно по личным качествам, а не по размеру кошелька или национальности.

В этом и есть главная мысль рассказа Толстого «Кавказский пленник».

Анализируя произведение, можно сделать вывод, что автор призывает читателей не отступать, даже если в жизни происходят сложности. Необходимо всегда двигаться вперед, преодолевать трудности, быть стойким и упорным. Также важно оставаться добрым, честным и порядочным, помнить о милосердии.

Направление и жанр

«Кавказский пленник» создавался в стиле реализма. При написании Лев Николаевич руководствовался собственными воспоминаниями и ощущениями, он изобразил реальную жизнь с ее приятными моментами и горестными.

Еще до начала работы автор хорошенько изучил этот литературный жанр, поэтому все события не выходят за рамки реальности.

В тексте имеется план, который содержит все структурные элементы, присущие рассказу:

  • завязка;
  • развитие событий;
  • кульминация;
  • развязка.

Толстой написал свой поучительный рассказ для школьного пособия с символическим названием «Азбука». Впервые его работа была опубликована в 1872 году в журнале «Заря». Сегодня литературное произведение изучается в 5 классе.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kavkazskiy-plennik.html

Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого

Кавказский пленник краткое содержание 5 6 предложений. Кавказский пленник, толстой лев николаевич

Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Толстого можно на нашем сайте. Оно пригодится при подготовке к урокам литературы в 5 классе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.

Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Жилин – барин из небогатой семьи, офицер, служил на Кавказе. Направляясь домой, попал в плен к татарам, из которого сбежал только со второго раза.
  • Костылин – офицер, с которым Жилин попал в плен к татарам.

Другие персонажи:

  • Дина – дочь Абдул-Мурата, «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». Носила еду Жилину, когда он был в плену, помогла ему сбежать.
  • Абдул-Мурат – «хозяин», татарин, который выкупил Жилина и Костылина, отец Дины.

О чем «кавказский пленник» л. н. толстого?

Кавказский пленник Толстой краткое содержание для читательского дневника:

Русский офицер Жилин служит на Кавказе в одной из крепостей. Жилин решает съездить в отпуск домой, чтобы навестить старушку-мать и жениться. В пути, в горах Кавказа, Жилин и его товарищ Костылин попадают в плен к татарам.

Татары надеются, что родственники офицеров пришлют за них выкуп. Около месяца Жилин и его товарищ Костылин живут в плену у татар. Жилин не ждет помощи из дома и надеется сам сбежать из плена. Для этого он делает подкоп в сарае, в котором его держат. Жилин и Костылин совершают побег, но татары их ловят. За этот побег хозяин-татарин сажает беглецов в яму.

Вскоре Жилин снова решается на побег. На этот раз он сбегает один, без Костылина. Дочь хозяина, девочка Дина, помогает Жилину сбежать. В конце концов Жилин добирается до русской крепости. Здесь он встречает своих товарищей и рассказывает о своем приключении. После этого случая Жилин решает не ехать в отпуск домой к матери и продолжает служить на Кавказе.

Смотрите также сочинение на тему «Жилин и Дина» по произведению Толстого “Кавказский пленник”.

Короткий пересказ «Кавказского пленника» Толстого

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина.

Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину.

Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц.

К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть — ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью.

Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские.

Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!».

Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Основную мысль небольшого, но поучительного прозаического произведения Л.Н. Толстого поможет понять краткое содержание «Котенок» для читательского дневника. Произведение учит любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

рассказа «Кавказский пленник» по главам

Толстой Кавказский пленник краткое содержание:

Глава 1

Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск», простился с друзьями и собрался ехать.

«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.

Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.

Глава 2

Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином». Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.

Глава 3

Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был», поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.

Глава 4

Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали.

Глава 5

Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.

В ауле русских хотели убить, но Абдул-Мурат решил дождаться выкупа. Снова на беглецов надели колодки и на этот раз спустили в яму глубиной в пять аршин.

Глава 6

«Житье им стало совсем дурное». Офицерам давали сырую еду, «как собакам», в самой яме было мокро и душно. Костылин сильно заболел – «все стонет или спит», «и Жилин приуныл». Как-то у ямы появилась Дина – девушка принесла им еды. В другой раз она сообщила, что Жилина собираются убить. Офицер попросил девушку принести ему длинную палку, и ночью Дина сбросила в яму длинный шест.

Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.

Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось – не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!». Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.

Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Источник: https://litfest.ru/shortwork/kavkazskiy-plennik-tolstogo.html

Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» и отзыв для читательского дневника (Л.Н. Толстой) | Литрекон

Кавказский пленник краткое содержание 5 6 предложений. Кавказский пленник, толстой лев николаевич

Многомудрый Литрекон представляет краткое содержание поучительного рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Сюжет произведения передан в сокращении, но он подробно освещает все основные события рассказа. Кроме того, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим его главную мысль и общий смысл. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(553 слов) Герой произведения – русский офицер Жилин. Он является примером человека, который никогда не сдаётся. Неся службу на Кавказе, он вдруг получает письмо от своей матери, которая сообщает ему, что больна и хочет напоследок повидаться с сыном.

Она пишет, что нашла ему хорошую невесту. Офицер понимает, что обязательно нужно ехать, и отправляется в путь. На Кавказе в то время шла война. Обоз шёл медленно, и Жилин решил ехать один на лошади.

Вместе с  ним поехал попутчик – офицер Костылин, по вине которого случилось несчастье: на них напали татары. Костылин, вместо того, чтобы прикрывать Жилина, бросился наутёк. Офицеры встретились уже в ауле, куда их поодиночке татары привезли связанными на лошадях.

Захватчик, взявший в плен офицеров, позже продал их другому татарину. Им надели на ноги колодки и заперли в сарае. 

Пленников заставили написать письма домой, чтобы за них прислали выкуп. Пожилая мать Жилина была бедна, поэтому он написал неверный адрес, чтобы его письмо не дошло. Он был уверен, что у него получится убежать. Костылин же отправил письмо на  адрес родных и ждал выкупа.

Целый месяц офицеры находились в сарае, но к ним относились по-доброму, и днём они могли ходить по местным окрестностям в колодках, которые на ночь им снимали. Тринадцатилетняя Дина, хозяйская дочь, привязалась к Жилину и стала навещать его, принося офицеру втайне от татар молоко и лепёшки. Жилин мастерил девочке кукол, которым девочка очень радовалась.

Постепенно он начал понимать местный язык. Офицер очень хотел сбежать из плена вместе со своим товарищем, поэтому начал делать подкоп и строил план побега. 

В одну из ночей офицеры сбежали. В лесу Костылина начали покидать силы, он жаловался на то, что сапоги натирали ему ноги, и он не может идти дальше. Тогда Жилин взвалил его на спину, так они прошли ещё немного.

Тем временем по лесу проезжал татарин, который услышал стоны Костылина. Он понял, что это сбежавшие пленники, и доложил хозяевам о побеге. Жилин и Костылин снова оказались в плену. Их бросили в глубокую яму, которая находилась за мечетью.

Теперь им не снимали колодки даже в ночное время. После неудачной попытки бегства, Костылин перестал сопротивляться, а Жилин продолжал верить в лучшее и строил новые планы освобождения.

Дина помогла ему: когда наступила ночь, она спустила в яму к пленникам длинный шест, по которому Жилину удалось вылезти наверх. Он звал с собой Костылина, но тот был обессилен и боялся, что их снова поймают. 

Жилин пробовал освободиться от колодки, но попытки были тщетны, и он решил идти с грузом на ноге. На прощание Дина принесла пленнику лепёшек. За время пребывания Жилина в ауле, девочка привязалась к нему, поэтому расплакалась, видя, что он уходит.  Несмотря на тяжесть колодки, он шёл вперёд. Когда сил совсем не осталось, Жилин продолжал путь ползком.

Он приблизился к полю, за ним была крепость, и у костров сидели русские казаки, солдаты. Жилин был рад, что свои близко, но остерегался того, что, когда он будет переходить поле, его увидят татары. Вдруг он заметил, что на бугре стояли трое татар. Они бросились к офицеру.

Жилин испугался, начал махать руками и кричать своим: «Братцы! Выручай! Братцы!» Русские услышали Жилина и кинулись наперехват врагам. Казаков было намного больше, татары испугались и остановились на полпути. Жилин был спасён. Он поведал казакам о своих злоключениях, и сказал, что, верно, не судьба ему ехать домой. Пришлось остаться служить на Кавказе.

Костылин был спасён только через месяц, когда пришёл выкуп размером в пять тысяч. На родину его привезли совершенно ослабевшим. 

Отзыв 

(351 слово) Мне понравился рассказ «Кавказский пленник», потому что он учит тому, что человек ни при каких обстоятельствах не должен опускать руки. Автор показывает, что всегда, даже в самой сложной ситуации, можно найти выход. Мое мнение о героях совпадает с авторской позицией.

Жилин – мужественный, добрый и смекалистый человек, который смог постоять за себя и своего товарища. Костылин – противоположность Жилину. Поначалу он предаёт своего попутчика, а потом, попав в плен, не пытается действовать, чтобы выжить. Это показывает его как трусость и слабость.

Ему очень повезло, ведь всё-таки его выкупили родные. 

мысль рассказа «Кавказский пленник» в том, что нужно всегда оставаться человеком, никогда не предавать и не бросать своих близких и друзей.

Несмотря на предательство Костылина, Жилин не оставил его в лесу, когда они совершили побег, и нёс его на спине.

На мое отношение к героям повлияли их поступки: именно дела, а не слова показывают, кем является человек на самом деле. В этом смысле плен помог героям осознать, каково их место в мире.

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»? Он заставляет задуматься о том, что необходимо всегда иметь сильную волю и стойкий характер, надеяться на себя, а не на других людей, которые могут и не прийти на помощь, потому что у них нет материальных благ или сил, чтобы вытащить из беды. Жилин понимал, что его мать живёт в бедности, он не хотел, чтобы выкуп за него стал для пожилой женщины разорением. Рассказ учит и тому, чтобы люди были способны на бескорыстные поступки и умели прощать. Такова мораль произведения «Кавказский пленник». Жилин мастерил для Дины игрушки, чтобы девочка радовалась. В итоге она помогла ему бежать из плена. Жилин ни разу не напомнил Костылину о том, что беда случилась по его вине, и не держал на него зла. Костылин надеялся на родных, ждал выкупа и не боролся сам. 

Рассказ «Кавказский пленник» произвёл на меня большое впечатление. Меня поразили храбрость и милосердие главного героя. Он шёл к своей цели, и, в конечном счёте, добился свободы. Произведение вызывает светлое, но всё же немного грустное настроение, потому что офицер не смог доехать до дома и повидаться со старой матерью и встретиться с девушкой, которая, возможно, стала бы его женой.

Диана Танцур

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/kavkazskij-plennik-i-otzyv-dlya-chitatelskogo-dnevnika-l-n-tolstoj/

Краткое содержание рассказа «Кавказский Пленник» по главам (Л. Н. Толстой) | Литерагуру

Кавказский пленник краткое содержание 5 6 предложений. Кавказский пленник, толстой лев николаевич

Рассказы Толстого не менее богаты по содержанию, чем его романы, поэтому их также важно правильно конспектировать, чтобы не упустить ни одной важной детали из сюжета и запомнить все основные события. Так что краткий пересказ «Кавказского пленника» от «Литерагуру» — незаменимое подспорье в обучении, как и анализ книги.

  • 1 I глава
  • 2 II глава
  • 3 III глава
  • 4 IV глава
  • 5 V глава
  • 6 VI глава

I глава

На Кавказе служил один барин по фамилии Жилин. В один из дней ему приходит письмо от матери, в котором она просит сына на время вернуться домой, она чувствует себя плохо и хочет напоследок повидаться с сыном. Также она сообщает, что приглядела для него невесту.

На Кавказе в то время шла война, и дороги были небезопасны. Жилин вместе с сопровождением солдат отправляется в путь. В дороге часто случались поломки, и Жилин решает ехать дальше одному, надеясь на своего верного коня. Вместе с ним поехал другой офицер — Костылин.

Как только двое отъехали от сопровождения, их тут же настигли татары. Костылин в испуге пустился наутек, Жилин не хотел даваться живым, потому что знал, как татары обращаются с пленными русскими. Его коня подстрелили, самого мужчину привезли в аул, надели колодку и бросили в сарай.

II глава

Жилин не спал всю ночь, на утро пришли татары, они не понимали по-русски, и мужчина жестами просил принести воды. Вошла маленькая худая девочка с кувшином, она испуганно смотрела на пленника, пока тот пил.

Жилина привели в дом, там переводчик объяснил офицеру, что его не отпустят, пока за него не отдадут выкуп. Татары требовали три тысячи, но герой, вспомнив о своей бедной матери, сказал, что готов отдать только пятьсот.

В дом привели второго пленного, им оказался Костылин, он не смог скрыться от татар. Жилину сказали, что тот уже отправил письмо с просьбой о выкупе. Жилин написал записку, но таким образом, чтобы та не дошла до получателя. Он был твердо намерен сбежать.

III глава

Костылин ждал, когда же за него пришлют выкуп. Жилин не терял времени даром: днём он осматривал окрестности аула, вечерами занимался рукоделием.

Многие татары хорошо отзывались о пленном русском: Жилин починил часы одному из жителей деревни, вылечил больного, девочкам сделал красивых кукол. Худенькая девочка, что в первый день приносила кувшин с водой, стала носить ему молоко. Звали её Дина.

IV глава

Целый месяц так прожил Жилин. Дина носила ему лепешки и молоко, некоторые из татар стали опасливо поглядывать на пленного, появились слухи, что солдат хотят убить, так и не дождавшись выкупа.

Жилин сделал небольшой подкоп в сарае, днём он уговорил мальчика, который должен был за ним приглядывать, подняться на гору. Он осмотрел окрестности аула и примерно представил, в какую из сторон двинуться.

V глава

Костылин испугался побега, но всё же согласился. Дворовая собака залаяла, когда пленные вылезли из-под сарая, но Жилин уже давно прикармливал пса, и тот быстро умолк.

Долго скитались пленники по ночному лесу, Костылин совсем обессилил, он содрал ноги в кровь и уже не мог двигаться. Жилин не готов был бросать товарища и понёс его на спине.

Услышали солдаты топот копыт, и в одно мгновение настигли их татары, повязали и отвезли обратно в аул. Там пленных били плётками, один из татар сказал Жилину, что если выкуп не придёт через неделю, то его с товарищем убьют. Пленных посадили в глубокую яму и кормили как собак.

VI глава

Последней надеждой Жилина была добрая девочка Дина. Он смастерил ей новых красивых кукол, но девочка боялась их брать, она жестами показывала мужчине, что его хотят убить. Тогда он попросил принести ему длинную палку, героиня помотала головой и убежала.

Жилин думал, что девочка струсила, но в одну из ночей в яму спустился длинный шест. Костылин наказал Жилину выбираться одному, ему было не справиться. Офицер с трудом с тяжелой колодкой на ноге поднялся вверх по шесту. Дина дала Жилину еды и долго плакала. «Кто тебе без меня кукол будет делать?» — сказал ей пленник, погладил девочку по голове и скрылся в лесу.

Жилин выбрался из леса и увидел вдалеке казаков, русских солдат. Герой обернулся, а за ним во весь опор уже мчались татары. Из последних сил мужчина бросился к своим с криком: «Братцы! Братцы!».

Татары побоялись нарваться на русский кордон и остановились. Казаки тут же сняли с Жилина колодку, накормили и напоили. После этого он решил остаться на Кавказе: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя».

Через месяц еле живой вернулся и Костылин, за него всё же прислали выкуп.

Семён Карелин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-kavkazskij-plennik-po-glavam-l-n-tolstoj/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: