Методы, способы и типы правового регулирования. Диспозитивный метод

Содержание
  1. Два основных вида методов правового регулирования:
  2. Императивный метод
  3. Диспозитивный метод
  4. Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
  5. Императивный метод правового регулирования характеризуется. Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования. Метод правового регулирования
  6. Методы правового регулирования
  7. Виды методов правового регулирования
  8. Способы правового регулирования
  9. Типы правового регулирования
  10. Два основных вида методов правового регулирования:
  11. Методы, способы и типы правового регулирования. Понятие правового регулирования
  12. Понятие правового регулирования
  13. Методы и способы правового регулирования
  14. Какие типы правового регулирования существуют
  15. Методы, способы, типы правового регулирования
  16. Правовое регулирование: предмет, метод
  17. Определение и признаки метода правового регулирования
  18. Специфика видов методов правового регулирования
  19. Диспозитивный метод правового регулирования: определение, пример
  20. Диспозитивная норма права – это… Метод правового регулирования
  21. Общая методология
  22. Признаки норм
  23. Диспозитивный метод: общая характеристика
  24. норм
  25. Проблематика диспозитивности
  26. Диспозитивный метод: особенности использования
  27. Диспозитивные правила
  28. Явление диспозитивности в юридических отраслях

Два основных вида методов правового регулирования:

Методы, способы и типы правового регулирования. Диспозитивный метод

гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и

административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивныйвиды.1

1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.

Императивный метод

(авторитарный,метод субординации,

метод власти иподчинения)

правовогорегулирования –

способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны иобладают неодинаковым объемом прав иобязанностей субъектов.

В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочийне имеет.

Императивный методправового регулирования основан нанеравенстве объема прав и обязанностейсубъектов, одни из которых наделенывластными полномочиями, а другие таковымине обладают.

Императивный методправового регулирования характерендля таких отраслей права как:

конституционноеправо,

административноеправо,

финансовое(бюджетное, налоговое) право, уголовноеправо,

гражданско-процессуальноеправо, арбитражно-процессуальное право,

уголовно-процессуальноеправо.

Например,

Императивный методправового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:

– между инспекторомГИБДД и участниками дорожного движения,водителем транспортного средства,пешеходом;

– между судьей иучастниками судебного процесса;

– между сотрудникомгосударственной жилищной инспекции исубъектом права собственности жилогопомещения.

Диспозитивный метод

(автономный, методкоординации,

метод равенствасторон)

правовогорегулирования –

способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладаютодинаковым объемом прав и обязанностей.

Диспозитивныйметод правового регулирования основанна равном положении (статусе) субъектовправа, на равном объеме их прав иобязанностей.

В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властнымиполномочиями.

Диспозитивныйметод правового регулирования характерендля таких отраслей права как:

гражданское право,

трудовое право,

семейное право,

жилищное право.

Диспозитивныйметод правового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:

– между покупателеми продавцом,

– между кредитороми должником,

– между супругами,

– между родителямии детьми,

– между работником(сотрудником) и работодателем.

Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов

Вопросы:

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов.

2. Систематизациянормативных актов.

3. Действиенормативных актов во времени, впространстве и по субъектам права.

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов

Понятие системынормативных правовых актов

Система нормативныхправовых актов – это обусловленная

иерархическими,

предметными(отраслевыми) и

функциональнымисвязями

совокупностьнормативных документов.

Иерархические,предметные (отраслевые) и функциональныесвязи совокупности нормативных правовыхактов определяются:

статусомправотворческого органа,

формами(наименованиями) нормативных правовыхактов,

видами общественныхотношений, подлежащих правовомурегулированию и

функциями права(регулятивными и охранительными).

Структура системынормативных правовых актов (НПА)

Структура системыНПА включает в себя следующие основныенормативные образования (блоки):

1. Иерархическаяструктура системы нормативных правовыхактов

2. Предметная(отраслевая) структура системы нормативныхправовых.

3. Федеративнаяструктура системы нормативных правовыхактов.

1. Иерархическаяструктура

системы нормативныхправовых актов

определяется ихюридической силой и включает в себя:

систему законови

систему подзаконныхнормативных правовых актов.

Согласно части 2статьи 4 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации и

федеральные законы

имеют верховенствона всей территории Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 15 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории РоссийскойФедерации.

Законы и иныеправовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречитьКонституции Российской Федерации.

На основании части4 статьи 15 Конституции России

Общепризнанныепринципы и нормы международного праваи международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частьюее правовой системы.

Если международнымдоговором Российской Федерацииустановлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора.

Источник: https://studfile.net/preview/2567629/page:115/

Императивный метод правового регулирования характеризуется. Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования. Метод правового регулирования

Методы, способы и типы правового регулирования. Диспозитивный метод

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования – определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов – особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга.

Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание,
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

    • субъективное право,
    • свобода,
    • законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его.

Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия.

Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования –  те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

    1. общедозволительный;
    2. разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.

Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач.

Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/metodi-sposobi-tipi-pravovogo-regulirovaniya

Два основных вида методов правового регулирования:

гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и

административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивныйвиды.1

1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.

Методы, способы и типы правового регулирования. Понятие правового регулирования

Методы, способы и типы правового регулирования. Диспозитивный метод

В обществе всегда существовала необходимость отслеживания потребностей и интересов разных слоёв населения.

Человечество разработало для этого определённую систему, помогающую координировать общественные отношения.

Цель законодателя не просто обеспечить правопорядок и должное поведение людей, но и развить правильную форму поведения в обществе, которая впоследствии вытеснит противоправную.

Понятие правового регулирования

Правовое регулирование – это воздействие права на публичные правоотношения. Другими словами, право координирует действия людей. Общество невозможно без должного правового регулирования, которое является своего рода фундаментом для поддержания порядка.

В своей деятельности оно преследует две цели: юридическую и общесоциальную. Под юридической целью понимается: создание в обществе постоянного правопорядка с помощью специальных органов, которым под силу поддерживать этот правопорядок. Под общесоциальной целью понимается создание таких условий, при которых общество будет развиваться в правильном направлении.

Отношения, регулируемые правом должны иметь необходимые признаки:

  • отношения, отражающие интересы как одной личности, так и общесоциальные;
  • отношения, где реализовываются интересы всякого лица и каждый ущемляет свои интересы, ради иной личности;
  • отношения, где участники признают определённые правила и добровольно их выполняют;
  • отношения, где закреплены определённые правила, контролируемые действенной силой.

Методы и способы правового регулирования

Метод правового регулирования – комплекс всевозможных приёмов, воздействующих на людей с области права.

Существует четыре подобных метода:

  • императивный;
  • диспозитивный;
  • поощрительный;
  • рекомендательный.

При императивном методе установлены чёткие границы дозволенного и запрещённого, идёт полное подчинение одних участников другим, которые не равны между собой. Одна из сторон – государственный орган, контролирующий следование нормам, а другая – общество.

При диспозитивном методе всё наоборот. Здесь стороны — это субъекты с равными правами, не зависящие друг от друга, в основе их правоотношений лежит заключённый договор в соответствии с законодательством. Стороны сами устанавливают свои права и обязанности.

При поощрительном методе у субъекта закреплена определённая модель поведения, качественное выполнение которой влечёт за собой поощрение. Ярким примером являются отношения, подпадающие под нормы трудового права.

Рекомендательный метод регламентирует взаимоотношения между негосударственными организациями, где государство выделяет возможную модель действий путём советов, которые несут необязательный характер.

Способы правового регулирования – это то, при помощи каких путей происходит воздействие на отношения в обществе.

Всего существует три способа:

  • дозволение;
  • обязывание;
  • запрет.

При дозволительном способе лицо может по своему усмотрению, в своих интересах совершать или не совершать конкретные правовые действия.

При обязывающем способе лицу необходимо совершать требуемые действия без каких-либо отклонений.

При запрещающем способе субъект обязан не совершать конкретные действия, зафиксированные в законе.

Какие типы правового регулирования существуют

В отличие от способов, типы правового регулирования сочетают в себе общий характер действия права на отношения в обществе.

Выделяют следующие типа регулирования:

  • общедозволительный;
  • разрешительный.

Каждый имеет свою формулу, которая указывает на необходимую модель поведения, также контролирует запреты и разрешения.

Правовая формула общедозволительного типа гласит, что «дозволено всё, что не воспрещено», то есть субъект может выбрать нужную ему модель поведения, исключая моменты, которые не несут в себе запрет. В данной ситуации запрет строго определён, а область дозволенности не ограничена. Этот тип указывает на социальную свободу субъекта и регулирует статус личности.

Правовая формула разрешительного типа содержит следующее: «воспрещено всё, что не дозволено».

Субъект может выбрать модель поведения из того, что прямо разрешено, остальное же является запретом.

При разрешительном типе отношения строго контролируются и имеется определённый разрешительный перечень, зафиксированный в законе. Таким образом регулируются отношения в области публичного права.

Некоторые исследователи выделяют ещё один – дозволительно-обязывающий тип. Его правовая формула гласит: «разрешено только предписанное законом». Субъекту предоставляются права и обязанности необходимые ему, а остальные просто выпадают из сферы управления. Таким путём регулируется правовой статус государства и его органов.

Источник: https://vidotip.com/jurisprudencija/metody-sposoby-i-tipy-pravovogo-regulirovanija/

Методы, способы, типы правового регулирования

Методы, способы и типы правового регулирования. Диспозитивный метод

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Правовое регулирование: предмет, метод

Методы, способы и типы правового регулирования. Диспозитивный метод

Деление структуры права на ряд отраслей и институтов базируется на двух критериях. Речь идет о предмете и методе правового регулирования.

Определение 1

В качестве предмета правового регулирования выступает сумма схожих общественных отношений, которые регулируются правом.

Для предмета правового регулирования свойственно отвечать на вопрос, что контролирует право.

Рисунок 1. Суть предмета правового регулирования

Но есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Определение 2

В качестве предмета правового регулирования также выступает ряд отношений людей фактического характера, которые объективно необходимо правовое оформление.

Для данных отношений свойственно быть жизненно важными для человека и объединений людей. Они имеют волевой, целенаправленный (разумный), устойчивый, повторяющийся и типичный характер. Их можно охарактеризовать как поведенческие, иными словами, их можно внешне контролировать (к примеру, рядом юрисдикционных органов).

Для общественных отношений свойственно выступать в качестве предмета правового регулирования в ряде ситуаций:

  • когда они отличаются повторяемостью и устойчивостью;
  • когда социум и государство имеют заинтересованность в том, чтобы придать этим отношениям правовую форму, а, соответственно, у государства и социума есть заинтересованность в их охране и защите;
  • когда они имеют отличительную способность относительно внешнего контроля (сюда же относится судебный контроль) со стороны государства.

Определение и признаки метода правового регулирования

Определение 3

Под методом правового регулирования понимается сумма приемов, способов влияния права на конкретные области общественных отношений.

Для данного явления свойственно отвечать на вопрос, каким образом, как осуществляется контроль общественных отношений.

Но важно отметить, что есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Под методом правового регулирования понимается ряд разных способов правового влияния со стороны государства на общественные отношения, которые оно использует во время формирования правовых норм и регламентации правовых связей среди участников данных отношений.

Или под методом правового регулирования понимается сумма приемов юридического влияния на то, как ведут себя люди. Причем данные приемы были созданы как результат долгого человеческого общения.

Согласно еще одному определению метода правового регулирования, данное явление выступает в качестве средств, приемов, способов влияния права на ряд общественных отношений.

Для каждого направления права свойственно иметь конкретные методы правового регулирования.

Существует ряд основных признаков метода правового регулирования. Рассмотрим их в виде схемы:

Рисунок 2. Ряд ключевых признаков метода правового регулирования

Опиши задание

Специфика видов методов правового регулирования

Существует два основных метода правового регулирования. Речь идет об императивном и диспозитивном методах.

Для императивного метода (авторитарного метода, метода субординации, власти и подчинения) свойственно использование в публичном праве для того, чтобы регулировать вертикальные отношения, отношения государства и физических, юридических лиц. Когда государство регулирует такие отношения, оно дает властные полномочия одним субъектам, а на иных возлагает ряд соответствующих обязанностей. Как результат данных отношений появляются отношения власти и подчинения.

Замечание 1

Важно отметить, что для императивного метода правового регулирования свойственно проявление себя в уголовном, административном и налоговом праве.

Определение 4

Под диспозитивным методом (метод автономии) правового регулирования понимается способ контроля отношений между рядом равноправных участников.

Для данного метода свойственно предоставление участникам решение вопросов относительно форм своих взаимоотношений, которые урегулированы нормами права, на самостоятельной основе. В составе диспозитивного метода есть три способа, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений:

  • возможность осуществить ряд известных действий, которые имеют правовую направленность;
  • предоставить ряду участников общественных отношений, которые урегулированы рядом норм права, конкретных прав;
  • предоставить ряду лиц, которые участвуют в конкретных взаимоотношениях, возможность выбрать вариант своего поведения.

Как дополнительные методы обозначают:

  • ряд поощрительных методов, которые основаны на том, что субъекту предоставляются дополнительные блага (поощрения), к примеру, в трудовом праве;
  • ряд рекомендательных методов, которые дают субъектам возможность самостоятельно обозначать лучший вариант поведения, учитывая различные условия и возможности;
  • ряд альтернативных методов и т.д.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/pravovoe-regulirovanie-predmet-metod/

Диспозитивный метод правового регулирования: определение, пример

Методы, способы и типы правового регулирования. Диспозитивный метод

гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и

административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивныйвиды.1

1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.

Диспозитивная норма права – это… Метод правового регулирования

Каждая научная сфера имеет свою методологию. Юридические дисциплины содержат в себе императивные и диспозитивные В этой статье речь пойдет именно про диспозитивный метод.

Общая методология

Методологию можно охарактеризовать как учение о Данная отрасль входит в состав гносеологии, раздела общей теории познания. Методология представляет собой совокупность различных подходов и принципов, на которые должен опираться ученый при получении и разработке знаний в рамках одной дисциплины.

Например, юридические науки руководствуются методологией, состоящей из общенаучных, частнонаучных и специальнонаучных методов. Методы общенаучной группы включают в себя понятия дедукции и индукции. Частнонаучные виды методов представляют собой применение различных научных областей к одной конкретной дисциплине.

Это может быть, например, прогнозирование, логика, синтаксический языковой анализ и многое другое, что можно применить, предположим, к теории государства и права. Наконец, специальнонаучные методы представляют собой виды работ с конкретными положениями или нормами той или иной научной дисциплины.

В конституционном праве это может быть работа с положениями основного закона страны, в уголовном праве – разбор статей Уголовного кодекса и т. д.

А какое место в этой системе занимает диспозитивная норма права? Это отдельная классификация либо подвид представленной системы? Ответ получить не так уж и просто, ведь споры ведутся до сих пор. Но попытаться все-таки можно.

Признаки норм

Правило может именоваться официальной формой проявления права лишь в том случае, когда оно соответствует ряду признаков. Диспозитивные нормы права – это как раз такой случай. О каких особенностях юридического явления здесь идет речь? Стоит выделить:

  • Все общие поведенческие правила официального характера, типичные и однородные. Определить единый адресат их действия не представляется возможным.
  • Юридические нормы общеобязательны.
  • Правовая норма обязательно содержит в себе гипотезу, диспозицию и санкцию.
  • Правовые нормы фиксируются в нормативных государственных актах – законах, конституциях, указах и постановлениях.
  • Правила поведения максимально конкретизированы.

Как правила поведения, так и метод – это исходные элементы от понятия диспозитивности, понятия очень многогранного и широкого. Прежде чем перейти к его характеристике, стоит разобраться с другим, не менее важным методом.

Диспозитивный метод: общая характеристика

В чем суть диспозитивной нормы права? Согласно понятию субъективной автономии, что является типичным примером юридического состояния, диспозитивной нормой регулируются свободные и равные отношения субъектов.

По сути, диспозитивный метод устанавливает лишь примерный сценарий деятельности тех или иных граждан. В отличие от жестких императивных отношений, основой которых являются подчинение и власть, метод диспозитивного типа закрепляет лишь общие тенденции в конкретных правоотношениях.

Самый простой пример можно найти, конечно же, в конституционном праве. Можно вспомнить статью 104, что закрепляет право законодательной инициативы. Правотворчество не является обязанностью субъектов, которых описывает основной закон государства. Это, скорее, право или возможность.

Если же говорить совсем кратко, то диспозитивные нормы права – это регуляторы прав, а императивные – регуляторы обязанностей. Но так ли здесь все просто? Конечно же, нет. Закон закрепляет целый ряд особенностей, о которых будет рассказано далее.

норм

Юристы выделяют в императивных и диспозитивных методах правового регулирования пять основных компонентов. Согласно Л. С. Явичу, а также С. С. Алексееву, первым компонентом является порядок установления правомочий и обязанностей субъективного типа. Второй элемент – это взаимоотношения между субъектами.

Третьим компонентом является степень определенности имеющихся прав, степень свободы действий в правоотношениях. Наличие или отсутствие конкретных связей между обязанностями или правами является четвертым компонентом, а гарантии обеспечения этих связей – последним элементом, что составляет оба вида методов.

Есть и другие мнения. Например, некоторые специалисты приводят иную классификацию, согласно которой в содержание обоих методов входят общее положение субъектов, наличие связей между ними, основания возникновения, прекращения или изменения этих норм, а также юридические санкции.

Проблематика диспозитивности

Диспозитивная норма права – это категория, расшифровать которую можно разными способами. Ученые и специалисты характеризовали этот термин совершенно по-разному. Именно поэтому на сегодняшний день существуют три основных взгляда на проблему диспозитивности.

Первая точка зрения заключается в том, что представленное понятие характеризует один из правовых методов.

Применяется он для координирования определенного правоотношения в рамках отдельной юридической отрасли. Диспозитивный метод содержит такое важное для любой ситуации явление, как свобода.

Как уже было сказано выше, диаметрально противоположным понятием является императивный метод, более жесткий и строгий.

Вторая точка зрения характеризует диспозитивную норму как правило поведения, применяемое в случаях, когда стороны правоотношений не установили принципы своей деятельности. Так, конкретные нормы могут подлежать отмене по общему решению субъектов.

Третья точка зрения рассматривает диспозитивную норму как принцип, присущий гражданской правовой отрасли. Это реальная, ничем не ограниченная возможность субъектов распоряжаться своими правами и свободами, защищать их от посягательств и т. д. Пример диспозитивной нормы гражданского права – статья 211 ГК РФ, повествующая о риске случайной гибели собственности.

Диспозитивность, таким образом, является реальной возможностью самостоятельно устанавливать собственный правовой режим.

Диспозитивный метод: особенности использования

Разобравшись с точками зрения на диспозитивную норму, стоит обратить внимание на диспозитивный метод.

Что является методом правового регулирования? Это всегда совокупность приемов, способов и конкретных средств, с помощью которых общество может что-то регулировать и направлять.

Явление диспозитивности играет довольно важную роль. Диспозитивный метод представляет собой условные рамки, которые общество обязано соблюдать.

Субъекты сами определяют правила поведения, приемлемые в тех или иных правовых отношениях. Если же какие-то вопросы не урегулированы, то на первый план встают заранее установленные правовые нормы. Важно отметить, что для диспозитивного метода характерно равенство субъектов.

Диспозитивные правила

Стороны имеют право отказаться от выполнения правил и создать собственные поведенческие нормы. Диспозитивная же норма вырисовывает лишь примерный сценарий деятельности сторон, какие-то общие тенденции.

Означает ли это, что стороны обладают безграничной волей в своих действиях? Конечно, нет. Безусловно, стороны могут выбирать права, но отходить от диспозитивных норм трудового права, административного, уголовного или любого другого они не могут.

Установленные законодательством рамки нерушимы.

Простой пример диспозитивной нормы права: любой гражданин имеет право обратиться в суд за защитой своих интересов. Однако гражданин не обязан этого делать. При этом если иск все же был подан, придется придерживаться тех строгих правил, что закрепляют соответствующие судебные органы.

Явление диспозитивности в юридических отраслях

Как известно, сфера права невероятно объемная и разветвленная. Применение диспозитивных норм в разных юридических отраслях является отнюдь не редким явлением.

Самая распространенная для диспозитивности область – это гражданское право. Объяснить это очень просто.

Так, можно выделить идею равенства сторон, закрепленную именно в представленной отрасли, наличие различных правоотношений – договорных, наследственных, обязательственных и т. д.

Диспозитивные нормы административного права также являются распространенным явлением, но не настолько, как в гражданском или конституционном праве.

Объясняется это наличием почти в каждой административной норме санкции, которая препятствует установлению диспозитивности. Однако пример привести все-таки можно.

Распорядительная деятельность государственных органов по отысканию наиболее полезного решения также содержит в себе элемент свободы. Возможно это благодаря диспозитивным нормам.

Источник: https://1skidka.com/page.php?id=38664

Источник: https://businessizakon.ru/dispozitivnyj-metod-pravovogo-regulirovaniya-opredelenie-primer.html

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: