Понятие и виды санкций. Основные стадии процесса применения норм права

Содержание
  1. Применение права как особая форма его реализации: понятие, признаки, стадии
  2. Характерные признаки применения права:
  3. Основные стадии процесса применения норм права
  4. Стадии применения норм права
  5. 1. Установление и анализ фактических обстоя­тельств дела
  6. 2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащихприменению кустановленным фактическим обстоятельствам
  7. 3.Принятие решения по дела и его документальное оформление
  8. 4.Реализация принятого решения (правоприменительногоакта)
  9. Понятие и особенности правоприменительного акта
  10. Виды правоприменительных актов
  11. Правоприменение – это что такое? Понятие, стадии и процесс правоприменения
  12. Общие сведения
  13. Властный характер
  14. Интеллектуально-волевой аспект
  15. Процессуальная форма
  16. Этапы
  17. Определение основы
  18. Выбор и анализ нормы
  19. Принятие и оформление решения
  20. Юридически значимый спор
  21. Установление истины
  22. Виды правоприменения
  23. Правоприменительные акты
  24. Виды актов
  25. Основные стадии процесса применения норм права
  26. Пять стадий применения:
  27. 47. Акты применения права

Применение права как особая форма его реализации: понятие, признаки, стадии

Понятие и виды санкций. Основные стадии процесса применения норм права

Применение права – это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это – одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права – это значит применять власть, а нередко – принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель – упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более – вымогательство и взятки.

Характерные признаки применения права:

    1. это – властно-императивная форма реализации права;
    2. осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;
    3. носит процессуально-процедурный характер;
    4. состоит из ряда последовательных стадий;
    5. имеет под собой соответствующие юридические основания;
    6. связано с вынесением правоприменительных актов;
    7. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;
    8. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется “вмешательство” соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

    • при совершении правонарушения (для привлечения правонарушителя к ответственности);
    • при неисполнении обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);
    • при появлении препятствия для реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);
    • при возникновении спора о праве (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);
    • при контроле юридически значимых действии в силу их особой важности со стороны государства (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);
    • когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);
    • когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

Основные стадии процесса применения норм права

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий:

    1. установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
    2. выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
    3. проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;
    4. вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
    5. контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой:

что – где – когда – кто – как – почему

(осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.  Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

На второй стадии – при выборе нормы – дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму.

Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено – умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой – прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов – самонадеянность (легкомыслие) или небрежность.

В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений.

Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана.

Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть:

    • справедливым,
    • законным,
    • обоснованным,
    • своевременным,
    • гласным.

Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/primenenie-prava-kak-osobaya-forma-ego-realizatsii-ponyatie-priznaki-stadii

Стадии применения норм права

Понятие и виды санкций. Основные стадии процесса применения норм права

Применение права представляет собой сложную, многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие по­следовательность действий при рассмотрении юридического дела.

Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

– установление фактических обстоятельств дела;

– выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование;

– решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересован­ных лиц и организаций;

– иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией.

1Установление и анализ фактических обстоя­тельств дела

Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права.

Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью дока­зательств – всевозможных материальных и нематериальных “следов” правоотношения (вещей, документов, сви­детельств очевидцев).

Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым применяются юридические нормы.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела.

Установление фактических обстоятельствдела должно быть законным и обоснованным.

 Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.

К доказатель­ствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, имеют от­ношение к исследуемым обстоятельствам), допусти­мости (использование определенных процессуальным за­коном средств доказывания, собранными без нарушения материального и процессу­ального права) и полноты и всесторонности (установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, должны полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств).

Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (убийство, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания).

Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым).

Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым.

2. Выбор и анализ юридических нормподлежащихприменению кустановленным фактическим обстоятельствам

На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела.

Правовая квалификация — это юридическая оценка всей совокупности фактических об­стоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

а) Проверка подлинности текста статьи с точки зрения законности

Необходимо проверить подлинность применяемой статьи закона, с точки зрения законности, то есть установить, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д.

б) Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц

Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

– действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

– действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

– распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

в) Толкование правовой нормыи разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов вправе

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм.

Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?

– если обнаружено противоречие между нормой федерального закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона;

– если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

– при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

– в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

3.Принятие решения по дела и его документальное оформление

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

– процесс принятия решения (с учетом фактических об­стоятельств, их квалификации, опыта и подготовки пра­воприменителя);

– издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.

Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результа­тов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям.

“Результат решения юридического дела – индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — при­говора, решения, определения, заключения и т.д.” На этом процесс применения норм права заканчивается.

В зависимости от исполняемых государством функ­ций выделяют две формы применения права:

– оперативно-исполнительную (властную исполнитель­но-распределительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посред­ством издания индивидуальных актов);

– правоохранительную (деятельность компетентных ор­ганов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений).

В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:

– осуществляется только компетентными государ­ственными органами;

– носит властный характер;

– имеет ряд стадий:

– реализуется в специальной процессуальной форме;

– завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприме­нительного акта.

4.Реализация принятого решения (правоприменительногоакта)

Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практи­ческого исполнения не имеет смысла.

Понятие и особенности правоприменительного акта

Акт применения права – официальное индивиду­ально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу, принятое на основе действую­щих норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц).

Акт применения норм права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполни-тельных органов, судебные ре­шения, прокурорского надзора, местных муниципальных органов, руководителей предприятий, организаций, воинс­ких частей.

Деятельность правоприменительных органов завершает­ся оформлением соответствую-щего акта, который фиксирует принятое решение и придает ему официальное значение и властный характер.

По отношению к конкретным лицам акт применения права представляет собой категоричное, обяза­тельное к исполнению повеление.

За нарушение требований акта виновное лицо несет ответственность в соответствии с нормой права, на основании которой он был издан.

Правоприменительный акт имеет ряд особенностей:

1. Властный характер и охрана принудительной силой государства

Заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех, к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем.

2. Акт примененияэто индивидуальный(персонифици­рованный) правовой акт

Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт: имеет силу только для данного случая ине распространяется на подобные случаи. В отличие от нормативно-правового ак­та, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер.

Нормы права регулируют множество одно­родных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия. Они рассчитаны на неодно­кратное применение. Индивидуальные акты применения права не содержат правовых норм.

Поэтому акты приме­нения права к источникам права в нашей стране не относятся.

3.Законность правоприменительных актов.

Исходит от компетентных органов. Правоприменительные акты должны быть законными, то есть должны издаваться в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права.

Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.

Например, при­говор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права.

4.Формальный характер – имеет установленную законом форму

Акты применения норм права изда­ются в установленной законом порядке, форме и имеют точное наименование и строго определенные реквизиты.

Пример: акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы:

– вводную часть – указы­вается наименование акта, название ор­гана, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

– описательную часть – излагаются фактические обстоятельства дела;

– мотивировочную часть – дает обоснование принятого решения;

– резолютивную (итоговая) часть – излагается содержание принятого решения.

Правоприменительный акт и нормативный акт имеют много общего, но в то же время и существенно различаются.

Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяю­щий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Как видно из приведенных определений, они имеют ряд общих черт:

– это правовые акты;

– принимаются и обеспечиваются компетентными органами;

– имеют властный характер.

От нормативного правоприменительный акт отлича­ется следующим:

– применяется на основе нормативного и реализует норму права;

– имеет конкретный, персонифицированный характер;

– не является источником права, не содержат норм права;

– выступает как юридический факт;

– носит одноразовый характер.

Виды правоприменительных актов

Акты применения права классифицируются на виды по раз­личным основаниям:

1. По субъектам:

а) акты государственных органов (приговор суда, при­каз об увольнении);

б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

2. По значению:

а) основные (приговор суда);

б) вспомогательные (подготавливают издание основ­ных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

3. По характеру правового воздействия:

а) регулятивные – устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе);

б) охранительные – издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уго­ловного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

4. По форме:

а) письменные или документированные – в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.);

б) резолютивные – резолюция на материалах дела (например, “согла­сен” руководителем организации на заявление работника);

в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);

Источник: https://studopedia.ru/1_72660_stadii-primeneniya-norm-prava.html

Правоприменение – это что такое? Понятие, стадии и процесс правоприменения

Понятие и виды санкций. Основные стадии процесса применения норм права

В теории понятием правоприменения обозначают организационно-правовую форму деятельности государства, направленную на претворение в жизнь правовых предписаний. Эта формулировка считается общепризнанной. В статье рассмотрим подробно особенности правоприменения.

Общие сведения

Правоприменение – это реализация норм в рамках правоотношений и воздействие на обязанных субъектов. Последнее осуществляется посредством совершения гражданами и организациями действий, обладающих юридическим значением.

Без правоприменения зачастую невозможно возникновение многих отношений. Оно необходимо, если требуется:

  • Разрешить спорную ситуацию, когда стороны не могут прийти к согласию самостоятельно.
  • Обеспечить государственный контроль.
  • Официально установить отсутствие/наличие конкретных фактов, признать их юридически значимыми.
  • Пресечь ненадлежащее исполнение обязанностей и осуществления прав.
  • Определить меры ответственности при совершении правонарушений.

Властный характер

Существует ряд признаков, по которым определяется специфика правоприменения. Это, в первую очередь, государственно-властный характер. Правоприменение можно рассматривать как форму управленческой деятельности.

Посредством ее осуществления происходит индивидуальное и детализированное воздействие на определенные жизненные ситуации, которые требуют властного контроля или вмешательства.

Правом правоприменения наделяются органы, входящие в систему госвласти.

Необходимо понимать, что такая деятельность осуществляется исключительно в рамках полномочий, предоставленных конкретной структуре в конкретной области общественной жизни.

Интеллектуально-волевой аспект

Правоприменение – это своего рода форма перевода общих предписаний, принципов в поведение конкретных лиц, имеющее юридическое значение. Субъекты наделяются определенными обязанностями и правами в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.

Правоприменение – это деятельность, обладающая интеллектуально-волевым, познавательным характером. Она требует не только знания и понимания действующего законодательства, но и некоторого жизненного опыта, нравственных установок. Соответственно, к правоприменителям предъявляются повышенные требования в отношении их профессиональных качеств.

Процессуальная форма

Она дисциплинирует участников процесса правоприменения, обеспечивает предсказуемость и согласованность их поступков. Процессуальный характер деятельности, таким образом, обуславливается необходимостью синхронизации действий субъектов, их многоэтапностью и повышенной социальной значимостью.

Процессуальная форма выступает как гарантия принятия справедливых и обоснованных решений.

Правоприменение законодательства завершается принятием юридически значимого, индивидуально-властного решения. В нем приводится не только правовая оценка конкретной ситуации, но также определяется последующее поведение ее участников.

Решения, принятые в результате правоприменения, обязательны не только для непосредственных адресатов, но и для неопределенного числа субъектов, косвенно или прямо причастных к их выполнению. К примеру, приказ ректора университета о зачислении выпускника школы на 1 курс является юридически значимым не только для него самого, но и для разных служб образовательного учреждения, военкомата.

Этапы

Практика правоприменения достаточно обширна и разнообразна. Этот процесс довольно сложный, продолжительный по времени. Реализуется правоприменительная деятельность в несколько этапов. На каждом из них выполняются конкретные задачи, которые последовательно приводят к единой цели – принятию обоснованного решения, регламентирующего определенную ситуацию.

Стадиями правоприменения называют сравнительно обособленные совокупности действий. Они связаны с обеспечением надлежащего исполнения нормы, регулирующей проблемную ситуацию.

Условно выделяют следующие этапы:

  1. Определение фактической основы.
  2. Выбор и исследование юридической нормы.
  3. Принятие и документальное оформление решения.

Определение основы

Каждую ситуацию можно охарактеризовать огромным числом разных фактических обстоятельств. Однако большая часть из них не влияет на юридическую оценку. В этой связи в конкретном деле для решения вопросов правоприменения устанавливают только 2 категории фактических обстоятельств:

  1. Основные. Они вытекают из диспозитивных частей материально-правовых норм. Эти обстоятельства оказывают непосредственное влияние на юридическую оценку конкретной ситуации. К примеру, это могут быть факты наличия субъективных прав, их нарушения и пр. неустановление либо неверное определение таких обстоятельств влечет отмену решения, вынесенного по делу.
  2. Вспомогательные. Их именуют также факультативными. Такие факты непосредственно на квалификацию ситуации не влияют, но способствуют установлению истинного положения дел. В их число входят разные доказательственные факты. После их установления в суде они могут стать подтверждением обстоятельств, включенных в предмет доказывания. В эту же группу входят процессуальные и проверочные факты. Первые используются для определения подведомственности спора, вторые – для опровержения или подтверждения доказательств.

Выбор и анализ нормы

На этом этапе правоприменения осуществляется квалификация ситуации. Она предполагает деятельность уполномоченных субъектов, направленную на сопоставление и юридическую констатацию фактических обстоятельств, реально происходивших в конкретный момент, типовой их модели, отраженной в норме.

Уполномоченный субъект сначала определяет область правоприменения – отрасль, нормы которой регламентируют конкретную ситуацию. Далее устанавливается институт права и конкретное нормативное положение. При этом проводится своего рода “критика” нормы.

В частности, устанавливается, имеет ли она силу в данный период времени, распространяет ли она свое действие на данную территорию и пр.

После этого уполномоченный субъект устраняет вероятные коллизии и определяет точный смысл нормативного предписания, толкует его содержание и сравнивает с другими нормами.

Необходимо учитывать, что юридическая квалификация зачастую предполагает не только правовую, но и общественно-политическую, а в ряде случаев и нравственно-психологическую оценку.

Принятие и оформление решения

Этот этап правоприменения считается основным. Предыдущие стадии рассматриваются как подготовительные. На этапе принятия и оформления решения объединяются:

  • Сведения о фактических обстоятельствах, которые подвергаются юридической квалификации.
  • Правовая информация, закрепленная в нормах (юридический состав) и отражающая отношения к данной и аналогичным ситуациям со стороны уполномоченных правотворческих структур и всего государства в целом.
  • Социальные сведения. Они выражаются в разных социальных нормах: политических, моральных, религиозных и пр. Эта информация содержит оценку ситуации со стороны общества.

На основе информации, полученной в достаточном объеме законными способами, правоприменителем дается итоговая юридическая оценка, которая и оформляется официальным правовым актом, реализация которого влечет правовые последствия.

На практике различаются:

  • Бесспорное, простое, упрощенное правоприменение. Оно не предполагает специальное изучение норм и привлечение к процессу других лиц. Примером можно назвать издание приказа директора предприятия о приеме гражданина на работу.
  • Правоприменение, осложненное спором или конфликтом. В этом случае для принятия решения необходимо провести полное исследование ситуации и собрать доказательства.

Юридически значимый спор

Такой конфликт можно рассматривать как своего рода противостояние субъектов права, имеющих разную юридическую позицию для защиты своих интересов. Между участниками правоотношений возникает спор, выраженный в совместном состязании. Оно может быть устным либо письменным. При этом каждая сторона отстаивает свою позицию и отвергает доводы противоположной стороны.

Гарантией объективного и справедливого разрешения спорной ситуации является ее публичность, состязательность и равенство участников. Обоснование позиции осуществляется в форме доказывания. Оно предполагает подачу информации с подтверждением. В результате сведения становятся убедительными и достоверными.

Установление истины

Оно считается одной из ключевых проблем правоприменения. Истиной считается свойство знаний о действительности. Выражается оно в соответствии с событиями, имевшими место реально.

В рассуждениях человек отражает мир таким, каким видит, а не таким, каким он является на самом деле. В этой связи истина зависит от субъективных способностей и возможностей конкретного индивида, средств и условий познания.

Она может искажаться под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Существующие погрешности в рассуждениях устраняются путем доказывания.

В содержательном плане оно выступает не столько мысленным процессом, сколько коллегиальной процессуальной деятельностью.

Виды правоприменения

Классификацию можно проводить по разным признакам: в зависимости от проблем правоприменения, субъектов, объектов и пр.

Если говорить о субъектном составе, то можно выделить следующие виды:

Исполнительно-распорядительный. В эту категорию включают такие направления правоприменения, как контроль и конкретизация.

Соответствующую деятельность осуществляют уполномоченные служащие, замещающие разные должности в исполнительных структурах. Суть их работы заключается в гармонизации публичных и частных интересов.

В своей деятельности служащие должны следовать закону и отвечать ряду требований (обладать соответствующим уровнем профессионализма и компетентности).

Правоохранительный. В данном случае речь об установлении фактов, рассмотрении споров, применении санкций за нарушение закона. Эту деятельность осуществляют правоохранительные органы, которые не зависят ни от административных, ни от политических структур. Ключевое место среди них отведено судам.

Правоприменительные акты

Как выше говорилось, они выступают результатом реализации права. Правоприменительные акты представляют собой документы, закрепляющие государственно-властные, индивидуально-конкретные решения уполномоченных органов по определенному юридическому делу. Они рассматриваются как разновидность правовых актов. При этом правоприменительные документы имеют ряд особенностей:

  • Утверждаются уполномоченными госструктурами.
  • Обладают государственно-властным характером.
  • Имеют обязательную силу.
  • Закрепляют индивидуально-конкретные предписания.
  • Их реализация обеспечивается мерами государственного принуждения.

Виды актов

Классификация может осуществляться по:

  • Субъектам, которые принимают акты. В соответствии с этим признаком, выделяют решения исполнительных структур (к примеру, акт о начале призыва в ряды ВС, диплом о получении звания профессора и пр.) и правоохранительных институтов (например, постановления об открытии уголовного производства, об отказе в возбуждении дела и пр.).
  • Ключевым направлениям государственной деятельности в разных сферах. К примеру, акты могут издаваться в экономической области (постановление о выделении дотаций какому-то региону), военного дела (решение о предоставлении отсрочки от службы), культуры (решение о создании культурно-исторического центра народов России), охраны порядка (постановление о вменении денежного взыскания за нарушение ПДД).
  • Специфике предписания. По этому признаку различают регулятивные (они предназначены для фиксации, оформления, реализации правомерных действий) и охранительные акты (направленные на защиту интересов и прав субъектов).
  • Процедуре утверждения. Акты могут приниматься коллегиально (к примеру, решения Высшей комиссии Минобрнауки о присуждении научной степени) или единолично (указ о снятии с должности министра).
  • Времени действия. Существуют акты однократного (постановление о формировании комиссии по организации празднования юбилея города) и длящегося применения (решение о регистрации организации).
  • Значению. По этому признаку различают основные (к примеру, судебные приговоры), вспомогательные (определения о приобщении к делу материалов, предоставленных истцом), дополнительные акты (протокол заседания комиссии).

Правоприменительные документы также классифицируют в зависимости от территории. Акты могут приниматься на федеральном (к примеру, постановления правительства) и региональном уровне (решения областной администрации).

Источник: https://FB.ru/article/351067/pravoprimenenie---eto-chto-takoe-ponyatie-stadii-i-protsess-pravoprimeneniya

Основные стадии процесса применения норм права

Понятие и виды санкций. Основные стадии процесса применения норм права

Применениенорм права – это сложный процесс,состоящий из ряда логически последовательныхстадий.

Пять стадий применения:

1.Установление и анализ фактическихобстоятельств дела(стадия доказывания).

цель – выяснение объективной истины поделу.

Дляэтого по закону необходимо:

-совершить целый ряд процессуальныхдействий (осмотр места происшествия,опрос свидетелей, исследованиевещественных доказательств, следов,документов, назначение, если это нужно,экспертизы, фотосъемка и т.д.).

-установить мотивы преступления, выяснитьпричины, способствовавшие его совершению.

2.Выбор правовой нормы, по которой надлежитразрешить дело.

Здесьдается юридическая квалификациясовершенным действиям. Эта стадиятребует высокой подготовленности ипрофессионализма лица, применяющегоправовую норму.

Даннаястадия требует не меньшей ответственностии внимательности, чем первая. Квалификациядолжна быть точной, адекватной ибесспорной. Фактически здесь речь идетоб установлении полного составаправонарушения, иными словами, юридическойосновы дела. Отсутствие хотя бы одногопризнака состава преступления влечетза собой прекращение уголовногопреследования.

3.Проверка юридической силы и толкованиевыбранной нормы.

Действияее во времени, в пространстве и по кругулиц, устранение возможных противоречий,коллизий, пробелов, расхождений.

Нормаподвергается всестороннему толкованиюс помощью известных приемов и способов(грамматического, логического,систематического, специально-юридическогои др.).

Чтокасается коллизий и пробелов, которыемогут встретиться в правоприменении,то наука и практика выработали следующиеправила их преодоления:

а)если противоречат друг другу акты одногои того же органа, но изданные в разноевремя, то применяется последний;

б)если коллизионные акты изданы одновременно,но разными органами, то применяетсяакт, обладающий более высокой юридическойсилой (например, закон и указ, указ иправительственное постановление), т.е.принимается во внимание иерархиянормативных актов и отдельных норм;

в)если расходятся общефедеральный акт иакт субъекта Федерации, то применяетсяпервый (в пределах предметов веденияРФ и совместного ведения – ст. 76 КонституцииРФ);

г)в случае противоречия между федеральнымактом и актом субъекта Федерации,изданным в пределах его компетенции,приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76Конституции РФ);

д)если обнаружен пробел в праве (отсутствиенужной нормы), то решается вопрос оприменении правовой аналогии в ее двухвидах – аналогии закона и аналогии права.

4.Вынесение правоприменительного акта(документально-оформительская стадия)(например, приговор суда по уголовномуделу, судебное решение по гражданскомуделу).

5.Контрольно-исполнительная стадия(реальное исполнение приговора илирешения суда по гражданскому делу,доведение их до заинтересованных лици органов).

47. Акты применения права

Правоприменительныйакт– один из видов правовых актов, известныйофициальный документ, изданныйкомпетентным органом или должностнымлицом по какому-либо делу (вопросу) вотношении конкретного субъекта илисубъектов на основе соответствующейправовой нормы.

Цельправоприменительного акта – применятьюридические нормы к соответствующимлицам, но ни в коем случае не создаватьновые нормы и не изменять или дополнятьстарые; это не их функция.

Наиболеехарактерные признаки(специфика) правоприменительных актовзаключаются в следующем:

1)имеютиндивидуально-определенный характер,т.е. относятся к конкретным лицам, которыхможно назвать поименно (например,приговор суда, приказ об увольненииработника с работы, указ о награждениигражданина орденом). Этим они отличаютсяот нормативных актов, имеющих безличную(неперсонифицированную) природу;

2)являютсявластными и обязательными для исполнения,поскольку исходят от государства либос его согласия от общественных объединений,органов местного самоуправления, другихструктур и образований (делегированныеполномочия); за неисполнение таких актовмогут последовать санкции;

3)несодержат в себе правовой нормы(общего правила поведения), поэтому неявляются источником и формой права; ихназначение – не создавать, а применятьнормы права;

4)выступаютв качестве юридических фактов,порождающих конкретные правоотношениямежду тем, кто применяет норму, и тем, ккому применяют; тем самым эти актыосуществляют локальное (казуальное)правовое регулирование, конкретизируяобщие предписания;

5)исчерпываютсяоднократным применением и на иныеситуации и других субъектов нераспространяются;после разового применения прекращаютсвое действие;

6)обеспечиваютсягосударственным принуждением,так как речь идет о претворении волизаконодателя в жизнь, если даже дляэтого требуется использовать силувласти.

Классическийправоприменительный акт (например,приговор суда) должен обладать необходимымивнешними атрибутами (реквизитами), т.е.

отвечать установленным правилам итребованиям (место и время вынесения,дата, подпись, печать, ссылка на закон,кем издан и т.д.).

Он должен также иметьопределенную внутреннюю структуру:описательную часть, мотивировочную ирезолютивную, в которой излагается саморешение. Без некоторых элементов такойатрибутики самый важный акт можетутратить свою юридическую силу.

Видыправоприменительных актов.

Актыприменения норм права отличаются большимразнообразием, поэтому они классифицируютсяпо различным основаниям.

1.Поотраслевому признакуони подразделяются на уголовно-правовые,гражданско-правовые, административно-правовые,финансовыеи др.

2.Посубъектам их издания– на актысудебных органов, арбитражных,прокурорских, следственных, контрольных;органов представительной и исполнительнойвласти, местного самоуправления; актыпрезидента, правительства, федеральныхминистерств и ведомств.

3.Поюридической природе– на правоохранительные,правоисполнительные, правовосстановительные,правообеспечительные.

4.Попоследствиям– на правообразующие,правопрекращающие и правоизменяющие(например,приказ ректора о зачислении в вуз, оботчислении из вуза, о переводе с однойформы обучения на другую в том же вузе).

5.Поформе выражения– на письменныеи устные(например, штраф за неправильную парковкуавтомобиля, за безбилетный проезд вобщественном транспорте, за переходулицы в неположенном месте); акты-документыи акты-действия.

Акты-действиямогут быть:

словесные(распоряжение или резолюция руководителяподчиненному совершить определенноедействие) и

конклюдентные,или молчаливые:разного рода указатели, сигналы, жесты,команды, символы, ясно показывающиенамерения применить норму права(остановить автомашину, затормозить,свернуть в сторону), если требованиябудут нарушены.

Отказот выполнения всех этих знаков, указателейи сигналов влечет за собой юридическуюответственность.

Поназванию акты применения права могутиметь форму указа, постановления,приказа, распоряжения, протокола,резолюции, разрешения, приговора, актао наложении штрафа, указания и т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/5645473/page:37/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: