Международная конвенция унидруа. Регулирование лизинговых отношений конвенцией унидруа о международном финансовом лизинге

Международный финансовый лизинг

Международная конвенция унидруа. Регулирование лизинговых отношений конвенцией унидруа о международном финансовом лизинге

Международный финансовый лизинг сегодня широко используется компаниями с целью оптимизации налоговых отчислений. Его отличие от внутренней аренды в том, что минимум одна сторона отношений представляется резидентом другой страны.

Сущность отношений

Понятие международного лизинга начало использоваться в прошлом веке, когда началось его активное развитие.

Собственно процедура получения имущества в такую аренду является своеобразным видом аренды: между сторонами заключается договор, согласно ему лизинговая компания выкупает у собственника указанное имущество, становится владельцем и дает аренду с правом покупки лизингополучателю.

Параллельно с таким документом, как правило, составляется еще несколько: страхование, купля/продажа у собственника, а также дополнительные – о монтаже-демонтаже, поставке арендополучателю и техническом обслуживании.

В указанной сделке международного лизинга в отличие от классической аренды или кредита, как правило, участвуют от 3-х и более сторон – лизингополучатель (может являться как физлицом, так и компанией в статусе юрлица), лизингодатель, собственник, страховая компания, перевозчики, фирма по техобслуживанию и так далее.

Международный лизинг определяется как передача оборудования/авто/недвижимости в аренду при участии сторон – резидентов разных стран. Причём резидентность поставщика имущества не важна. В остальном же такая аренда между странами подчиняется тем же правилам, что и отношения при участии сторон – резидентов одного государства.

Используется такой вид получения имущества в аренду чаще всего для снижения налогового бремени, поскольку в различных странах установлены разные налоговые режимы. По сути, данный вид сделки можно представить в виде экспорта налоговых льгот в страну, где проживает и будет пользоваться имуществом лизингополучатель.

Зачастую к такому виду аренды прибегают при необходимости получения оборудования, спецтехники. Сторонами здесь чаще являются крупные компании и организации, в том числе государственного уровня. Международная аренда позволяет превысить лимит и кредиторских задолженностей, которые установлены МВФ в иностранных государствах.

Виды

Виды отношений по договорам международного лизинга классифицируются следующим образом:

  • Прямой лизинг считается формой сделки, где минимум один участник или все они являются резидентами 2-х и более стран
  • Если же все они являются резидентами одной державы, но капитал лизинговой организации хотя бы частично является иностранным, лизинг называется косвенным.

Чаще всего в рамках таких отношений оформляется в лизинг оборудование для импорта в место проживания арендополучателя.

Так же подразделяется на типы по направлению поставок имущества:

  • экспортный, когда имущество вывозится;
  • импортный, когда имущество поступает в страну получателя;
  • транзитный, где все стороны являются резидентами нескольких стран.

Существует также отдельные типы отношений:

  • Условная продажа. Если имущество реализуется с рассрочкой, предмет договора выступает залогом, срок обычно выше 75-80% от периода эксплуатации, возможен льготная покупка имущества в конце периода его аренды.
  • К истинному лизингу прибегают для оптимизации налоговых отчислений, по окончании договора предмет сделки покупается арендополучателем по рыночной стоимости. Данный лизинг делится на прямой, где задействованы только арендодатель и арендополучатель, так же сублизинг, когда имущество передается второму лизингополучателю на условиях субаренды.
  • Аренда с опционом предполагает корректировку платежей, указанных в договоре. Обычно такой вид лизинга предполагает передачу в аренду автотранспорта, который эксплуатируется на автодорогах.

Регулирование

Правовое регулирование всего международного лизинга осуществляется нормами и законами международного права, а именно:

  • законами страны, где проживают участники;
  • оттавской конвенцией УНИДРУА 1988 года о международном финансовом лизинге, она применима тогда, если минимум один участник договора – это резидент страны участницы этой конвенции либо тогда, если отношения регулируются законами одной из стран-участниц;
  • законами и нормами страны арендодателя, это применимо для сделок, которые не подчиняются конвенции, а стороны в договоре не указали применимое право.

Сегодня странами-участницами выступает 8 государств, в том числе Российская Федерация и Республика Беларусь. Положение конвенции не противоречит российскому законодательству, а потому международные лизинговые договоры с одним или всеми участниками-резидентами России будут унифицированными.

Такой лизинг – это форма международного кредита, удобная, прежде всего, для операций между крупными компаниями и организациями. Естественно, в таких сделках высок риск: лизингополучатель и лизингодатель, если они являются резидентами разных стран, должны при составлении договора учитывать требования законодательства обеих государств одновременно.

Кроме того, существенно разнится налогообложение таких отношений и сам лизинг. То, что в одной стране считается лизингом, на международном рынке лизинга может быть признано обычной рассрочкой или арендой. Могут возникнуть вопросы и по налоговому и бухгалтерскому учету.

Источник: https://creditnyi.ru/lising/mezhdunarodnyi-lising-604/

Конвенция УНИДРУА о финансовом лизинге – SPRINTinvest.RU

Международная конвенция унидруа. Регулирование лизинговых отношений конвенцией унидруа о международном финансовом лизинге

Этот международный акт — в отличие от Конвенции ООН об электронных cообщениях — в нашей стране очень хорошо известен. Настолько, что информация о его существовании сообщается уже в общем курсе гражданского права.

Объяснение этому — логичное, но не рациональное: просто случилось так, что немногим более 15 лет назад именно эта конвенция стала образцом для разработки одного из российских национальных законодательных актов по чрезвычайно конъюнктурной (на тот момент) тематике — Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Закон этот получил прискорбную известность — не столько как акт, действительно нужный и полезный, сколько как отписка, принятая «для галочки», во имя отработки выделенных для этой цели денег.

Полное наименование рассматриваемого документа — Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Подписана она была в Оттаве 28 мая 1988 г. и вступила в силу с 1 мая 1995 г. (после получения трех ратификационных грамот — от Италии, Нигерии и Франции).

Для Российской Федерации конвенция действует с 1 января 1999 г.

Участники (помимо названных стран) — Беларусь, Венгрия, Латвия, Панама, Узбекистан, Украина.

Конвенции этой — как документу, юридически обязательному для Российской Федерации и документу, положения которого воплотились в ГК РФ и отчасти в законе о лизинге — посвящена обширная литература на русском языке.

Для целей коммерческого (торгового) права наиболее интересны нормы Конвенции, трактующие юридические отношения, возникающие в ходе осуществления и в результате покупки (продажи) известного предмета (товара) для целей его сдачи в лизинг.

Разработка Конвенции велась с 1975 г. Ее ход получил подробное описание в 49 актах соответствующей Комиссии и сам по себе может быть предметом любопытного изучения.

Финансовый лизинг по Конвенции УНИДРУА

Конвенция создает единый правовой режим для осуществления лизинговых сделок.

Различные правовые системы и традиции предопределяли различную расстановку акцентов в этой многоходовой операции, что можно увидеть на примере как только что упомянутых актов Комиссии УНИДРУА, так и отечественной литературы .

Авторы комментариев к ГК РФ и учебников по гражданскому праву выставляют на первое место арендную составляющую лизинга, экономисты — куплю-продажу, а финансисты и банкиры — лизинг-кредитование.

Однако лизинг – это не просто «лизинг». Это – «финансовый лизинг».

С точки зрения Конвенции, операция финансового лизинга предполагает заключение одним лицом, именуемым лизингодателем, двух взаимосвязанных сделок:

[1] договора купли-продажи с третьим лицом, по которому лизингополучатель приобретает комплект машин, средства производства или иное оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем, и

[2] договора лизинга с лизингополучателем, по которому предоставляет лизингополучателю право использовать оборудование за арендную плату.

C одноq стороны, продавец товара по договору купли-продажи предупреждается о том, что товар приобретается у него не для чего-нибудь, а именно для сдачи в лизинг.

В будущем — как при передаче товара, так и при решении вопросов его надлежащего качества — продавцу придется иметь дело не столько с покупателем товара, сколько с лизингополучателем.

С другой стороны, лизингополучатель — это не вполне арендатор, которому все равно, откуда его контрагент-арендодатель возьмет имущество, чтобы сдать его в аренду.

Лизингополучатель точно знает, что у лизингодателя необходимой вещи нет, что ее нужно купить и, более того, одобряет условия такой покупки, а также кандидатуру продавца.

Лизингодатель, приобретший предмет лизинга в соответствии с указаниями лизингополучателя, вправе рассчитывать на то, что последний либо возьмет этот предмет в аренду на согласованных условиях, либо выкупит его, возместив все убытки, причиненные подготовкой лизингодателя к лизинговой операции.

Какие отношения регулирует Конвенция УНИДРУА о лизинге

Конвенцией регулируются отношения международного финансового лизинга.

Конвенция применяется либо тогда, когда лизингодатель и лизингополучатель имеют места своей деятельности в различных государствах. При этом возможны две ситуации.

Во-первых, эти государства и государство, в котором поставщик имеет место своей деятельности, являются Договаривающимися государствами.

Пример: компания, действующая на Украине, закупает оборудование во Франции и сдает его в лизинг компании, работающей на территории России.

Лизингодатель и лизингополучатель имеют места деятельности в различных государствах и при этом каждое из государств, к которому принадлежат участники лизинговой операции, участвует в Конвенции.

Во-вторых, как соглашение поставки, так и лизинговое соглашение регулируются правом Договаривающегося государства.

Пример: компания, действующая в России, закупает оборудование в Великобритании и сдает его в лизинг организации, действующей в Казахстане.

Если договор купли-продажи будет подчиняться английскому праву или договор лизинга — казахскому, Конвенция применяться не будет.

Но если условия и договора купли-продажи, и договора лизинга таковы, что подчиняются праву российскому, Конвенция подлежит применению даже при отсутствии особого соглашения об этом.

В последнем случае неважно, чтобы все участники лизинговой операции действовали в договаривающихся государствах — достаточно соблюдения общего требования разных государств для лизингодателя и лизингополучателя.

Будут ли они при этом относиться к числу государств-участников Конвенции, значения не имеет.

Главное, чтобы и к договору купли-продажи, и к договору лизинга подлежало бы применение права любого из государств-участников.

В Конвенции имеется ряд правил, не нашедших отражения в ГК РФ, и правил, Кодексу не соответствующих. Таковы нормы:

[1] о том, что размер лизинговых платежей должен рассчитываться так, чтобы учесть, в частности, амортизацию всей или существенной части стоимости оборудования, то есть таким образом, чтобы с внесением последнего платежа происходило бы внесение всей остаточной стоимости предмета лизинга, и последний мог бы перейти в собственность лизингополучателя; [2] определяющие, что предметом лизинга по Конвенции может быть только «оборудование», в то время как по ст. 666 ГК РФ – «любая непотребляемая вещь, кроме земельных участков и других природных объектов»; [3] распространяющие положения Конвенции о правах и обязанностях лизингополучателя не только на непосредственного контрагента лизингодателя, но и на каждого из последующих лизингополучателей, то есть на лиц, получивших оборудование в сублизинг (ГК РФ ни о сублизинге, ни о возможности применения в данном случае норм о субаренде не упоминает); [4] п. 1 ст. 9 Конвенции, предписывающего лизингополучателю надлежаще заботиться об оборудовании, использовать его надлежащим образом и содержать его в том состоянии, в котором оно было получено», и напоминающего о том, что вопросы износа и любых модификаций оборудований согласовываются сторонами; [5] ст. 14 Конвенции, определяющей возможности сторон договора лизинга по распоряжению принадлежащими им правами, в том смысле, что лизингодатель вправе это сделать всегда, оставаясь ответственным за исполнение обязанностей (п. 1), а лизингополучатель, напротив, только с согласия лизингодателя и учитывая права третьих сторон (п. 2).

Ничего страшного в таких различиях нет — ведь Конвенция касается не всякого финансового лизинга, а только международного.

Кроме того, ее положения носят в основном диспозитивный характер (ст. 5).

Если к международным лизинговым сделкам будет применяться право РФ, то положения Конвенции как международного договора, входящего в правовую систему РФ, будут превалировать над нормами ГК.

Источник: https://sprintinvest.ru/konvenciya-unidrua-o-finansovom-lizinge

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: