Основные направления правоохранительной деятельности (главные правоохранительные функции). Основные направления правоохранительной деятельности Основные направления деятельности правоохранительных органов рф

Основные направления правоохранительной деятельности и их соотношение. Правоохранительные органы Российской Федерации

Основные направления правоохранительной деятельности (главные правоохранительные функции). Основные направления правоохранительной деятельности Основные направления деятельности правоохранительных органов рф

Определение направлений правоохранительной деятельности и их соотношения обуславливается многообразием поставленных перед ней задач. В рамках каждого направления работают различные группы правоохранительных структур.

Они реализуют относительно самостоятельные функции. Правоохранительная деятельность разных органов, однако, тесно взаимосвязана. Она объединена общей сущностью и целью.

Рассмотрим далее характеристику основных направлений правоохранительной деятельности.

Классификация

В настоящее время выделяется пять основных направлений правоохранительной деятельности. В их число входят:

  1. Правосудие.
  2. Надзор прокурорских органов.
  3. Предварительное расследование преступлений.
  4. Оперативно-розыскные мероприятия.
  5. Организационное обеспечение функционирования судебных инстанций.

Правосудие

Об этом направлении правоохранительной деятельности в Конституции РФ говорится следующее: правосудие в России осуществляют только судебные инстанции. Соответствующее положение закреплено в 118 статье Основного Закона (ч. 1).

Право на защиту в судебных инстанциях гарантируется 46 нормой Конституции. Она представляет собой главный механизм урегулирования юридических споров, восстановления нарушенных интересов в правовой демократической стране.

Согласно концепции судебной реформы, в задачи правоохранительной деятельности, осуществляемой судом, входит эффективное, беспристрастное, профессиональное правосудие. Суд выступает в качестве гаранта справедливости и законности. Он играет для государства такую же роль, что и совесть для человека.

Спорные моменты

В последнее время распространенным стало мнение, что суд не входит в число правоохранительных органов Российской Федерации. Такой вывод обусловлен узким определением самого понятия правоохранительной деятельности. Трактовка термина сводится к пресечению, раскрытию, предупреждению преступлений и прочих противоправных поступков.

Между тем при отнесении суда к числу правоохранительных структур он не наделяется полномочиями на уголовное преследование, обвинительными функциями. Правоохранительная деятельность, которую он осуществляет, не ставится в один ряд с работой органов ВД и прокуратуры.

Наоборот, если рассматривать судебную инстанцию как ключевой орган по реализации охраны прав в обществе, подчеркивается ее независимость от гособвинения.

Это обеспечивает роль суда не только как гаранта справедливости и законности, но и как института, способного защищать человека от государственного произвола.

Во многих учебных изданиях он рассматривается как одно из основных направлений правоохранительной деятельности. Однако, по мнению ряда авторов, конституционный контроль охватывается институтом правосудия.

В РФ органом конституционного контроля выступает КС. Он является одним из высших институтов судебной власти в стране. Как указывается во 2 части 118 статьи Конституции, судебная власть реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное судопроизводство. Правосудие, как выше говорилось, может осуществляться исключительно уполномоченными структурами.

В задачи КС входит разрешение споров о соответствии Конституции разнообразных нормативно-правовых документов по обращениям заинтересованных госструктур, служащих, по жалобам на нарушение свобод и прав граждан, по запросам судов. Правосудие при этом осуществляется на основании принципов независимости, коллегиальности, состязательности, равноправия сторон и гласности.

Суть этого процесса заключается в том, что он выступает ключевым механизмом разрешения споров о праве. Особенность работы КС состоит в том, что при отправлении им правосудия он решает только вопросы, касающиеся права.

При этом он не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства дела во всех случаях, как это предусмотрено для других судебных инстанций и прочих структур.

Соответственно, правосудие, выступая одним из основных направлений правоохранительной деятельности, реализуется всеми органами, формирующими судебную систему. На основании Конституции и ФКЗ №1, в нее входят судебные инстанции общей юрисдикции, арбитражные органы, отправляющие правосудие по экономическим спорам, КС, уставные суды, сформированные в субъектах.

Прокурорский надзор

В рамках правоохранительной деятельности задачи, которые реализуют органы прокуратуры, сводятся к контролю:

  • Исполнения конституционных положений и законов, действующих в РФ.
  • Соблюдения свобод и прав граждан структурами госвласти и территориального управления, руководителями разных организаций (коммерческих и некоммерческих).
  • Исполнения законодательных предписаний оперативно-розыскными, следственными органами, судебными приставами, структурами, осуществляющими дознание, администрациями уголовно-исполнительных учреждений.

В соответствии с положениями ФЗ №2202-1, прокуратура – единая централизованная федеральная система органов, осуществляющих надзор от имени государства. Эти структуры обеспечивают верховенство закона, единство, укрепление законности, защиту свобод и прав граждан, интересов государства и общества.

В настоящее время прокуратура наделена достаточно широким кругом полномочий. В него входит не только непосредственно надзор, но и уголовное преследование, участие в судебных разбирательствах, правотворческой деятельности, координация работы по противодействию преступности.

Расследование преступлений

Его осуществляют прокуроры, дознаватели, следователи. Выступая в качестве одного из основных направлений правоохранительной деятельности, предварительное расследование преследует цель досудебного разрешения вопросов, связанных с уголовным делом.

В первую очередь, они касаются установления состава и события преступления, определения и обнаружения лиц, причастных к посягательству.

В ходе разрешения этих вопросов уполномоченные служащие собирают доказательственную базу, которую впоследствии предоставляют суду.

Расследование осуществляют сотрудники разных правоохранительных органов Российской Федерации:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.
  • Госпожслужбы.
  • ФССП.
  • Органов, контролирующих оборот запрещенных веществ (наркотических, психотропных).

Оперативно-розыскная работа

При рассмотрении основных направлений правоохранительной деятельности особое внимание следует уделить оперативно-розыскным мероприятиям. Они проводятся гласно и негласно специальными подразделениями госорганов, уполномоченными положениями ФЗ №144.

Оперативно-розыскные мероприятия направлены на обеспечение защиты свобод, интересов, жизни, прав, здоровья людей, имущества, государства и общества от преступных посягательств.

Задачи деятельности

В их число входят:

  • Пресечение, выявление, раскрытие, предупреждение преступлений, установление субъектов, подготавливающих и совершающих посягательства.
  • Сбор сведений о действиях или событиях, создающих опасность для военной, экологическое, государственной, экономической безопасности страны.
  • Розыск граждан, уклоняющихся от наказания, пропавших без вести, скрывающихся от следствия и суда.

Указанные виды деятельности осуществляются специальными подразделениями ФСБ, Таможенной службы, СВР, ОВД, Министерства юстиции и пр.

В некоторых изданиях при анализе основных направлений правоохранительной деятельности оперативно-розыскная работа и предварительное расследование объединяются понятием “выявление и расследование посягательств”. Между тем, данный подход многими экспертами признается довольно спорным.

Предварительное расследование, осуществляемое в ходе досудебного производства, считается процессуальной деятельностью. Оно производится в рамках и по форме, установленным в УПК. Предварительное расследование охватывается понятием “уголовное судопроизводство”. Оно, в свою очередь, согласно положениям 5 статьи УПК, включает в себя досудебную и судебную деятельность.

Из сказанного следует, что расследование преследует цели, аналогичные тем, которые стоят перед уголовным процессом в целом. То есть оно направлено на обеспечение защиты интересов граждан и организаций, жертв преступлений, личности от противоправного осуждения, необоснованного обвинения, ограничения свобод и прав.

Оперативно-розыскная работа, в свою очередь, процессуальной деятельностью не считается. Она осуществляется на основании положений ФЗ №144. В этом нормативном акте установлены только ключевые требования к выполнению тех или иных оперативно-розыскных действий. В Законе отсутствуют подробные нормы, регламентирующие порядок их выполнения.

Следовательно, оперативно-розыскная работа и предварительное расследование преследуют единые цели, но имеют разную правовую природу и регулируются различными юридическими актами.

Организационное обеспечение функционирования судебных инстанций

Эта деятельность в отношении инстанций общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при ВС РФ, а для арбитражных инстанций – на ВАС. Организационное обеспечение работы органов высшего звена системы возлагается на аппараты ВС, КС и ВАС.

С данным направлением деятельности тесно связаны задачи органов Минюста, призванные обеспечивать исполнение решений и наказаний, установленного порядка работы судов.

Дополнительно

В некоторых изданиях можно встретить обособление таких видов деятельности, как констатация фактов, обладающих правовым значением, удостоверение документов, предоставление юридической помощи. Речь в частности о работе адвокатуры и нотариата. Между тем, выделение этих направлений в относительно самостоятельные вряд ли можно считать обоснованным.

Нотариальная деятельность считается удостоверительной уже по своему характеру. Вряд ли ее можно рассматривать как правоохранительную в данном контексте. Кроме этого, нотариальные органы, по сути, не входят в систему госорганов. Это относится как к частным, так и к государственным структурам.

Адвокатуру также нельзя считать правоохранительным органом. В соответствии с ФЗ №63, она представляет собой профессиональное сообщество адвокатов. Выступая в качестве института гражданского общества, адвокатура в систему госорганов не входит. Однако ее деятельность тесно связана с работой правоохранительных органов.

Источник: https://FB.ru/article/349892/osnovnyie-napravleniya-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-i-ih-sootnoshenie-pravoohranitelnyie-organyi-rossiyskoy-federatsii

Правоохранительная деятельность

Основные направления правоохранительной деятельности (главные правоохранительные функции). Основные направления правоохранительной деятельности Основные направления деятельности правоохранительных органов рф

В последнее время грамотно спланированное проведение правоохранительной деятельности становятся все более востребованным среди рядовых граждан. Правоведение как наука пользуется огромной популярностью у абитуриентов, о чем свидетельствуют огромные очереди в приемные комиссии в соответствующих вузах и достаточно высокая конкуренция среди поступающих.

Это можно объяснить привилегиями сотрудников правоохранительной системы и престижностью самой работы, возможностью стремительного карьерного роста и внутренними убеждениями молодого гражданина своего государства. Для того чтобы связать свою жизнь с этой специальностью, необходимо знать некоторые специфики и функции правоохранительной деятельности.

Определение 1

Правоохранительная деятельность – это работа специально уполномоченных государственных структур, которая проводится с целью охраны права.

Само понятие рассматривается специалистами в широком и узком смысле. Первый – это функционал всех институтов государственного подчинения, занимающихся обеспечением соблюдения свобод и прав граждан.

Второй подразумевает деятельность специально-уполномоченных структур, основной целью которых выступает охрана права от грубых нарушений, обеспечение полноценной свободы.

Осуществление указанных обязанностей производится в пределах законах и строго установленном порядке.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

На сегодняшний день выделяют такие признаки правоохранительной деятельности:

  • все правовые действия проводятся исключительно в соответствии с законом;
  • строго прописан порядок действий, регулируемый законодательством;
  • юридические меры точно определены и включают конкретный список полномочий, которые можно обосновать правом.

Понимание обеспечения режима легальности и государственной дисциплины помогает ответить на такие вопросы: как и кем, какими методами и средствами обеспечивается и поддерживается должный уровень законности и дисциплины в государстве? Ответом на данную дилемму служит сложная и многогранная система правоохранительной деятельности конкретной страны.

Задачи и функции правоохранительной деятельности

Рисунок 1. Цели и задачи правоохранительной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Традиционно в официальных документах указываются такие государственные институты:

  • органы оперативно-розыскной деятельности;
  • судовые инстанции;
  • МВД и Минюст;
  • таможня;
  • прокуратура и общественные организации определенного типа работы.

Основное предназначение правоохранительной деятельности заключается в обеспечении режима законности в демократическом обществе, подразумевающего неукоснительное соблюдение и выполнение всех существующих юридических норм, особенно тех, которые прописаны в законах, а также всех правовых предписаний гражданами, должностными лицами, и государственными органами.

Можно выделить и общие понятия, которые в обязательном порядке отвечают на конкретный признак. Это принципы соответствуют функционалу институтов, правовых структур, а также их прямых полномочий и направлений. Необходимо также знать, для чего предназначается правоохранительная деятельность. Ее функции выступают одним из главных предметов обязательного изучения.

Среди ключевых задач можно выделить следующие:

  • предоставление контроля за соблюдением всех прав Конституции РФ;
  • установление и поддержание правосудия;
  • организационное обеспечение комплексной работы судов на высоком уровне;
  • расследование и выявление грубых преступлений;
  • юридическая профессиональная помощь, охрана законодательства от имени общества, защита свобод и прав граждан;
  • нотариальная защита всех интересов общества.

Каждую из вышеуказанных целей должен выполнять определенный орган, однако все они тесно взаимосвязаны, и деятельность одних непременно влияет на результат работы других прямо или косвенно.

Виды правоохранительных органов

Замечание 1

В общем, все виды правоохранительной системы можно разделить на три главных группы, каждая из которых выполняет определенный вид правовой деятельности, а именно: выявление и оперативное расследование преступлений, обеспечение порядка и безопасности и юридическое консультирование.

В этом случае, первая группа занимается только досудебным этапом, то есть пытается раскрыть преступление и обозначит его мотивы. Также в юрисдикции данных органов находится судебное дознание и следствие.

Контроль за порядком осуществляют сотрудники полиции, центральная задача которых заключается предотвращении преступлений, их выявлении и пресечении.

Кроме того, к основным функциям указанной структуры можно добавить предоставление охраны определенных социальных объектов, административный мониторинг разных сфер деятельности.

В настоящее время существует интернациональная полиция, деятельность которой осуществляется по всему миру и имеет больше реальных возможностей для объективного расследования особо важных дел.

Последний вид – это институты юридической помощи. В их состав входят нотариат и адвокатура, нотариат.

Спорным моментом является мнение об отнесении к указанным правительственным органам адвокатуры и определенных частных детективных или охранных служб.

Определяя место судебных и правоохранительных органов в концепции работы органов государства, стоит исходить из принципа грамотного разделения власти. Посредством такого принципа место правовых структур определяется функциями конкретного вида государственной деятельности, которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними ключевых задач: защита общества, личности и государства.

Правоохранительная деятельность – средство обеспечения порядка в обществе

Правопорядок, который базируется на праве и законе жизнедеятельности общества и государства, обязательно включают в свою основу беспрекословное соблюдение норм и требований законности абсолютно всеми его субъектами.

В понятие правовой дисциплины входят два взаимодополняющих главных элемента: во-первых, присутствие и соблюдение определенной системы правил и норм поведения людей; во-вторых, практическое выполнение этих правил всеми обязанными субъектами. Отсутствие любого аспектов полностью исключает само понятие дисциплины в этом социуме.

Замечание 2

Выделяют много разновидностей дисциплины по отраслевому, субъективному и функциональному признакам, в зависимости от того, для кого и кто устанавливает эти правила.

Гражданское право определяет правила жизнедеятельности общества, которые складывались исторически, на основе обычаев, традиций и конфессиональных верований, отражающих специфику профессионального и национального менталитета социума. В ее состав входят: ритуальная дисциплина, общежитейское общение субъектов определенного социума, религиозная сфера, неписаные кодексы профессиональной гордости и другие.

Соотношение и взаимодействие категорий легальности и государственной дисциплины таковы: требования правовой дисциплины должны быть закреплены в законодательстве и подзаконных актах; их выполнение можно отнести одновременно и к сфере законности, и государственной дисциплине; исполнение нужд некоторых правовых систем охватывается только понятием законности.

Одним из главных элементов содержательных свойств категорий государственной дисциплины и законности выступают реальный режим состояния легальности в жизнедеятельности определенного общества и государства, а также методы обязательного обеспечения порядка правоохранительной деятельности на конкретном этапе исторического развития современного общества.

Правила и нормы поведения, которые устанавливаются для участников и членов разнообразных общественных объединений их соответствующими руководящими органами, стоит рассматривать как виды общественной дисциплины: профсоюзной, партийной, дисциплины членов многочисленных профессиональных общественных структур, творческих организаций, клубов по интересам и органов общественной самодеятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravoohranitelnaya_deyatelnost/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: