Корректировка по услуге отопление иск в суд. Верховный суд принял решение об объёме тепла в ГВС

Содержание
  1. Почему Конституционный суд России потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление
  2. Собственник с индивидуальной системой отопления отказался платить за центральное
  3. Исполнитель КУ отстоял в суде право начислять плату за централизованное отопление
  4. Суды настаивали на обязанности всех потребителей в доме платить за централизованное отопление
  5. Существующий подход к расчётам при индивидуальной системе отопления признан неконституционным
  6. Управляющим организациям следует принять во внимание новые требования к расчётам за КУ
  7. Проблемы учёта и оплаты горячей воды в МКД при открытой системе ГВС в свете судебной практики
  8. Введение
  9. Действующая ситуация
  10. Учёт и оплата КР на основе гражданского законодательства по договору теплоснабжения между ТСО и УО (Исполнители КУ)
  11. Примеры из судебной практики
  12. Дело № 1. Истец – ТСО ООО «Радуга Хит» (г. Подольск), ответчик – ООО «Жилищный сервис»
  13. Перерасчет за отопление в 2020 году по 354 Постановлению: Пересчет платы за тепло при наличии и отсутствии проборов учета, образцы заявлений и желоб
  14. Постановление №354 о перерасчете платы за отопление
  15. Основания для перерасчета по отоплению
  16. Порядок и сроки проведения перерасчета
  17. Кто ответственный за проведение корректировки оплаты
  18. Пример расчета для последующей корректировки
  19. При наличии общедомового прибора учета
  20. Алгоритм перерасчета за отопление
  21. Правила составления заявления
  22. Жалоба на неправомерное начисление перерасчета за отопление
  23. Исковое заявление о перерасчете коммунальных платежей за отопление
  24. Необходимые документы
  25. Возникновение спорных ситуаций и их решение
  26. Утепление жилищного фонда
  27. Воздух в стояках
  28. Процедура по промывке радиаторов отопления
  29. Судебная практика по корректировке размера платы за отопление

Почему Конституционный суд России потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

Корректировка по услуге отопление иск в суд. Верховный суд принял решение об объёме тепла в ГВС

28 декабря 2018 года появилось постановление Правительства РФ № 1708, которое внесло изменения в порядок расчётов за отопление в многоквартирных домах, предусматривающий нулевое потребление тепловой энергии в квартире собственника. Рассказываем о том, почему такие изменения были внесены в ПП РФ № 354.

Собственник с индивидуальной системой отопления отказался платить за центральное

В мировой суд г. Таганрога обратился собственник доли в квартире МКД. Он потребовал, чтобы управляющая организация, как исполнитель КУ, сделала ему перерасчёт платы за теплоснабжение, поскольку в его жилом помещении отсутствует центральное отопление.

Установка индивидуального отопления была произведена в 2002 году после получения в домоуправляющей компании технических условий и согласования технического плана. Плата за центральное отопление собственникам квартиры не начислялась.

В 2017 году исполнитель КУ включил в счета собственника плату за теплоснабжение в соответствии с п. 42(1) ПП РФ № 354. Собственник безуспешно обращался в УО с заявлениями и претензиями, прилагая подтверждающие документы об отсутствии в квартире центрального отопления. Спор переместился в суд.

Мировой судья, рассмотрев материалы дела, принял сторону потребителя, установив, что в такой ситуации нарушены его права: истца обязывают платить за услугу, которую он не получает.6 важных изменений для УО в законодательстве в декабре 2018 года

Исполнитель КУ отстоял в суде право начислять плату за централизованное отопление

УО подала апелляцию в городской суд, указывая на то, что у неё отсутствуют законные основания не производить начисления за центральное отопление по жилому помещению истца. Её поддержал и поставщик тепловой энергии.

Они настаивали на том, что независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные источники тепла, размер оплаты за КУ по отоплению определяется в едином порядке в соответствии с требованиями ПП РФ № 354, ст. ст. 26, 29, 157 ЖК РФ.

Апелляционный суд согласился с доводами исполнителя КУ, посчитав неверным вывод о том, что услуга по центральному отоплению истцу не предоставлялась.

Собственник является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в квартиру, но и в общие помещения жилого дома: подъезды, чердаки, подвалы, стены.

К тому же одним из источников теплоснабжения помещений в МКД является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через квартиру.

Переход на индивидуальное теплоснабжение возможен, если законодательством утверждён порядок определения объёма индивидуального и общедомового потребления. Применительно к тепловой энергии в многоквартирных домах НПА такой возможности не предусматривают.

Поэтому фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в МКД не освобождает его собственника от оплаты тепловой энергии, поставляемой в дом централизованно.

Суд также отметил, что согласование перепланировки и переустройства квартиры при установке системы отопления было произведено с нарушениями: не получено разрешение на такие работы в органе местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ). Поэтому решение суда первой инстанции было отменено.Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный

Суды настаивали на обязанности всех потребителей в доме платить за централизованное отопление

Подобная ситуация сложилась и в судебном споре ещё одного собственника квартиры с исполнителем КУ по теплоснабжению. Управляющая организация подала в суд иск о взыскании с потребителя задолженности за отопление его квартиры.

Ответчик пояснил, что не оплачивает КУ, поскольку в его квартире установлен индивидуальный источник тепловой энергии. Срезанные трубы системы отопления дома изолированы и не поставляют тепло в помещение. При этом индивидуальная система обогревает смежные стены, полы и потолки.

Суд первой инстанции отметил:

1. Система централизованного отопления относится к общему имуществу МКД. Изменить её можно только с согласия всех собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Также разрешение должен дать орган МСУ. Истец не смог предоставить доказательств, что получал такие документы.

2. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату совокупно без разделения на плату за потребление в своём помещении и на общедомовые нужды (абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354). Порядок расчёта платы определён в п. 42(1) ПП РФ № 354. Он не предусматривает отдельного механизма расчёта платы за отопление в доме, некоторые помещения которого отключены от централизованной системы.

Иск исполнителя КУ был удовлетворён. Верховный суд ЧР согласился с выводами первой инстанции и отклонил апелляционный иск потребителя.

Существующий подход к расчётам при индивидуальной системе отопления признан неконституционным

Потребители подали жалобы в Конституционный суд РФ, который объединил их в одно дело с целью проверить конституционность абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, который обязывает потребителей оплачивать фактически неоказываемую им услугу.

КС РФ, принимая решение, исходил из следующих значимых тезисов:

1. Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

2. Нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на вытекающих из Конституции РФ принципах определённости, справедливости и соразмерности вводимых ограничений, что применимо к порядку определения объёма потребляемого коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

3. ПП РФ № 354 устанавливает расчёт платы за отопление в домах, где не установлены ОДПУ тепловой энергии, исходя из норматива (абз. 2 п. 42(1) ПП РФ № 354).

4. Рассчитанная с применением норматива плата за централизованное отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Модель построена исходя из презумпции подключения всех помещений в доме к сетям теплоснабжения МКД.

5. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, в том числе оплачивать тепловую энергию (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 39 ЖК РФ).

6. Установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства к переустройству помещений не может служить основанием для освобождения потребителя от обязанности платить за КР на СОИ. Это приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений бремени содержания общего имущества

7. В действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды.

Поэтому в соответствии с п. 40 ПП РФ № 354, с собственников помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными источниками тепловой энергии, взыскивается плата за содержание общего имущества и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с другими потребителями.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, КС РФ сделал вывод, что абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не соответствует Конституции РФ. Существующий подход к расчётам за отопление ведёт к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Поэтому КС РФ поручил Правительству РФ незамедлительно внести необходимые изменения в действующее законодательство: необходимо предусмотреть порядок расчёта платы за теплоснабжения в МКД, отдельные жилые помещения в которых переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Управляющим организациям следует принять во внимание новые требования к расчётам за КУ

Управляющая организация, являясь исполнителем КУ по теплоснабжению, должна иметь в виду, что:

1. Конституционный суд РФ потребовал изменить подход к расчётам платы за отопление в МКД, где в установленном порядке собственники смонтировали индивидуальные системы отопления. Такие потребители должны платить только за тепловую энергию, потреблённую в целях содержания общего имущества. Соответствующие изменения должны быть внесены в НПА Правительством РФ.

2. До внесения изменений в ПП РФ № 354 собственники помещений с индивидуальными системами отопления, установленными с получением всех разрешительных документов, должны платить только за тепловую энергию, потреблённую на содержание общего имущества. Расчёт такой платы должен вестись на основе методических рекомендаций по определению объёма потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.

3. Методические рекомендации обязан в кратчайшие сроки утвердить Минстрой РФ.

4. Все неисполненные или частично исполненные судебные решения, вынесенные ранее и основанные на положении абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/9934/pochemu-ks-rf-potreboval-peresmotret-sistemu-raschyetov-za-otoplenie

Проблемы учёта и оплаты горячей воды в МКД при открытой системе ГВС в свете судебной практики

Корректировка по услуге отопление иск в суд. Верховный суд принял решение об объёме тепла в ГВС

К.т.н. С.Н. Канев, доцент, генеральный директор

ООО «Хабаровский центр энергоресурсосбережения», г. Хабаровск

Введение

В своих публикациях, касающихся вопросов учёта и оплаты коммунальных услуг и коммунальных ресурсов на цели отопления и ГВС в МКД [1-7], я отмечал недостатки существующего законодательства в данной области и приводил рекомендации по их устранению. К сожалению, эти рекомендации не дошли до органов законодательной и исполнительной власти РФ, и воз, как говорится, остался там, где он и был. Поэтому оплата, особенно за горячую воду на нужды ГВС, в разных регионах РФ отличается в разы.

Актуальность данной проблемы ещё раз подчеркнула статья «О необходимости актуализации Правил предоставления коммунальных услуг в части внедрения модели справедливых расчётов за горячую воду», опубликованная в НТ № 10, 2017 г., где говорится, что в рамках НП «РТ» создана Рабочая группа по совершенствованию законодательства в части упорядочения методики расчёта платы за коммунальные услуги по нагреву воды в системе ГВС в МКД.

По итогам заседания Рабочей группы принято решение выйти с предложением по актуализации норм законодательства, регулирующего порядок определения коммунального ресурса и расчёта платы за коммунальные услуги в части ГВС на площадки Правительства РФ и профильные ведомства. Для этого подготовить соответствующий проект с учётом общей выработанной позиции ТСО по данному вопросу.

Полагаю, что нижеприведённый материал поможет при разработке данного проекта.

Действующая ситуация

Особенно обострилась проблема учёта и оплаты горячей воды в МКД с открытой системой ГВС после введения двухкомпонентного тарифа на горячую воду.

До настоящего времени идут судебные споры по этой проблеме между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и потребителями этих услуг.

Различные арбитражные суды по-разному трактуют данную проблему, и поэтому в решение этой проблемы был вынужден вмешаться Верховный суд РФ.

Суть проблемы сводится к тому, что в настоящее время имеются две системы (два подхода) учёта, распределения и оплаты ГВС и отопления в МКД, которые не согласовываются друг с другом.

На рисунке приведена схема учёта и оплаты горячей воды и отопления в МКД при открытой системе ГВС, которая действует в настоящее время.

Как видно из данного рисунка, учёт и оплату горячей воды и отопления можно условно разделить на две части:

Учёт и оплата коммунального ресурса в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Учёт распределения и оплата коммунальных услуг в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Особняком в данной схеме стоит оплата за КР и КУ непосредственно от потребителя в РСО, минуя Исполнителя.

Это не соответствует сегодняшнему законодательству (закон о прямой оплате на момент написания статьи находится на рассмотрении в Госдуме РФ. – Прим. авт.).

Пока такая схема оплаты может приниматься в некоторых случаях, оговорённых в жилищном законодательстве, но в данной статье мы не будем рассматривать этот вопрос.

Рассмотрим более подробно 1 часть схемы (рисунок), к которой применяются нормы гражданского законодательства: ГК РФ,

Рисунок.

Схема учёта и оплаты горячей воды и отопления в МКД при открытой системе ГВС: РСО – теплоснабжающая организация (ТСО); Исполнитель КУ – Управляющая организация (УО – УК, ТСЖ); Потребитель КУ – собственники помещений в МКД; КР – коммунальный ресурс (тепловая энергия на цели отопления и ГВС, теплоноситель); КУ – коммунальные услуги – услуги на цели отопления и ГВС; Договор теплоснабжения – договор на поставку КР; Договор управления – договор на исполнение КУ; Гражданское законодательство – ГК РФ, ФЗ-190 «О теплоснабжении»; Жилищное законодательство – ЖК РФ, ПП № 354 «Правила оказания коммунальных услуг»

ФЗ-190 «О теплоснабжении» [8]. В соответствии с этими нормами между ТСО и УО заключается договор теплоснабжения. В частности, в этой части отношения между РСО и Исполнителем регулируются ст. 538-548 ГК РФ.

Так согласно ст.

544 оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с [8]:

ü статья 15: потребители, подключённые к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды ГВС, у ТСО по договору теплоснабжения и поставки горячей воды;

ü статья 19: 1. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учёту;

2. Коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путём их измерения приборами учёта, которые устанавливаются в точке учёта, расположенной на границе балансовой принадлежности;

3. Осуществление коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя расчётным путём допускается в следующих случаях:

– отсутствие в точках учёта приборов учёта;

– неисправность приборов учёта.

В свою очередь, коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учёта [9, 10].

Договор теплоснабжения должен соответствовать «Правилам, обязательным при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» [11]. Отметим, что последний документ относится не к гражданскому, а к жилищному законодательству.

В соответствии с Правилами:

ü «договор ресурсоснабжения заключается в порядке, установленном гражданским законодательством РФ с учётом предусмотренных настоящими Правилами особенностей» (п. 3).

ü «объём КР, поставленного по договору ресурсоснабжения в МКД, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта (далее ОДПУ), определяется на основании показаний указанного прибора за расчётный период» (п. 21. а).

Рассмотрим, как в настоящее время применяется законодательство (жилищное и гражданское) на примере МКД, оборудованного ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя, который учитывает суммарное теплопотребление на нужды отопления и ГВС. При этом жилые и нежилые помещения в данном МКД или часть из них оборудована ИПУ.

Учёт и оплата КР на основе гражданского законодательства по договору теплоснабжения между ТСО и УО (Исполнители КУ)

Учёт КР осуществляется (согласно рис. 1) в соответствии с Правилами коммерческого учёта теплоносителя [9, 10], а оплата – в соответствии с [8].

Алгоритм учёта и оплаты КР в этом случае выглядит следующим образом:

РМКДфакт = РОДПУ = РОТ+ГВС + РТН, (1)

где РМКДфакт – оплата за тепловую энергию и теплоноситель, израсходованную на нужды отопления и ГВС на основании показаний ОДПУ.

РТН = VП × ТТН (2)

или

РТН = МП × ТТН, (3)

РОТ+ГВС = QП × ТТЭ. (4)

где

VП = V1 – V2, (5)

МП = М1 – М2, (6)

QП = Q1 – Q2. (7)

Здесь:

МП (VП) – масса (объём) теплоносителя, израсходованного на нужды ГВС;

QП – количество тепловой энергии, израсходованное на нужды ГВС и отопления;

М1, М2 (V1, V2) – масса (объём) теплоносителя, прошедшего по подающему и обратному трубопроводу системы теплоснабжения МКД;

Q1, Q2 – количество теплоты, прошедшее по подающему и обратному трубопроводу системы теплоснабжения МКД;

ТТН, ТТЭ – тарифы на теплоноситель и тепловую энергию.

Отметим, что в данном случае оплата производится за фактически потреблённые тепловую энергию и теплоноситель, которые рассчитываются на основании показаний ОДПУ, что соответствует ГК РФ (ст. 544).

Рассмотрим теперь учёт (распределение) КР и оплату КУ на основе гражданского законодательства в соответствии с договором управления МКД, заключённым между УО и потребителями.

В этом случае для этих целей используется постановление правительства РФ № 354 вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [12] (в дальнейшем – Правила № 354).

Алгоритм распределения КР и оплаты КУ в этом случае выглядит следующим образом.

Размер платы за коммунальные услуги на отопление и ГВС в i-м жилом или нежилом помещении МКД рассчитывается по формуле:

Рiрасч = РiОТ + РiГВС, (8)

где

РiОТ = QОТ ∙ Si / Sоб ∙ ТТЭ, (9)

РiГВС = ViП ∙ ТХВ + QiП ∙ ТТЭ, (10)

QОТ = QП – QГВС, (11)

QГВС = VП ∙ NГВСТЭ, (12)

QiП = ViП ∙ NГВСТЭ. (13)

Здесь:

QП, VП – рассчитываются по показаниям ОДПУ по формулам (7) и (5) соответственно;

QiП – объём тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления КУ по ГВС в i-м жилом или нежилом помещении;

ViП – объём потреблённой в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определённый по показаниям ИПУ или по нормативам при отсутствии ИПУ;

Si – площадь i-го жилого или нежилого помещения в МКД;

Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;

NГВСТЭ – утверждённый норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по ГВС.

В соответствии с [13] этот норматив рассчитывается уполномоченным органом по формуле:

NГВСТЭ = с ∙ ρ ∙ (tГВ – tХВ) ∙ (1 + Кр). (14)

Здесь:

с – удельная теплоёмкость воды;

ρ – плотность воды;

tГВ – температура горячей воды, поступающей потребителям из системы централизованного ГВС, определяемая в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;

tХВ – температура холодной воды, поступающей потребителям из системы централизованного ХВС;

Кр – коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем ГВС.

Об особенностях расчёта норматива мы поговорим ниже, а сейчас просчитаем оплату МКД для всех жилых и нежилых помещений суммарно.

, (15)

где:

, (16)

, (17)

Или с учётом формул (16) и (17) формула (15) примет вид

, (18)

Как видно из этого алгоритма, здесь используется прибор на расчётный метод:

ü отопительный период – оплата производится частично по показаниям ОДПУ, а частично расчётным способом с использованием показаний ИПУ и норматива NГВСТЭ.

ü межотопительный период – оплата производится расчётным способом с использованием норматива NГВСТЭ и показаний ИПУ. В этом случае показания ОДПУ в расчётах не участвуют, и ОДПУ может быть выключен.

Проанализируем оплату в первом случае – оплата за фактически потреблённые тепло и теплоноситель по показаниям ОДПУ – РМКДфакт и во втором случае – оплата приборно-расчётным методом, без учёта или с частичным учётом показаний ОДПУ –РМКДрасч.

Примем ТТН = ТХВ, а это следует из Правил № 354, в соответствии с которыми ТХВ – компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством РФ тарифа на горячую воду: в [8] он называется компонент на теплоноситель, используемый при двухкомпонентном тарифе на ГВС.

Если при этом рассчитать

∆Р = РМКДфакт – РМКДрасч, (19)

то после несложных преобразований можно получить:

ΔР = С1 × ΔV, (20)

где

, (21)

С1 = ТТН + NГВСТЭ. (22)

Здесь:

С1 – константа. Поэтому ΔР зависит только от ΔV, где ΔV – это разность между объёмом горячей воды, рассчитанный по показаниям ОДПУ и объёмом горячей воды, потреблённой по всем жилым и нежилым помещениям.

Поэтому возможны три варианта:

1. ΔV < 0 – это возможно, если меньшая часть жилых и нежилых помещений (0-40%) оснащена ИПУ. В этом случае при использовании повышающего коэффициента возможен данный вариант.

2. ΔV = 0 – это возможно, если все ИПУ показывают достоверные значения, а их показания снимаются одновременно и синхронно с показаниями ОДПУ при использовании автоматизированной системы дистанционного снятия показаний. Но даже в этом случае ΔV может быть не равно 0 из-за погрешности измерений.

3. ΔV > 0 – это наиболее распространённый случай, когда жилые и нежилые помещения в МКД большей частью (60-100%) оборудованы ИПУ, но показания ИПУ снимаются вручную и без синхронизации с ОДПУ.

Возникает вопрос кто должен оплачивать разницу в платежах между платежами по ОДПУ и платежами, собранными с собственников жилых и нежилых помещений в МКД?

Здесь возможны следующие варианты:

1. ΔР < 0, то есть РМКДфакт < РМКДрасч. В этом случае теоретически возможны варианты:

• УО оставляет эту разницу себе;

• Эта разница распределяется между собственниками помещений в МКД.

2. ΔР > 0, то есть РМКДфакт > РМКДрасч. В этом случае возможны варианты:

• разницу оплачивает РСО, то есть точнее РСО не получает полностью оплату за потреблённые МКД тепловую энергию и теплоноситель, то есть несёт убытки;

• разницу оплачивает УО за счёт собственных средств, то есть в этом случае УО несёт убытки;

• разницу оплачивают собственники помещений в данном МКД.

Рассмотрим, как эта проблема решена в жилищном законодательстве. В соответствии с Правилами № 354 (п. 44) разницу в платежах (∆Р = РМКДфакт – РМКДрасч):

ü оплачивают собственники помещений в МКД, если данный порядок установлен общим собранием собственников МКД;

ü оплачивают исполнители КУ (УО) за счёт собственных средств.

В соответствии с [11] эту разницу в платежах оплачивает Исполнитель КУ – УО.

Таким образом, исходя из существующего на сегодняшний день законодательства, следует:

ü Исполнитель уплачивает РСО за КР (тепловая энергия и теплоноситель), истраченные на цели отопления и ГВС согласно показаниям ОДПУ в полном объёме.

ü собственник оплачивает Исполнителю за КУ на нужды отопления и ГВС.

ü разницу в платежах компенсируют собственники помещений в МКД (если есть решение общего собрания) или УО за счёт собственных средств.

Казалось бы, всё логично и понятно, однако на самом деле с данным порядком учёта и оплаты согласны далеко не все, и поэтому возникают многочисленные споры, для решения которых используются арбитражные суды, которые тоже имеют свою собственную точку зрения.

Рассмотрим эти решения на примере реальных судебных дел.

Примеры из судебной практики

Во всех нижеприведённых делах истец – это ТСО, а ответчик – это управляющая организация (УО). Все иски – это иски о взыскании денежных средств за поставленные коммунальные ресурсы согласно договоров теплоснабжения между ответчиком и истцом. Несмотря на то, что иски по всем этим делам носят одинаковый характер, решения судами приняты прямо противоположные.

Дело № 1. Истец – ТСО ООО «Радуга Хит» (г. Подольск), ответчик – ООО «Жилищный сервис»

Источник: https://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=4067

Перерасчет за отопление в 2020 году по 354 Постановлению: Пересчет платы за тепло при наличии и отсутствии проборов учета, образцы заявлений и желоб

Корректировка по услуге отопление иск в суд. Верховный суд принял решение об объёме тепла в ГВС

В ряде ситуаций потребитель коммунального обслуживания вправе направлять заявление в управляющую организацию об изменении суммы в платежах. Перерасчет за отопление в 2020 году регулируется ПП №354. В нормативном документе прописаны главные и второстепенные аспекты, а также формулы и способы начисления средств.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по бесплатным номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).

Это быстро и бесплатно!

Как вернуть переплату за тепло.

Постановление №354 о перерасчете платы за отопление

При отсутствии теплоснабжения жилья, даже на короткий промежуток времени, это становится основанием для перерасчета, т. к. радиаторы отопления могут греть недостаточно.

Такое положение указывает, что собственник получил услугу некачественного характера. Это также является причиной для подачи заявления в УК.

Однако для претензии необходимо привести доказательную базу о снижении температурного режима в помещениях.

Главным нормативным актом, регулирующим проведение перерасчета, является постановление Правительства 354 (в последней редакции 2020 года). Документ описывает законность требований, разъясняет нюансы вопросов по оплате за ЖКХ, а также приводит методики. Невзирая на действующие положения ПП представители управляющих компаний нередко отказывают в проведение перерасчета за отопление.

К сведению: у коммунальщиков в основном корректировка сумм в квитанциях проводится в конце отчетного периода, т. е. 1 раз в год.

Основания для перерасчета по отоплению

Основываясь на ПП №354, выделим главные пункты, согласно которым потребитель коммунальных услуг вправе требовать перерасчет за отопление:

  1. В положениях документа указано, что температура ниже нормы в +18 градусов в комнатах МКД недопустима в течение всего сезона.

    К угловым помещениям устанавливается предел в 20°С.

  2. В зависимости от региона проживания условия окружающей среды могут быть меньше отметки -31°С. В этом случае показатели повышают на плюс два градуса.

  3. Если обесточивание отопления произошло по причине возникновения ЧС, то период отсутствия тепла в квартире не может превышать суммарно 24 часа за 30 дней. Наряду с этим, закон устанавливает, что единоразовое отключение не может быть больше 16 ч.

    На заметку: если столбик термометра находится не ниже +12°С, то в проведение перерасчета будет отказано.

  4. Существует норма по температурному режиму, которая указывает, что общее повышение допускается на четыре градуса, а понижение ночью не больше 3°С.

Посмотрите видео: “Особенности проведения пересчета за теплоснабжение и ГВС.”

Перерасчет платы за отопление можно требовать, если гражданин обратил внимание, что ресурс не соответствует установленным стандартам. Для этого составляет жалоба в УК, обслуживающая МКД.

Кроме заявления, потребуется сформировать акт, в котором фиксируется нарушение и указываются следующие характеристики:

  • время;
  • дата;
  • показатели температуры.

Собственник может добиваться проведения корректировки платежа по услуге только при наличии установленных отклонений от нормы за период оказания обслуживания. То есть владельцу недвижимости необходимо каждый месяц составлять такой документ.

В 2013 г. на законодательном уровне процесс фиксации отсутствия отопления или несоответствия требованиям упростили. Так, если гражданин направляет в организацию заявление, то представители компании обязаны в течение 120 минут посетить адрес для составления акта.

При отсутствии обратной связи владелец вправе сформировать собственный документ. Чтобы действия жильца были обоснованы, он должен привлечь двух свидетелей и должностное лицо – соседи и управдом. Период, зафиксированный на бумаге, является датой отсчета нарушения, в связи с которым можно требовать перерасчет.

Порядок и сроки проведения перерасчета

Собственники МКД согласно статье №161 ЖК России обязаны выбрать метод управления общим имуществом:

Поэтому претензия направляется в одну из данных структур, на балансе которой числится дом. В рамках законодательства орган является исполнителем жилищно-коммунального обслуживания. Соответственно, несет ответственность за предоставление услуг в надлежащем объеме и качестве.

В ситуации, когда на общем собрании собственниками дома принято решение о непосредственном управлении общедомовым имуществом, то заинтересованное лицо должно обращаться в РСО.

В постановлении Правительства России (пп “к” пункта №31 Правил) установлено, что обратная связь по обращению граждан должна составлять не больше 3 рабочих суток. Дата исчисления начинается с момента регистрации в журнале заявления.

Кто ответственный за проведение корректировки оплаты

До 2020 г. корректировка платы за отопление практически не проводились коммунальщиками. Перерасчет за тепло если и делали, то только по заявлению собственника. Происходила такая ситуация повсеместно, т. к. над фирмами со стороны надзорных органов практически не было контроля, что позволяло регулярно нарушать законы и права граждан.

Фактически управляющие компании или в некоторых случаях ресурсоснабжающие предприятия несут ответственность за проведение перерасчета по отоплению. Однако обращаться потребитель может не больше одного раза за 12 месяцев.

Пример расчета для последующей корректировки

Перерасчет по отоплению по 354 постановлению должен производиться согласно формуле. Данный метод расчета применяется для МКД и помещений без индивидуальных счетчиков за потребление теплового ресурса.

P=Sи x N x T,

где:

  • P – сумма, указанная в квитанции;
  • Sи – метражность квартиры;
  • N – действующий норматив в регионе на потребление ресурса;
  • T – тариф, установленный РСО.

Законность перерасчета за отопление определяется рядом показателей:

  • общее использование теплоснабжения за предыдущее отчетное время;
  • в случае, когда ИПУ работал не все 12 месяцев, а лишь конкретный период, то объем рассчитывается на основании договора;
  • сумму потребления ресурса делят на площадь всех объектов недвижимости по МКД.

Пример пересчета:

Прибор учета отопления показал, что расход ресурса за прошлые 12 мес. составил 900 гигаколорий. По техническому документу площадь МКД – 5490 м2 без учета подвала, чердаков и других подсобных помещений.

В соответствии с формулой ежемесячный расчет выглядит следующим образом: (900/5490)/12 = 0,013 Гкал.

Исчисление показало, что объем потребления отопления делится на год, поэтому здесь используется характеристика за один отрезок, т. е. за месяц. Величина 0,013 будет применяться для последующих начислений платежей.

При наличии общедомового прибора учета

Перерасчет за отопление при наличии общедомового прибора учета в отличие от ИПУ происходит на основании перераспределенного ресурса в конкретную квартиру. Таким образом, собственник будет платить только за потребляемое тепло.

В обновленной редакции 2020 года ПП №354 указано, что порядок исчисления платы за ресурс возможен на основании показателей счетчиков, если они установлены в 50% квартир. Ранее формулы для ИПУ и распределительной системы были едины.

Алгоритм перерасчета за отопление

Перерасчет за отопление по 354 постановлению осуществляется на основании поданного заявления. В зависимости от действующего тарифа производится расчет взносов за потребляемый ресурс. Однако посчитать оплату возможно, если воздух в квартире достигал оптимального температурного режима, а батареи были довольно теплыми. Замер осуществляется при помощи профессиональных инструментов.

Правила составления заявления

В действующем законодательстве не предусмотрена обязательная форма заявления.

Документ составляется в свободном стиле и нужно писать следующую информацию:

  1. Название поставщика или исполнителя по коммунальному обслуживанию.
  2. Полный формуляр руководителя структуры и адрес.
  3. Данные заявителя – фамилия, имя, отчество, регистрация/прописка, телефон.
  4. Посредине указывается наименование бумаги – «Заявление».
  5. В основном тексте следует написать о причинах обращения, обстоятельствах, указать ссылку на закон и основания для корректировки.
  6. Обязательно наличие доказательной базы, т. е. прикладывается акт.
  7. Дата и визирование.

Жалоба на неправомерное начисление перерасчета за отопление

Нередко происходят ситуации, когда добиться от ответственной компании обратной связи сложно. Порой на рассмотрение жалобы коммунальщики отводят себе несколько месяцев.

Поэтому в такой ситуации, а также при возникновении следующих обстоятельств необходимо жаловаться в жилищную инспекцию и другие надзорные органы:

  • неправильный перерасчет;
  • УК стала начислять суммы свыше потребляемой нормы;
  • некачественная услуга (например, холодные батареи в отопительный сезон);
  • и другое.

Претензия составляется по единому стандарту с указанием реквизитов обеих сторон. В основном поле текста гражданин излагает просьбу разобраться в сложившейся ситуации и прилагает документы.

Исковое заявление о перерасчете коммунальных платежей за отопление

При получении отказа в проведении перерасчета за теплоснабжение, у собственника есть два варианта, что можно сделать:

  • обратиться в надзорные органы – ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратура;
  • написать исковое заявление в судебную инстанцию.

В действующих российских законах существуют положения, на основании которых владелец жилья вправе требовать проведение корректировки за использованный ресурс. Как правило, это низкое качество,  незаконно начисленная переплата или большой размер потребления.

В любом случае заявление следует оформлять грамотно с приложением доказательной базы.

Необходимые документы

Перерасчет отопления по 354 постановлению производят на основании заявления и приложенной доказательной базы.

В качестве последнего пункта допускается прикрепление следующих бумаг:

  1. Сертификат, указывающий на право владения объектом недвижимости, техпаспорт или выписка из ЕГРП. Любой документ на выбор, позволяющий установить метражность квартиры.
  2. Сведения от жилищной инспекции или судебное постановление.
  3. Акт обследования комнат на предмет установления качества оказанных услуг, т. е. нужно подтвердить, что в квартире холодно.
  4. Бумаги, указывающие на ликвидацию ЧС в магистрали многоквартирного дома (запрашивается в УК или РСО).
  5. Иные документы, имеющие отношение к делу.

Возникновение спорных ситуаций и их решение

Невзирая на многочисленные акты и правовые документы,  а также нормы, потребители продолжают сталкиваться с неправомерными действиями со стороны УК. Часто собственник при требовании сделать перерасчет платы за отопление получает немотивированные отказ.

Утепление жилищного фонда

Когда требовать перерасчет за ЖКУ.

В жилищном кодексе и ПП №354, 491 указано, что необходимо разграничивать понятие пространства внутри квартиры и общедомового имущества МКД. Таким образом, управленческая фирма ответственна только в отношении дома в целом, но не уполномочена следить за внутриквартирным комфортом. Однако в обоих случаях обслуживание осуществляется за счет денег собственников.

Утеплением отдельного помещения занимается владелец в самостоятельном порядке. Но при возникновении жалоб со стороны большинства жильцов МКД на холод в комнатах, проводится проверка. Когда в ходе мероприятий устанавливается несоответствие нормам, делают перерасчет за услуги по отоплению при условии, что хозяин предпринял меры по утеплению объекта.

Воздух в стояках

При наличии воздуха в системе подачи ресурса перерасчет зачастую не делают,  т. к. устранением проблемы служащие УК занимаются штатно. Но если данные процедуры не проводятся, тогда собственники вправе потребовать проведение корректировка оплаты в квитанциях.

Процедура по промывке радиаторов отопления

Как правило, такой пункт фигурирует в договоре по обслуживанию многоквартирного дома. Обусловлено это тем, что заливка отопления явление распространенное, если установлены радиаторы из чугуна.

Управляющая фирма обязана обеспечивать собственникам систематическую подачу тепла (24/7) соответствующего качества в течение сезона.

Поэтому такая процедура включена в контракт с УК и, зачастую, не требует перерасчета.

Судебная практика по корректировке размера платы за отопление

Проведение перерасчета по теплоснабжению комментируют чиновники:

«Существуют Правила из ПП №354 о том, каким образом необходимо оказывать жилищно-коммунальное обслуживание. На основании нормативного документа в I квартале каждого будущего года, все управляющие компании формируют отчеты. Поэтому обязаны проводить корректировку платы за отопление по фактически выставленным счетам от РСО».

Если суд, проверяя компанию, выявляет расхождение между актами от ресурсоснабжающего предприятия и платежной квитанцией от потребителя, то он обязывает УК делать перерасчет.

Когда в МКД установлен общий прибор, то плата за теплоснабжение формируется по среднему потреблению за прошлый отчетный период. При отсутствии ОПУ – расчет производят согласно норме.

При этом РСО выставляет счет УК, основываясь на сведениях общедомового счетчика.

Подводя годовые итоги, управляющая фирмы выявляет расхождение, но собственникам уже начислено по плановым показателям. Поэтому проводится перерасчет с положительную или отрицательную стороны.

Процесс проведения корректировок за потребленное отопление осуществляется в соответствии с Правилами из ПП №354. Кроме того, управленческие организации должны руководствоваться действующими нормами по начислению платежей за ресурс. При пересмотре итоговых годовых сумм работники ЖКХ обязаны проводить перерасчет.

Посмотрите видео: “Как УК вешают на потребителя несуществующие долги по теплоснабжению.”

Источник: https://MoiPrava.pro/zhilyo/zhkh/pereraschet-za-otoplenie

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: