Помогут ли кредиторам последние изменения закона о банкротстве. Изменения в законодательстве о банкротстве Что представляет собой закон о банкротстве

Содержание
  1. Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц
  2. Мораторий на банкротство
  3. Внесудебное банкротство с 01.09.2020
  4. Изменение общего порядка банкротства
  5. Поправки о разделе имущества супругов при банкротстве
  6. Наша команда
  7. Какие изменения закона «О банкротстве» могут быть приняты в 2020 году?
  8. Введение терминов «реструктуризация долгов» и «антикризисный управляющий»
  9. Банкротство при ликвидации компании можно начинать не сразу
  10. О заинтересованных кредиторах и полномочиях арбитражных управляющих на собрании
  11. Введение понятия «зависимая и контролирующая задолженность»
  12. Новые полномочия арбитражных управляющих
  13. Плата за публикацию сведений на Федресурсе
  14. Должник совместно с иском о банкротстве обязан направить в суд отчет о своем финансовом состоянии
  15. О запрете на распоряжение имуществом
  16. Закрытые судебные заседания и возможность введения реструктуризации
  17. Ответственность арбитражного управляющего
  18. Реструктуризация долгов
  19. Полезны ли нововведения в закон «О банкротстве»?
  20. Банкротство по-новому: обзор изменений законодательства
  21. Повысить экономическую грамотность и ответственность
  22. Заинтересованные лица
  23. Обеспечительные меры
  24. Баланс интересов

Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц

Помогут ли кредиторам последние изменения закона о банкротстве. Изменения в законодательстве о банкротстве Что представляет собой закон о банкротстве

Процедура банкротства физических лиц помогает гражданам избавиться от непосильных долгов, а кредиторам — списать бесперспективные задолженности, а при возможности получить денег с должника за счет реализации его имущества.

И если поначалу спорные моменты возникали регулярно, то с расширением судебной практики и выходом пояснений от ВС России процедура признания граждан банкротами стала понятной и предсказуемой. Рассмотрим, что принесли нам последние изменения в закон о банкротстве граждан, и как они отразятся на процедуре признания неплатежеспособности в дальнейшем.

Подходит ли вам банкротство?

Мораторий на банкротство

Ст. 9.1 Закона о банкротстве № 127-ФЗ ввела новое понятие «мораторий на возбуждение дел о банкротстве». Теперь Правительство может отложить признание организаций и ИП несостоятельными по требованию кредиторов в период кризиса, чтобы спасти бизнес.

Для физических лиц мораторий не работает. Мораторий распространяется на долги, но не учитывает текущие платежи должника. Введение моратория в 2020 дало предпринимателям и юридическим лицам небольшую передышку, временно защитив их от принудительного банкротства.

В дополнение к этому, статья 95 127-ФЗ предусматривает:

  • приостановление исполнительных производств и принудительного взыскания через ФССП, за исключением долгов по зарплате и непосредственно затрагивающих личность кредиторов (алименты, возмещение вреда);
  • приостановление пени и штрафов в связи с неисполнением долговых обязательств;
  • если в суде уже начато производство по делу о банкротстве предприятия или ИП, то дело будет отложено до момента снятия моратория.

Однако закон о банкротстве с поправками в части моратория лишает организации и предпринимателей права выплачивать дивиденды, производить взаимозачет встречных требований и совершать сделки. Сделки по выводу активов, произведенные при наложенном моратории, будут признаны ничтожными.

Это риск для контрагентов — поэтому под мораторием фирме сложнее, к примеру, продать часть оборудования, чтобы продолжить работу. Если компания чувствует себя устойчиво, она вправе подать заявление об отказе от моратория, чтобы спокойно заключать сделки и выплачивать дивиденды.

Сведения о компаниях, которые защищены от банкротства мораторием, и тех, кто заявил об отказе, публикуются на сайте Федресурс.

Мораторий на банкротство был введен с 1 апреля 2020 года как мера поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от коронавирусных ограничений. Узнать, распространяется ли мораторий на конкретную организацию или ИП можно в специальном разделе на сайте налоговой службы.

21 июля 2020 внесены изменения, которые запрещают ЕФРСБ публиковать сообщение кредитора об обращении в суд с признанием несостоятельным должника из мораторного списка. То есть банки и поставщики не могут до октября письменно объявить, что намерены банкротить фирму-неплательщика из пострадавших отраслей. Сам должник вправе подать заявление на свое банкротство.

Рекомендуем статью Банкротство ИП, в которой рассказано об особенностях и последствиях признания предпринимателя несостоятельным. Если у вас есть вопросы, позвоните юристу, он проконсультирует по конкретной ситуации.

Внесудебное банкротство с 01.09.2020

Минэкономразвития разрабатывало механизм упрощенного банкротства с 2019, и в связи с кризисом в 2020 году оперативно принят закон: упрощенное списание долгов будет проходить в виде бесплатной внесудебной процедуры.

Когда поправки вступят в силу?

Законопроект о внесудебном порядке банкротства физических лиц прошел второе и третье чтение в Государственной думе РФ в июле 2020 года. После одобрения в Совете Федерации и подписания Президентом закон должен быть опубликован. После опубликования он вступает в силу не ранее 01 сентября 2020.

Списать долги бесплатно разрешили при просроченной задолженности от 50 000 до 500 000 рублей. Государственную пошлину за услугу удерживать не будут. Отказались авторы проекта и от привлечения к делу арбитражного управляющего, процедура проходит через многофункциональные центры. Гражданин или ИП может подать заявление в МФЦ по месту жительства или постоянного пребывания.

У должника не должно быть имущества и денег для погашения кредиторских требований. Неплатежеспособность устанавливается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве».

Поправки в закон о банкротстве физических лиц предполагают следующий порядок внесудебного банкротства:

  1. Человек обращается в МФЦ. Нужно указать в заявлении всех кредиторов и размер задолженности перед каждым.
  2. МФЦ проверяет информацию. На проверку достоверности сведений отведен один день — в электронном виде делается запрос в ФССП о том, были ли окончены испол. производства по за неимением имущества, и не открыто ли новых. Если сведения не подтвердят, многофункциональный центр вернет заявление. Повторно обратиться разрешат лишь через 1 календарный месяц.
  3. После проверки МФЦ в 3-дневный срок публикует информацию о банкротстве в едином государственном реестре — ЕФРСБ.
  4. Далее последует 6-месячная процедура. Кредиторам предоставят полномочия по розыску имущества должника, проверке долгов. Начисление штрафов, пени и процентов приостановят.

    Кредиторы занимаются розыском имущества и счетов путем запросов в официальные органы: Росреестр, ГИБДД, ГИМС, ФНС, в банки. При обнаружении доходов или собственности, которую можно продать, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о введении в отношении должника стандартной процедуры банкротства.

    Также в суд могут обратиться и кредиторы, случайно или намеренно не указанные должником в заявлении о признании несостоятельности по внесудебной схеме.

  5. Если кредиторы не подали возражений, через полгода человек объявляется банкротом, его долги признают безнадежными и списывают.

Правило не коснется личных обязательств:

  • алиментов;
  • компенсаций вреда здоровью и жизни;
  • субсидиарной ответственности;
  • санкций за административные правонарушения и уголовные преступления.

Списать такие долги не получится.

Также принятый законопроект предусматривает ряд ограничений. Во время банкротства гражданину запретят брать кредиты и займы, выступать в роли поручителя или передавать имущество в залог.

О поступлении в собственность денег или иных ценностей заявитель должен будет уведомлять многофункциональный центр. В этом случае процедура финансовой несостоятельности прекратится.

Мы подробно разобрали поправки о внесудебном банкротстве в этом материале.

Подойдет ли вам внесудебное банкротство?

Изменение общего порядка банкротства

Также внесены изменения в закон о банкротстве физического лица, касающиеся судебного порядка процедуры:

  • официально можно банкротиться без имущества. До 2020 года возникали споры по этому поводу. Учитывая на однозначную позицию ВС РФ, в законе прописали, что отсутствие у гражданина-должника имущества не может служить препятствием к введению процедуры реализации и списанию долгов. Главное, чтобы должник оплатил свое банкротство.При полном отсутствии собственности конкурсная масса не формируется, банкротство пройдет без торгов, о чем финуправляющий доложит суду. Если объектов собственности недостаточно для покрытия расходов на банкротство, собственность нужно продать. В обоих случаях долги спишут безвозвратно.
  • Расширение обязанностей финуправляющего. С 01 сентября 2020 Арбитражный управляющий будет публиковать отчеты о результатах банкротства в отношении всех физлиц, включая тех, кто не был ИП. Он обязан опубликовать сведения в течение 10 дней с момента завершения процедуры. Требования к оформлению отчетности перечислены в тексте законопроекта и включают в себя 11 пунктов. Это ФИО, номер дела, наименование суда и следующие данные:То есть станут общедоступными сведения о ходе банкротства, и об источниках его финансирования. сообщения меняется в зависимости от того, какая была применена процедура банкротства: реструктуризация задолженностей или реализация имущества.

Последние изменения сделали банкротство более публичным. И официально позволили гражданам без имущества списывать свои долги.

Узнать стоимость банкротства

Поправки о разделе имущества супругов при банкротстве

Госдумой в первом чтении был принят законопроект, изменяющий механизм регулирования имущественных отношений супругов: они затронули раздел имущества, положения о брачном договоре и процедуру банкротства физических лиц.

Рассмотрим кратко список вносимых изменений:

  1. Законопроект вводит официальное понятие семейного банкротства и позволяет супругам признать себя несостоятельными по общим долгам в одной процедуре.
  2. Раздел имущества будет осуществляться в рамках банкротной процедуры. Раньше деньги, машины, недвижимость и детей делили в отдельных судопроизводствах, что затягивало производство.
  3. Вводят правила деления общего имущества супругов. Они будут одинаковы при судебном разделе, и при разделении по соглашению.
  4. Проведенные без согласия супруга сделки приведут к уменьшению его доли в общем имуществе. То есть если муж без согласия жены продаст машину, его доля в праве на гараж будет уменьшена.
  5. Брачный договор будет признаваться ничтожным только в ограниченном количестве случаев, подробности пока в разработке.
  6. Государственная регистрация совместно нажитой собственности как общей будет производиться в автоматическом режиме. Напомним, сейчас в выписке значится только муж или жена — так называемый титульный владелец. Информацию, что собственность общая, и половина принадлежит супругу, будут отражать сразу.

Когда примут законопроект, пока остается только догадываться и отслеживать свежие новости. Как сейчас проходит банкротство супругов, каковы риски, и какие выгоды можно извлечь, мы рассказали здесь.

А пока мы рекомендуем не накапливать долги и подавать на банкротство уже сейчас — узнать о стоимости и условиях сопровождения банкротства под ключ вы можете, позвонив нашим юристам или написав нам онлайн.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Наша команда

Максим Поляк

Руководитель департамента сопровождения процедур банкротства

Андрей Холуев

Юрист департамента подготовки заявления

Екатерина Урываева

Юрист отдела банкротства физических лиц

Исраил Хашагульгов

Ведущий юрист судебного департамента

Никита Облезнев

Ведущий эксперт по списанию долгов

Источник: https://fcbg.ru/poslednie-izmeneniya-v-zakone-o-bankrotstve-fizlic

Какие изменения закона «О банкротстве» могут быть приняты в 2020 году?

Помогут ли кредиторам последние изменения закона о банкротстве. Изменения в законодательстве о банкротстве Что представляет собой закон о банкротстве

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям при Государственной Думе РФ подготовил обновленную версию поправок, которые нужно внести в закон «О банкротстве» № 127-ФЗ.

Законопроект уже прошел I чтение и теперь готовится ко второму.

Депутаты учли отзывы профессионального сообщества, и теперь направили документ на оценку Илье Торосову, заместителю министра экономического развития РФ.

ДОЛГ.РФ решил выяснить, какие основные изменения ждут закон «О несостоятельности» в 2020 году.

Введение терминов «реструктуризация долгов» и «антикризисный управляющий»

Ст. 2 закона № 127-ФЗ планируют дополнить новыми терминами:

  • Реструктуризация долгов, под которой понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику (юридическому лицу) в целях восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов.
  • Антикризисный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения реструктуризации долгов в соответствии с законом «О банкротстве».

Введение новых терминов предполагает и введение новых процедур в отношении юридических лиц. Теперь кредиторы смогут не только подавать иски о банкротстве, но для начала потребовать реструктуризации задолженности, чтобы должностное лицо попыталось восстановить платежеспособность компании. Сведения о начале реструктуризации задолженности также будут передаваться на Федресурс.

Банкротство при ликвидации компании можно начинать не сразу

Ст. 9 закона «О несостоятельности» в ч. 3 содержит предписание, что в случае, если при ликвидации юридического лица комиссия обнаружит, что компания не может расплатиться с долгами перед кредиторами, то она в течение 10 дней обязана подать заявление о банкротстве предприятия. В Госдуме РФ планируют расширить временные рамки до 20 дней.

О заинтересованных кредиторах и полномочиях арбитражных управляющих на собрании

Некоторым категориям заинтересованных кредиторов разрешили участвовать в общем собрании взыскателей и принимать решения на нем. К их числу относятся банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и иные кредитные компании. Заинтересованными кредиторами не могут быть признаны муниципальные образования, субъекты РФ и сама Россия.

Также арбитражным управляющим будет запрещено вносить изменения в повестки дня собраний не только уполномоченных органов, конкурсных кредиторов, но и представителей работников должника.

Введение понятия «зависимая и контролирующая задолженность»

Закон № 127-ФЗ будет дополнен ст. 19.1, в которой будет определено понятие «зависимой и контролирующей задолженности». Ею будет считаться задолженность, которая:

  • принадлежит заинтересованному лицу – долг будет считаться зависимым даже в случае, если заинтересованная сторона получила его в рамках цессии, поручительства или законного правопреемства от незаинтересованного лица;
  • была получена незаинтересованным лицом от заинтересованной стороны в рамках цессии, поручительства или законного правопреемства;
  • изначально принадлежала заинтересованному лицу и многократно переходила различным правопреемникам;
  • принадлежит контролирующему лицу организации или заинтересованным к контролирующему лицу гражданам или компаниям;
  • превышает 20 % от общей суммы требований взыскателей III очереди;
  • не исполнялась должником и не взыскивалась кредитором в течение длительного времени ИЛИ были установлены нетрадиционные сроки, форма расчетов, процентные ставки ИЛИ юридическое лицо не смогло бы вести деятельность без финансирования со стороны заинтересованного лица.

При этом суду оставили право на свое усмотрение признавать ту или иную задолженность зависимой и контролирующей.

Заинтересованные кредиторы не будут иметь права голоса на собраниях (за исключением кредитных организаций), их денежные требования при принятии решений учитываться не будут.

Однако их не лишат права выступать на собраниях.

Фактически закон создает IV очередь кредиторов, поскольку заинтересованные взыскатели смогут получить удовлетворение только после того, как будут возвращены долги всем остальным.

Если другие кредиторы выяснят, что арбитражный управляющий скрывает информацию о том, что конкретное лицо является заинтересованным, а задолженность – зависимой, они могут в течение 3 месяцев обжаловать факт невключения взыскателя в список заинтересованных.

Новые полномочия арбитражных управляющих

Арбитражным управляющим официально разрешат работать с персональными данными граждан, но при условии, что это необходимо для объективного ведения процедуры банкротства.

Также арбитражные управляющие теперь обязаны отчитываться как перед судом, так и перед собранием кредиторов о возможности продолжения хозяйственной деятельности юридическим лицом, определяя, не повлечет ли это за собой дополнительных убытков.

Будет введена оплата труда антикризисных управляющих. Они будут получать:

  • 15 тыс. руб. ежемесячно;
  • 45 тыс. руб. в месяц, если антикризисный управляющий примет на себя функции руководства организации;
  • процентное вознаграждение будет таким же, как и другим арбитражным управляющим, в соответствии с ч. 10-11 ст. 20.6 закона «О банкротстве».

Если антикризисному управляющему переданы полномочия руководства, то он должен будет застраховать свою ответственность.

Плата за публикацию сведений на Федресурсе

Законодательные нововведения предлагают освободить от оплаты услуг по публикации сведений на Федресурсе Банк России, муниципальные и государственные органы.

Должник совместно с иском о банкротстве обязан направить в суд отчет о своем финансовом состоянии

Обсуждается введение ст. 38.1 в закон «О несостоятельности», в котором будет описываться содержание отчета о финансовом состоянии компании. В нем должна быть прописана следующая информация:

  • перечень активов и имущественных прав должника совместно с оценочными отчетами;
  • список известных кредиторов, уполномоченных органов с указанием сумм долга и адресов их местонахождения;
  • список заинтересованных кредиторов за последние 3 года;
  • список незаинтересованных взыскателей, размер требований которых составляет не менее 5 % от общей суммы задолженности;
  • перечень незаинтересованных кредиторов, размер требований которых превышает 100 млн руб.;
  • сведения о соотношении долговых обязательств и цены всех активов;
  • информация о судебных решениях за последние 3 года;
  • обоснование невозможности удовлетворить требования взыскателей;
  • причины, из-за которых предприятие стало неплатежеспособным;
  • прогноз финансового состояния должника, меры для восстановления платежеспособности, проект плана реструктуризации, иные сведения, которые помогут восстановить платежеспособность компании (если подается заявление о реструктуризации)
  • бухгалтерская и финансовая отчетность за последние 3 года.

Информация из этого отчета признается конфиденциальной. Отчет должен быть представлен в течение 10 дней после его истребования уполномоченным органом. В противном случае представителям юридического лица придется уплачивать судебный штраф.

О запрете на распоряжение имуществом

Арбитражных управляющих хотят наделить правом требовать у суда наложения запрета на распоряжение имуществом. Запрет можно будет инициировать в отношении имущества:

  • самого должника;
  • контролирующих лиц;
  • дочерних структур должника или аффилированных с контролирующими лицами компаний.

Запрет о распоряжении активами будет накладываться не позднее следующего дня после обращения арбитражного управляющего.

Последний не будет нести ответственность за убытки, связанные с применением обеспечительных мер.

Запрет на распоряжение имуществом не будет действовать в рамках административных правоотношений, если должник был обязан передать какое-то имущество государственному или муниципальному органу.

Закрытые судебные заседания и возможность введения реструктуризации

Для проверки обоснованности исков о банкротстве или о реструктуризации долгов суд наделят правом проводить закрытые заседания, чтобы не распространять информацию о финансовом состоянии должника.

Реструктуризация должника не может быть введена, если в последние 2 года схожая процедура уже действовала, но была прекращена из-за невозможности восстановить платежеспособность юридического лица.

Ответственность арбитражного управляющего

Участники дела о банкротстве смогут обжаловать деяния арбитражного управляющего в течение полугода после того, как они узнают, что его действия или бездействие существенно нарушило их права. Чтобы подать жалобу на арбитражного управляющего, участникам процедуры несостоятельности придется уплачивать государственную пошлину.

Реструктуризация долгов

Закон № 127-ФЗ будет дополнен главой III3, в которой будет подробно описываться процедура реструктуризации долгов. Будут определены основания для введения этой процедуры, содержание определения о начале реструктуризации, ее последствиях для должника, порядке управления компанией, полномочиях антикризисного управляющего.

Также контрагентам должника на время реструктуризации будет запрещено расторгать договоры аренды в одностороннем порядке.

Антикризисный управляющий в течение 2 месяцев после введения реструктуризации будет фиксировать информацию о том, какие долги компания намерена возвратить, а какие – нет.

Если возврат определенной задолженности помешает восстановить платежеспособность организации, то от нее будут отказываться. Контрагент имеет право оспорить такой отказ в суде.

В главе III также описываются особенности составления плана реструктуризации, списания и увеличения капитала (либо конвертации долгов в капитал), порядок рассмотрения плана реструктуризации кредиторами и судом, перечень оснований для отказа в утверждении плана, последствия принятия плана.

В законопроекте также перечислены основания, когда можно будет обжаловать план, как арбитражному управляющему раскрывать информацию с него и вносить изменения при необходимости. При нарушении прав кредиторов или выявлении, что план реструктуризации не работает, его можно будет досрочно отменить.

Если законопроект примут, он не будет иметь обратной силы. Предположительно, нововведения должны будут начать действовать с 1 октября 2020 года.

Полезны ли нововведения в закон «О банкротстве»?

Иван Рыков, аналитик долгового рынка, считает, что законопроект кардинальным образом ситуацию в сфере несостоятельности не изменит. Эксперт критикует формальный характер законопроекта, называя его «рамочным».

Иван Рыков рассказал, что в новой версии законопроекта исключены поправки, изначально предлагаемые Дмитрием Скрипичниковым, председателем Совета Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ).

Он предлагал ограничить доходы арбитражных управляющих при реализации залогового имущества. Такой шаг, по его мнению, якобы должен был повысить эффективность процедур банкротства.

Однако о заработках арбитражных управляющих он совсем не думал.

Подписывайтесь на телеграмм канал ДОЛГ.РФ. Получайте новости быстрее.

Все о финансах, налогах и банкротстве читайте на нашем портале.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c988756c5686200b3ca2170/kakie-izmeneniia-zakona-o-bankrotstve-mogut-byt-priniaty-v-2020-godu-5de9373dc31e4900b1d1ebcd

Банкротство по-новому: обзор изменений законодательства

Помогут ли кредиторам последние изменения закона о банкротстве. Изменения в законодательстве о банкротстве Что представляет собой закон о банкротстве
Увеличение банкротств в России, отсутствие адекватных процедур финансовой реабилитации юридических лиц, а также относительно работающий инструмент реструктуризации долгов физических лиц подтолкнули законодателей на подготовку законопроекта*, вносящего изменения в закон о банкротстве. Проект приняли в первом чтении в 2017 году.

Законопроект содержит в себе много изменений, которые условно можно разделить на две части — концептуальные и технические. О том, как изменятся технические моменты процедуры, рассказывает советник Юридической компании «Бендерский и партнеры» Павел Двойченков.

Первые, концептуальные, касаются процедуры Реструктуризации долгов юридического лица, а также новых организационных принципов работы Арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.

Вторая часть изменений — техническая, затрагивающая на первый взгляд только вводные и вспомогательные положения, связанные c введением процедуры реструктуризации в закон. Но при детальном рассмотрении они содержат массу новелл, которые могут существенно изменить текущий порядок проведения процедур банкротства, сместить баланс интересов участников дела о банкротстве.

В этом обзоре законопроекта рассматриваются технические изменения, так как они представляют не меньший интерес, чем сама процедура реструктуризации.

Повысить экономическую грамотность и ответственность

Технические изменения тоже можно разделить на два блока. Первый – условно положительный, это изменения, которые скорее положительно скажутся на процедурах, не содержат двойных смыслов. Второй – спорный, это неоднозначные или противоречивые изменения, меняющие баланс интересов сторон процесса.

Первая часть изменений коснулась порядка подачи и рассмотрения заявления о признании должника банкротом или реструктуризации долгов, статуса лиц в деле о банкротстве, расходов по делу о банкротстве, экономической грамотности участников процесса.

Так, должник в момент подачи заявления о признании его банкротом или реструктуризации, а также в отзыве на заявление кредитора, обязан приложить отчет о финансовом состоянии компании, вправе приложить проект плана реструктуризации долгов.

Кредиторы, в случае подачи заявления о реструктуризации, обязаны указывать сведения о возможных мерах по восстановлению платежеспособности должника и о предпринятых ими мерах по урегулированию задолженности.

Таким образом, уже на этапе рассмотрения заявления и суд и кредиторы смогут убедиться в возможности или невозможности восстановить платежеспособность должника, изучив и его финансовый отчет, и проекты плана по реструктуризации.

Описанные изменения предполагают более ответственный подход сторон к инициации дела о банкротстве. Ведь при отсутствии необходимых документов или при их очевидной неполноте суд может как наложить штраф на руководителя должника, так и вернуть заявление.

Более того, согласно законопроекту суд при рассмотрении заявления о признании должника банкротом может, минуя процедуру наблюдения, назначить процедуру конкурсного производства.

Это происходит, если по итогу анализа представленных документов суд сочтет, что  очевидна невозможность восстановить платежеспособность.

Такие изменения существенно сократят сроки рассмотрения дела и судебные издержки сторон процесса, будут способствовать сохранению конкурсной массы, так как времени у должника на вывод активов в наблюдении уже не останется.

Важная новелла касается и защиты конфиденциальных данных на этапе рассмотрения заявления. Должник обязан будет предоставлять финансовый отчет, судебное заседание по рассмотрению заявления может быть закрытым по ходатайству стороны процесса.

Закладывается и механизм по сокращению трат конкурсной массы, при котором участники дела о банкротстве будут более взвешенно подходить к согласованию расходов в деле о банкротстве, привлечению в дело лиц, оказывающих услуги на возмездной основе.

Кредиторы должны будут более добросовестно подходить к самому факту подачи заявления о признании должника банкротом, так как все понесенные расходы на финансирование деятельности арбитражного управляющего, если заявление оставлено без рассмотрения или производство по делу прекращено, (за исключением удовлетворения требований и заявления о реструктуризации) ложатся на заявителя, который подал такое заявление.

Это изменение может помочь избежать подачи формальных заявлений и снизить нагрузку на суды. Более того, при рассмотрении заявления суд и кредиторы смогут сразу оценить финансовое состояние должника.

При несогласии кредиторов с отчетом должника о финансовом состоянии они смогут предоставить суду альтернативные отчеты, из которых суд на этапе рассмотрения заявления сможет понять, какую процедуру назначить.

Законопроектом предусмотрено, что расходы по делу о банкротстве — кроме специально оговоренных законом — будут компенсироваться не из конкурной массы, а конкурсным управляющим, который обязан их оплачивать из своего финансирования, порядок и лимиты которого также устанавливаются законом.

Далее справедливо указывается и на обязанность кредитора оплатить расходы по делу о банкротстве, если он ал за несение этих расходов или сам их предложил на собрании кредиторов. Изменения затронули и статуса лиц, участвующих в деле.

Теперь кредиторы, чьи требования подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами, априори обладают всеми правами участника дела о банкротстве, даже правом высказываться относительно кандидатуры управляющего, с момента принятия судом соответствующего заявления.

Это существенно снижает временные издержки таких кредиторов на вступление в дело. Вместе с тем законом не оговорено, освобождены ли такие кредиторы от дальнейшего заявления в реестр в принципе или все же данные процедуры необходимо будет пройти. 

Изменения процессуального статуса коснулись и других лиц. Так, представители работников теперь являются участниками дела о банкротстве с момента принятия заявления, а учредителей (участников) общества, если их не больше пяти, либо имеющих наибольшую долю, суд теперь императивно обязан уведомлять о дате заседания по рассмотрению заявления.

Следует отметить и новый подход законодателя и к определению статуса конкурсных кредиторов. Законопроект особо выделяет «крупных кредиторов», требования каждого из которых составляет не менее 5 % от общего размера требований, и/или не менее ста миллионов рублей.

Таким образом, значительная часть новелл направлена на большую экономическую грамотность и ответственность участников процесса по делу о банкротстве.

Заинтересованные лица

Вторая часть новелл относится к изменениям процессуального статуса заинтересованных лиц, порядку применения обеспечительных мер, а также балансу кредиторов в деле о банкротстве. 

Заметные изменения коснулись статуса так называемых аффилированных кредиторов, сам факт существования которых действующим законом никак не фиксируется. Законопроектом данная дефиниция тоже не вводится, но первые шаги в этом направлении сделаны. 

В законопроекте вводится понятие кредитор, заинтересованный по отношению к должнику, и он является «самым слабым» кредитором. Например, должник, при подаче заявления о признании себя несостоятельным или в отзыве на заявление кредитора будет обязан указать заинтересованных кредиторов.

Заинтересованный кредитор, в свою очередь, обязан при подаче заявления указать свой статус. Такой кредитор лишен права голоса на собраниях кредиторов, не вправе выбирать и предлагать при подаче заявления о банкротстве кандидатуру арбитражного управляющего.

Если информация о заинтересованности была сокрыта, но стала известна после того, как суд назначил предложенного таким кредитором управляющего, то последнего можно отстранить.

Тем не менее, требования такого кредитора предполагается удовлетворять в общем порядке, положений о понижении таких требований «за реестр» законопроектом не предусмотрено. 

У приведенных ограничений статуса заинтересованного кредитора есть исключение: если «заинтересованный кредитор» является кредитной организацией, то права голоса он не лишен. Логика такого решения не очень понятна, налицо дискриминация по признаку организационной принадлежности кредитора. 

Вместе с тем сама ст. 19 Закона о банкротстве не претерпела изменений, понятийный аппарат «заинтересованности» в законе так и не раскрыт, оставляя все же общие отсылки к легальному понятию аффилированности. Единственное изменение в ст.

19 Закона о банкротстве касается очевидного – в список заинтересованных лиц добавлены контролирующие должника лица.

Возможно, на втором чтении законопроекта законодатель будет учитывать последнюю практику ВС и добавит презумпцию автоматического «понижения» требований заинтересованных кредиторов «за реестр».

Обеспечительные меры

Необходимо обратить внимание и на то, что изменились правила о применении обеспечительных мер.

Предполагается, что по ходатайству арбитражного управляющего суд может принять меры по запрету распоряжением имуществом не только в отношении имущества должника, но и имущества контролирующих лиц, даже имущества контрагентов  (при условии того, что есть основания признать сделку, по которой контрагент получил от должника имущество, недействительной). При этом ответственности за убытки таких лиц арбитражный управляющий не несет, конечно, при условии того, что он действовал добросовестно. Контрагенты, которых коснутся обеспечительные меры, вправе их оспорить, но учитывая специфику и сроки рассмотрения дел о несостоятельности, такой арест может повлечь за собой вал банкротств компаний, у которых арестуют имущество. 

При этом обязательства перед налоговым органом исполнять можно. Впрочем, это не единственная преференция, которая дается государственным органам в деле о банкротстве. В законопроекте появляется новая форма залога – «административный», а вместе с ним и новый тип залогового кредитора, что может существенно изменить баланс удовлетворения требований в деле о банкротстве.

Согласно замыслу законодателей, залоговыми следует признать требования, основанные на обязательствах, вытекающих из отношений, «которые основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой и наличие которых или размер которых в части превышения над размером обязательств, известных кредитору, в установленные законодательством сроки были сокрыты от кредитора, заявившего требования, в том числе если о наличии и/или надлежащем размере таких обязательств не было сообщено кредитору в порядке и в сроки, которые установлены законодательством». 

Состав имущества, в отношении которого устанавливается административный залог, указывается самим кредитором. То есть любое доначисление налогов и пеней сверху уплаченной должником суммы налога будет залоговым требованием. 

Эта новелла оставляет много вопросов. Как быть, если имеющееся у должника имущество уже в залоге? Он аннулируется или залог становится пропорциональным размеру требований? Каковы законные основания для признания такого залога? ГК РФ таких конструкций не знает. 

Баланс интересов

Нельзя отрицать желание  законодателя защитить публичный интерес в деле о банкротстве, но в совокупности с другими преимуществами, которыми пользуется налоговый орган, о таком понятии как баланс интересов кредиторов вскоре можно забыть.

Это часть существенных изменений, которые ждет закон о банкротстве. Следует отметить, что, несмотря на то, что некоторые из них действительно важны и могут изменить в лучшую сторону Банкротное законодательство, законопроект в существующем виде оставляет много вопросов. 

Все предлагаемые изменения таят в себе много «НО» и неопределенностей в части применения на практике, а какие-то необходимые инициативы не реализованы в принципе, баланс кредиторов, если законопроект будет принят в этом виде, будет существенно смещен в пользу государственных органов и кредитных организаций. 

*Законопроект №239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц»

Источник

Источник: https://www.novostibankrotstva.ru/2019/08/29/bankrotstvo-po-novomu-obzor-izmenenij-zakonodatelstva/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: