Петр и Феврония Муромские:история любви

Содержание
  1. Святые Петр и Феврония: история любви
  2. Когда жили святые Петр и Феврония Муромские
  3. Святые Петр и Феврония: что о них известно?
  4. Житие Петра и Февронии кратко
  5. Любовь Петра и Февронии
  6. Ответственность мужчины за данное слово
  7. «Болезнь во благо»
  8. Святость доверия между супругами. Чудо святой Февронии с крошками
  9. Преданность. Изгнание Петра и Февронии
  10. Святая Феврония и лодочник
  11. Петр и Феврония умерли в один день
  12. Святые Петр и Феврония: дни памяти
  13. Где хранятся мощи Петра и Февронии
  14. Икона Петра и Февронии
  15. Святые благоверные Петр и Феврония Муромские: история вечной любви и испытаний
  16. Встреча Петра и Февронии
  17. Изгнанники
  18. Чудеса после смерти
  19. В каких случаях следует молиться петру и февронии?
  20. 8 июля 2020 года – День Петра и Февронии. История судьбоносной встречи святых
  21. История встречи Петра и Февронии оказалась судьбоносной
  22. Не сразу бояре приняли Февронию, но но вовремя образумились
  23. Где сегодня можно поклониться святым мощам Петра и Февронии Муромских
  24. Петр и Феврония Муромские :история любви
  25. Какие козни строит героям повести дьявол?
  26. Что значат загадки Февронии?
  27. Зачем Феврония лечит Петра?

Святые Петр и Феврония: история любви

Петр и Феврония Муромские:история любви

Когда жили святые Петр и Феврония Муромские? Почему они так почитаемы на Руси и почему считаются заступниками семейных пар? Житие святых Петра и Февронии: рассказываем самое главное.

Когда жили святые Петр и Феврония Муромские

Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Россия на тот момент была не единой Империей, а раздроблена на множество княжеств. Каждое княжество жило своими интересами, традициями, уставом.

Страной всё это можно было назвать условно, поскольку князья между собой часто воевали. По сути, княжества объединяло только то, что все они были славянские, и все — под крылом Русской Православной Церкви. (Иногда дополнительное единение между княжествами могло создать то, что ими правили близкие родственники (братья, отцы и дети), но чаще не создавало, и брат часто восставал на брата).

Тогда же было распространено такое явление, как местночтимые святые. Это подвижники, которых хорошо знали и почитали в отдельном княжестве, но о которых ничего не было известно соседям.

Петр и Феврония были именно такими для Муромской земли.

Канонизированы Церковью они были только в XVI веке — когда Россия к тому времени уже окончательно стала полноценным единым сильным царством: с единым законом, единым правителем и едиными святцами.

Святые Петр и Феврония: что о них известно?

Почти ничего — и именно из-за раздробленности страны. Муромское княжество относилось к провинции — летописей в ней, в отличие от Новгорода или Киева, почти не велось или не сохранилось. Муромские жители хорошо знали, что у них происходит, и память о важных событиях передавали из уст-в уста и из поколения в поколение, но за пределы земель не уходило ничего.

Однако то, что Петр и Феврония были канонизированы, говорит о том, что у Церкви было достаточно свидетельств об их духовном подвиге — пускай до нашего времени и дошли только редкие предания. (А по сути, только одно «Сказание о Петре и Февронии Муромском», которое тоже до конца не доказано, кто именно написал).

Житие Петра и Февронии кратко

В общем, все, что известно о жизни Петра и Февронии Муромских, можно уместить в несколько тезисов:

  • Святой Петр был из княжеского рода. (Исследователи до сих пор не знают точно, о каком именно муромском князе идет речь, потому что Петр — это имя, которое святой получил при монашеском постриге, незадолго до смерти. Но как его звали «в миру»?)
  • Однажды Петр сильно (возможно, смертельно) заболел. Доктора «разводили руками». Его сумела вылечить простая верующая девушка из деревни, но под обещание: что он, князь, возьмет ее в жены.
  • Петр женился на ней только «со второго раза». Сначала он отказался от данного обещания и пробовал просто одарить Февронию, но вскоре опять заболел той же болезнью и обвенчались они только после этого.
  • Петр и Феврония жили в мире и уважении друг другу, жили по Заповедям, и править Муромом старались по законам Любви и правды.
  • При этом, всех бояр, — а особенно их жен, — смущало, что княгиня Феврония имеет простое происхождение. Как ей можно подчиняться?
  • Недовольство было таким сильным, что в какой-то момент Петру и Февронии пришлось отправиться в изгнание, пройдя через множество лишений. Однако вскоре их попросили вернуться, потому что Муром без них погряз в распрях.
  • Незадолго до смерти Петр и Феврония ушли в монастырь.
  • Умерли они в один день.
  • Несмотря на то, что похоронили супругов раздельно, следующей же ночью тела супругов оказались одном гробу — который изготовили для себя незадолго до смерти.

Любовь Петра и Февронии

Таков их жизненный путь. Если в общих чертах — то эти факты ничего не говорят о святости, потому что кроме нетленных мощей каких-либо иных свидетельств чудесного действия Благодати на них не сохранилось. Неизвестно, чтобы они кого-то исцеляли; упоминаний о каких-то внешних сверхъестественных событий, не считая их совместного упокоения в одном гробу, тоже не сохранилось.

Однако канонизация святых в Церкви — это не только дань подвижнику и его чудесам, но великое собрание вдохновляющих примеров, как в каких различных жизненных, социальных и исторических обстоятельствах можно прийти к святости.

Святые Петр и Феврония — пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей. Пути Господни неисповедимы и жизнь во Христе возможна всюду, а не только в монастыре или пустыне, поскольку святость выстраивается не внешними обстоятельствами, но внутренним устроением человека.

Итак, на что может вдохновить житие святых Петра и Февронии Муромских?

Очень на многое!

Ответственность мужчины за данное слово

Кто-то говорит, что все это не очень похоже на православное житие: Феврония взяла Петра замуж «насильно и с условиями» — через его болезнь.

Однако эта история не про «ультиматум», а про «мужское слово» и ответственность мужчины перед девушкой — до какой-бы степени не дошли их отношения.

Обещал жениться — женись, иначе не обещай.

Ухаживаешь за девушкой — не обманывай ее своими ухаживаниями, не выдавай легкомыслие за любовь.

И вообще, за каждый поступок в отношениях неси, как мужчина, ответственность, и пусть для тебя этот принцип станет не клетью, но стержнем и фундаментом для обретения крепкой, — настоящей, — любви.

Потому что мужчину от мальчика отличает именно ответственность, а там, где есть мужчина — там всегда будет любовь женщины к нему.

«Болезнь во благо»

История про болезнь Петра дает еще одно напутствие. За всяким событием в нашей жизни лежит Промысел Божий о нас — даже, если это тяжелая болезнь или иная скорбь.

Ведь, если посудить: не заболей Петр, встретил бы он крестьянку Февронию? Скорее всего, нет. А если бы и познакомился, то возможен бы стал их брак, если он даже в условиях «исцеления» случился не сразу? Понятно, что невозможен.

И не обрети Петр Февронию, сумел бы он пройти свой путь к святости? Вряд ли…

Какой это хороший урок для нас: не отчаиваться и с миром воспринимать трудности и скорби! Потому что в них — если посмотреть, — вся забота Господа о вечной жизни для нас.

Пускай, человеческим умом это бывает нелегко понять и тяжело поверить…

Святость доверия между супругами. Чудо святой Февронии с крошками

Предание говорит, что бояре всегда подозревали Февронию в колдовстве. Во-первых, она смогла излечить Петра, когда никто не мог. Во-вторых, они не понимали многих ее привычек. Например, бояре обратили внимание Петра, что его супруга собирает в ладонь крошки со стола. Феврония просто с трепетом относилась ко всякой еде, как к дару Божиему, но люди вокруг додумали невесть что…

Однажды Петр внял подозрению бояр и попросил Февронию разжать ладонь. Княгиня послушалась, но в руке у нее вместо крошек оказался благодатный фимиам. После этого Петр никогда не «проверял» свою супругу и не слушал никаких разговоров про нее.

Этот урок глубже, чем просто история про подозрения. Он — про всецелое доверие, которое Благодатию Духа Святого устанавливается между супругами. Доверие, которое строится не только на уважении друг к другу, но и на доверии Промыслу Божиему, который может выражаться не только в верных решениях супруга (или супруги), но и в их ошибках.

Ведь, если смотреть в суть вещей, то супружество — это и есть служение Богу через человека рядом. И любовь в христианской семье — это не только направление чувств от одного человека другому (от жены к мужу и наоборот), но Любовь сама по себе, которая со Христом устанавливается в сердце, и которая благодатит всё вокруг.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил преподобный Серафим Саровский. Тысячи вокруг, но в первую очередь — твоя «вторая половина»!

Христос освятил супружество, посетив брак в Кане Галилейской, установив на века, что супружество Бога ради — есть такой же полноценный путь к стяжанию Благодати и святости, как и девство (которое позже в христианстве обрело форму монашества).

Икона брак в Кане Галилейской

Именно поэтому любой брак свят и любой развод — «трагедия на небе». И именно поэтому Петр в какой-то момент отказался разводиться со своей супругой-крестьянкой, хотя его об этом умоляли бояре.

Преданность. Изгнание Петра и Февронии

После того, как взбунтовавшиеся бояре изгнали Петра и Февронию из города, супруги какое-то время жили почти что в чистом поле в палатках. Период, который показывает, что супружество — это не только слова и чувства, но и дело. В данном случае — со стороны жены, которая ради мужа пошла с ним из дворца в шалаш. И не просто сопровождала его, но поддерживала в часы, когда тот унывал.

Женская поддержка хранит брак и укрепляет мужчину. Кто знает, как бы сложилось все, если бы в изгнании на месте Февронии оказалась строптивая супруга. Сохранил бы свое здоровье и жизнь Петр к моменту, когда бояре пришли к нему на поклон и не попросили их вернуться?

Святая Феврония и лодочник

Однажды лодочник, который перевозил Февронию, подумал о ней с вожделением. Святая поняла это и попросила мужчину черпнуть воды сначала с одного бока лодки, потом с другого и попробовать воду оттуда и оттуда. Вода была одинакова по вкусу. «Так и суть женская везде одинакова», — объяснила Феврония лодочнику.

Сколько бы браков было сохранено, если бы мужья не смотрели на других женщин.

Причем, именно не начинали даже просто смотреть и оценивать, потому любое действие и любой грех начинается с мысли, которая постепенно укрепляется в человеке и пускает в нем корни.

Петр и Феврония умерли в один день

Это, даже, не урок, а красивая история. Петр несколько раз посылал Февронии гонца с сообщением: «я умираю» и каждый раз она отвечала: «Подожди, не умирай, мне нужно дошить покрывало для храма». И только на третий раз она отложила свое шитье, оставив его не законченным — чтобы перейти из мира земного в мир вечный вместе со своим супругом…

фото: glavikon.ru

Не нужно смерть в один принимать за чудо или какое-то мистическое событие — очень часто супруги, прожившие вместе целую жизнь, умирают затем один за другим, потому что жизнь другого в браке — это еще и твоя жизнь и с жизнью другого и часть тебя уходит.

Единовременная смерть Петра и Февронии это, скорее, символ их супружеского служения, которое нашло выражение еще и вот таким, красивым запоминающимся способом.

Поначалу их захоронили отдельно, но после с удивлением обнаружили их в одном гробе — который они незадолго до смерти для себя заказали. И вот это уже чудо — печать Господа на их жизни, добавившая в сонм русских святых еще и эту замечательную супружескую пару: святых благоверных Петра и Февронию Муромских!

Святые Петр и Феврония: дни памяти

Русская Православная Церковь установила два дня их памяти:

  • 8 июля — это день Петра и Февронии. В государстве он отмечается, как день Семьи.
  • и 19 сентября — день возвращения в 1992 году святых мощей Церкви, после того, как они 70 лет пробыли в советском музее.

Где хранятся мощи Петра и Февронии

С 1992 мощи святых Петра и Февронии Муромских хранятся в соборном храме муромского Свято-Троицкого монастыря.

Икона Петра и Февронии

Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/svyatyie-petr-i-fevroniya-istoriya-lyubvi/

Святые благоверные Петр и Феврония Муромские: история вечной любви и испытаний

Петр и Феврония Муромские:история любви

Старинный город Муром – родина 23 святых Древней Руси. Но с особым почитанием городские жители хранят память о двух святых. Пётр и Феврония Муромские, история вечной любви и испытаний, которые выпали на их долю, – обо всём этом повествует статья.

Встреча Петра и Февронии

Согласно старинному преданию, история произошла в начале XIII века. Правил в Муроме в ту пору князь Павел. И в его помощниках был младший брат Петр – сильный и смелый молодой князь, крепкий телом и духом.

Объявился в том городе сатана в обличье змея, искушая людей пороками и прелюбодеянием. Петр встал на защиту своей семьи и победил дьявола. Но вскоре от змеиного яда появилась страшная болезнь – тело покрылось язвами и проказами. Ни один лекарь или знахарь не смог вылечить князя. Однажды во сне открылось ему, что поможет дочь деревенского пчеловода простая девушка Феврония.

Когда к деве прибыл верный слуга Петра, она поставила условие для исцеления: князь должен был взять её в жены. Петр согласился и дал своё обещание, но в душе посчитал невозможным такой неравный брак между великим князем и дочерью древолаза.

Тогда Феврония дала снадобье с предупреждением оставить нетронутой одну язву на теле будущего жениха. Излечившись, Петр нарушил данный обет, послав мешки с золотом и драгоценными самоцветами.

Она же откуп не приняла и посоветовала беречь эти богатства для знахарей, помощь которых понадобится снова.

Через некоторое время страшная болезнь повторилась. Устыдясь своего лукавства, великий князь возвратился к Февронии с просьбой об исцелении и намерением жениться. Ни слова упрека не проронила благочестивая дева. После излечения повенчались молодые и стали жить в Муроме.

Изгнанники

Мудрость, простота и благочестие Февронии не пришлось по нраву городским боярам. Когда к власти в городе пришел Петр, бедная его жена стала подвергаться нападкам со стороны боярских жен.

Когда пришли княжеские советники к Февронии с требованием уйти из города, та попросила исполнить её последнюю просьбу: взять с собой мужа венчанного – Петра.

Бояре были только рады: место правителя освободилось.

Петр и Феврония поплыли на лодке вниз по течению реки Оки, прочь из любимого их сердцу Мурома. Мудрая жена стойко переносила все тяготы и лишения, в отличие от мужа, на которого напал бес уныния. И на пути их случались чудеса, которые укрепили Петра в вере православной.

Вскоре распри и междоусобицы стали разрушать город, и народ обратился к Петру с просьбой вернуться на княжение. Окрепнув в лишениях и невзгодах, покорно вернулись Петр и Феврония в родной Муром.

Продолжили они мудро править и непрестанно молиться, пребывая во смирении и вере христианской. К народу относились, как отец и мать относятся к детям своим.

Их брак был примером верности и преданности мужа и жены.

Прославившись благочестивостью и милосердием, в старости Петр и Феврония постриглись в монахи с именами Давид и Евфросиния. Прожив свои последние годы в разных монастырях, они в молитвах просили Бога умереть в один день и завещали тела после смерти по отдельности не погребать, а только вместе.

Чудеса после смерти

Земной путь Петра и Февронии закончился 25 июня 1228 года. Но люди посчитали неправильным хоронить их вдвоем. Дважды тела относили в разные соборы, но каждый раз происходило чудо: на утро их находили рядом. Смирились монахи и оставили Петра и Февронию вместе, уступив заветам праведников, которых даже смерть не могла разлучить.

В XVI веке произошла канонизация Давида и Евфросинии, в миру Петра и Февронии Муромских. С того момента и по сей день эти святые почитаются православными христианами как покровители супружества.

25 июня или 8 июля по новому стилю – день их памяти. В Свято-Троицком женском монастыре по сию пору покоятся их нетленные мощи, и каждый паломник может поклониться святым и попросить их заступничества.

В каких случаях следует молиться петру и февронии?

  • С просьбой счастливого замужества или женитьбы.
  • О сохранении и укреплении брачных уз (при ссорах, изменах и различных искушениях).
  • О благоденствии близких и счастье детей.
  • Об исцелении болезней.
  • О воссоединении семьи.

Петр и Феврония Муромские и их история вечной любви – бесценный пример самоотверженности и мудрости на пути к счастью и жизни вечной. Победив коварство и злобу, искушения и испытания, они остались навсегда в памяти народа нерушимым союзом мужа и жены.

 

Источник: https://religiya.temaretik.com/1099947865465424617/svyatye-blagovernye-petr-i-fevroniya-muromskie-istoriya-vechnoj-lyubvi-i-ispytanij/

8 июля 2020 года – День Петра и Февронии. История судьбоносной встречи святых

Петр и Феврония Муромские:история любви

Дожили Пётр и Феврония до седых волос, душа в душу, в беспрестанных молитвах и творя милостыню всем, над кем властвовали, выступая в роли чадолюбивых отца и матери

История Петра и Февронии Муромских и их настоящая история любви не совсем обычна. Сегодня для россиян, памятный день о святых Петре и Февронии совпадает с другим праздником – Днём любви, семьи и верности. Так сделали неслучайно, а намерено, потому что жизнь этих православных супругов является образцом брака для всех христиан и символом того, какие в семье должны быть отношения.

История встречи Петра и Февронии оказалась судьбоносной

Повесть о жизни Петра и Февронии впервые была написана монахом Ермолаем-Еразмом (Ермолаем Прегрешным), и кто знал грамоту, сразу же полюбили это произведение. Повесть распространялась множеством списков, её передавали друг другу и устно. Это был первый своего рода любовный роман, в котором смешались языческие и православные сюжеты.

С полным текстом повести знакомы только узкие специалисты, а о том, насколько невероятной бывает любовь, помнят в народе и пересказывают эту историю и в наши дни.

В жизни князя Петра произошли такие обстоятельства, что он оказался поражён страшной болезнью – проказой. Какие только лекари не пытались лечить князя – болезнь не отступала. В итоге князь смирился со своей участью. Однако во сне ему было сказано, что есть девушка, в силах которой принести князю исцеление, звать её Феврония.

Отец Петра – это муромский князь Юрий, а отец Февронии – обычный деревенский пчеловод, крестьянин. Семья девушки жила в деревне под Рязанью, она с детских лет изучила свойства всех растений, благодаря тому, что у неё был дар целительства, а дикие звери её слушались.

Феврония была девушкой очень красивой и доброй – она не могла не понравиться князю. Пообещав жениться на ней, после исцеления он не сдержал своего слова. И не потому, что хотел изначально обмануть – просто по княжеским законам, неравный брак был недопустим. Однако, нарушив обещание, князь обрёк себя на возвращение страшной болезни.

И во второй раз Феврония вернула князю здоровье, после чего он понял, что лучше нарушит законы своего княжества, чем расстанется с этой девушкой. Молодые люди поженились и были счастливы вместе до конца своих дней. Предание гласит, что супруги жили в почтении друг к другу, никого не обманывали, а в семье у них царили мир и согласие.

Не сразу бояре приняли Февронию, но но вовремя образумились

Когда умер старший брат Петра Павел, княжеским престолом стал править он. Бояре относились к нему с уважением и во всём поддерживали, одного только не могли принять – крестьянку на престоле. А красота и ум Февронии бесил жён боярских, вот они и уговорили мужей покончить с этим.

Перед Петром встал выбор: властвовать дальше, но выгнать жену или отречься от престола. Князь выбрал второе и покинул Муром вместе с любимой женой. Как ни тяжко было жить в изгнании, но супруги продолжали поддерживать друг друга, а Пётр ни разу не позволил себе попрекнуть супругу в произошедшем.

А бояре, оставшись без князя, передрались да переругались – всё никак не могли решить, кому городом править. А потом всё же образумились, вернули княжескую чету и попросили взять бразды правления в свои руки, как и прежде.

Дожили Пётр и Феврония до седых волос, душа в душу, в беспрестанных молитвах и творя милостыню всем, над кем властвовали, выступая в роли чадолюбивых отца и матери. У них не было любимчиков и нелюбимых – все были равны. Не признавали супруги жестоких действий, не занимались стяжательством, не тряслись над богатством, но богатели духом.

Народ считал князя с супругой за своих истинных пастырей, которые управляли справедливо и кротко, но не яростно. Они не отказывали в приёме странникам, в еде – голодным, в одежде – нагим и в избавлении от напасти – бедным.

Где сегодня можно поклониться святым мощам Петра и Февронии Муромских

Когда Пётр и Феврония совсем состарились, они ушли в монашество и взяли себе имена Давид и Евфросиния.

Они разъехались по разным монастырям, однако поддерживали друг друга перепиской и обращались к Господу с молитвой умереть в один день – они хотели быть вместе и на небесах.

С этой целью супруги заказали себе гроб один на двоих, в котором для разделения одного тела от другого была предусмотрена только тоненькая перегородка.

По преданию, Господь услышал их молитвы, супруги умерли одновременно, 25 июня 1228 года. По новому стилю это соответствует дате 8 июля.

Сначала священнослужители решили, что это не по правилам – хоронить супругов в одном гробу. Тела были разделены, но дважды на утро оказывались вновь в одном гробу.

После этого больше никто не решился нарушать последнюю волю покойных, и они были преданы земле в одном гробу.

Прошло 300 лет со дня смерти четы Муромских, и волею Церкви Пётр и Феврония были канонизированы. Теперь они покровительствуют семьям, а дата 8 июля стала днём их памяти. С приходом 90-х гг., жители города Мурома добавили к этой дате ещё один праздник – день города.

Сегодня поклониться мощам святого Петра и святой Февронии можно, посетив муромский Свято-Троицкий женский монастырь. Множество верующих приходит сюда поклониться мощам, рассказать о своей проблеме и обрести исцеление.

Источник: rsute.ru

От редакции

Нужно супругов, умерших в один день, хоронить в одном гробу?

Источник: https://kurer-sreda.ru/2020/07/08/580100-8-iyulya-2020-goda-den-petra-i-fevronii-istoriya-sudbonosnoj-vstrechi-svyatyx

Петр и Феврония Муромские :история любви

Петр и Феврония Муромские:история любви

Когда задаются вопросом, как в древней Руси относились к теме любви, то сразу вспоминают повесть о Петре и Февронии, историю двух святых, ныне покровителей семьи, любви и верности.

В самой истории, как она дошла до нас со времен Ермолая-Еразма, слова «любовь» нет.

Да и вообще, нам, приученным к слезливым голливудским сюжетам, геометрия отношений героев и их «love-story» показались бы сейчас весьма необычными.

Какие козни строит героям повести дьявол?

По сюжету, князь Петр спасает своего брата Павла от дьявольской напасти: к его жене начал летать змей «на блуд». Петру удается сразить змея мечом. Но змеиная кровь попадает на его кожу, и он покрывается язвами.

 Змей «уязвляет» князя, причем не только со стороны его тела, помимо язв и струпьев «прииде на нь болезнь тяжка зело» – какая-то другая, вторая болезнь, для которой нужен особый врач, а не те, к которым он обращался в Муроме. Феврония – тот самый врач, который может помочь.

С другой стороны, чем может помочь девушка, далекая от целительства? О ее принадлежности к врачеванию нам ничего не известно.

Кроме того, как же им встретиться: ему – Муромскому князю и ей – дочери бортника из Рязанской земли? Не затем ли Петру посылаются телесные и душевные страдания, чтобы он начал искать своего «избранного» врача, чтобы встреча двух противоположностей стала возможной?

Что значат загадки Февронии?

Князя привозят в Рязанскую землю. Отрок, пытаясь найти врача, заходит в один из домов и видит чудную картину: за ткацким станком сидит девица, а перед ней скачет заяц.

Увидев гостя, она воскликнула: «Нехорошо быть дому без ушей, а горнице без очей!» Юноша ничего не понял из ее слов и надменно спросил, нет ли в доме мужчины. На что девица ему отвечает: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Снова отрок проиграл девице в мудрости, но сменил надменность на удивление. Для разума, который еще не дорос до таких вещей, Феврония поясняет: отрок пришел в дом, зашел в горницу и застал девушку в неприбранном виде, а если бы в доме был пес («уши» дома), то тот стал бы лаять.

А если бы в горнице был ребенок («очи» дома), то сообщил бы ей о приближении гостя. Что касается отца и матери, то пошли они на похороны оплакивать покойника. Когда за ними смерть придет, то другие будут их оплакивать: это – плач взаймы.

Брат же ее был бортником – когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Как видно, девица обладает каким-то особым умом. И не только. Заяц, который скакал рядом, – древний символ христианства, иногда изображаемый на иконах. Феврония, стало быть, чутка к гласу всевышнего.

Зачем Феврония лечит Петра?

Часто говорят, что князь Петр пообещал жениться на Февронии, если она его исцелит. Достаточно заглянуть в повесть, чтобы понять, что все было не так. Феврония, еще не видя князя в лицо, говорит его слугам: «Аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его».

(«Если я не стану супругой ему, то не подобает мне его лечить»). Слова мудрой девушки – не ультиматум князю и не плата за исцеление. Она говорит их сама себе: если она сможет стать супругой князя, то тогда ей следует его излечить. Феврония собирается спасать не князя, а свою половинку (если, конечно, князь согласится стать ею).

По сути, слова девушки это классическая христианская мысль о том, что жена должна спасаться мужем, а муж – женою. Но князь считает, что дочь бортника ему не пара и решает обмануть ее. Феврония как будто знает, что так и будет. Она дает князю закваску, чудесным образом избавляющую от  язв.

Гордый Петр после исцеления не сдерживает обещание жениться и решает откупиться дарами. Вскоре прежняя напасть возвращается… Когда же князь приезжает к Февронии во второй раз, она говорит уже совсем по-другому: «Аще будет ми супружник, да будет уврачеван».

Теперь князь поставлен в более жесткие условия: раз какая-то сила снова насылает на него хворь, то пора бы ему задуматься над своим высокомерием. Чтобы болезнь отступила, надо стать смиренным и сдержать обещание.

Именно так, не с первой попытки и преодолевая себя самого, Петр становится на путь спасения, где еще встретит немало испытаний и вместе со своей суженой Февронией сыщет себе славу святого. Едва ли «Повесть о Петре и Февронии» история о любви в нашем теперешнем ее романтическом понимании. Скорее, это притча о мирском спасении.

Спастись можно только вместе – а для этого надо пойти на жертву. Так что герои повести оказываются вместе не благодаря, а вопреки: Февронии надо проявить жертвенную любовь, спасти ближнего, а Петру – стать смиренным и принять спасение кроткой девушки, которая в происхождении ему явно уступает.

Не в этом ли древняя житейская мудрость возлюбленных?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/petr-i-fevroniia-muromskie-istoriia-liubvi-5c65f4d3adca1300ae249303

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: