Превышение объема закупок у единственного поставщика. Банк экспертных заключений. Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика

Превышение объема закупок у единственного поставщика. Банк экспертных заключений. Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения победителя. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.

Доля закупок у единственного поставщика неизменно занимает второе место и составляет четверть от всех форм закупок. Средняя цена контракта в 2017 году составила 1,57 млн руб, что на 22,85% больше аналогичного показателя 2016 г.

Количество размещенных извещений о проведении закупки у единственного поcтавщика соcтавило 416 522 шт, что практически равно показателю предыдущего года.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.

44-ФЗ требует от  заказчика:

  • Согласовать  заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;
  • Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
  • Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;
  • Отчитаться о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика.  

В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

  • заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;
  • заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.

Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:

  • Деятельность субъектов естественных монополий
  • Указ или распоряжение Президента или Правительства
  • Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся
  • Мобилизация
  • Закупка до 100 тыс. руб.
  • Закупки государственного или муниципального учреждения культуры
  • Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита
  • Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты
  • Организация мероприятия
  • Поставка культурных ценностей
  • Народные художественные промыслы
  • Преподавательские или экскурсоводческие услуги
  • Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти
  • Вооружение и военная техника
  • В случае аварии, ЧС
  • Товары и услуги от предприятия УИС
  • Объекты авторского права (за исключением проката фильма)
  • Авторский надзор за строительством
  • Обеспечение визитов глав иностранных государств
  • Обеспечение деятельности объектов государственной охраны
  • Управление многоквартирным домом
  • Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение
  • Ремонт нежилых помещений
  • Направление работника в командировку
  • Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии
  • Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком
  • Закупки ЦИК
  • Оборудование для инновационных площадок
  • Банковская гарантия для бюджетного учреждения
  • Средства разведывательной деятельности для внешней разведки
  • Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ
  • Сбор и  обработка первичных статистических данных
  • Информация баз данных
  • Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью
  • Воинские перевозки
  • Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
  • Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ
  • Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах
  • Орган исполнительной власти лечится за границей
  • Осуществление государственной охраны
  • Услуги кредитных рейтинговых агентств
  • Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

В отчете по закупкам Минфин сообщает, что  в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.

Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Дробление и закупка у единственного поставщика

Согласно части 15 статьи 4  223-ФЗ, в ЕИС не нужно выкладывать извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб.

Теоретически получается, что заказчик может  установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.

Заказчики разбивают крупные тендеры на  мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.

Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку  у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b2b7ffd53576f00a9a43296/zakupka-u-edinstvennogo-postavscika-5bd054987f891a00aa25397a

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: разбираемся в нормах законодательства

Превышение объема закупок у единственного поставщика. Банк экспертных заключений. Что такое закупка у единственного поставщика

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Когда возможна закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
  • Плюсы и минусы закупок у единственного поставщика
  • Форс-мажор при закупках у единственного поставщика по 44-ФЗ
  • Согласование закупки у единственного поставщика с контролирующими органами

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ происходит в том случае, когда не представляется возможным проведение формальной процедуры выбора поставщика и контракт заключается с единственным физическим или юридическим лицом.

При этом в большинстве случаев такая закупка является правом, а не обязанностью заказчика, если речь не идет о случаях, когда предусмотренные законом 44-ФЗ конкурентные процедуры не состоялись. Такой способ закупки имеет свои плюсы и минусы, а также процедуру согласования и проведения. Подробнее об этом поговорим в нашей статье.

Когда возможна закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Проведение закупочной процедуры в упрощенном формате возможно только при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен актуальным законодательством.

Сделки подобного формата не предполагают проведения аукционов и объявления конкурсов.

Это означает, что подписанию соглашения не должен предшествовать отбор заявок – договор заключается сразу с заранее определенным поставщиком.

Право на закупку у единственного поставщика регламентируется федеральным законодательством. Этим правом заказчик может распорядиться по своему усмотрению, за исключением тех случаев, когда уже проведенные конкурентные выборы признаны несостоявшимися.

При таком развитии событий заказчик обязан выбрать подрядчика среди участников конкурентной борьбы (при условии, что хотя бы одна заявка будет отвечать предъявленным требованиям). Более подробное описание рассматриваемого алгоритма можно найти в Письме Министерства финансов № 58934 от 12.09.2017 г.

Шестой параграф Федерального закона № 44-ФЗ содержит почти пять десятков оснований, при наличии которых допускается закупка у единственного поставщика. Но поскольку далеко не все из них встречаются на практике, имеет смысл перечислить лишь наиболее распространенные:

  • Закупка у компаний естественных монополий.
  • Проведение работ, основной целью которых является заблаговременная подготовка к военному времени.
  • Статус единственного поставщика присвоен организации Президентом Российской Федерации.
  • Закупка товаров или услуг на общую сумму до 100 тысяч. Здесь нужно отметить, что годовой оборот по таким контрактам не должен быть выше 2 миллионов или 5 % от годового объема закупок (не более 50 миллионов).
  • Закупка проводится правительственной организацией.
  • Закупка работ (услуг), на проведение (оказание) которых имеют право только органы исполнительной власти или подведомственные им организации.
  • Приобретение услуг по обеспечению водными и тепловыми ресурсами, по обращению с ТКО, газоснабжению и подключению к соответствующим коммуникациям.
  • Закупка товаров, услуг или ресурсов, необходимость приобретения которых обусловлена наступлением чрезвычайной ситуации (аварии, катастрофы и т. д.).
  • Приобретение публикаций в электронном или печатном формате, а также услуг по предоставлению доступа к электронным публикациям.
  • Подписание соглашений на посещение культурно-массовых мероприятий (театральных или цирковых представлений, художественных выставок, кинотеатров, спортивных соревнований и т. д.).
  • Заключение контрактов на реализацию разовых или долгосрочных пропусков на посещение мероприятий культурно-развлекательного характера.
  • Закупка услуг по облагораживанию и содержанию нежилых объектов, которые были переданы в распоряжение заказчика.
  • Закупка лекарственных препаратов согласно действующему решению врачебной комиссии.
  • Заключение договоров аренды строительных объектов, предоставляемых в соответствии с федеральными нуждами.
  • Подписание контрактов на оказание услуг специалистами по экскурсионным мероприятиям или субъектами педагогической деятельности.
  • Выдача банковских гарантий.

Плюсы и минусы закупок у единственного поставщика

Положительные моменты закупки у заранее определенного поставщика по 44-ФЗ:

  1. Сотрудничество с уже проверенным и надежным контрагентом.
  2. Минимальные шансы возникновения неприятностей в ходе заключения контракта.
  3. На подготовку к подписанию соглашения не требуется существенных временных затрат.
  4. Простота проведения процедуры по сравнению с выборами подрядчика из нескольких конкурентоспособных фирм.

Форс-мажор при закупках у единственного поставщика по 44-ФЗ

В некоторых случаях заказчик заключает договор с единственным поставщиком по 44-ФЗ, ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства.

Как же узнать, какие обстоятельства можно отнести к числу форс-мажорных? На самом деле это довольно простой вопрос, ведь для ответа на него достаточно обратиться к Гражданскому кодексу, который содержит исчерпывающий перечень обстоятельств непреодолимой силы.

Говоря о форс-мажорных обстоятельствах, следует рассмотреть несколько ситуаций, при возникновении которых у надзорных инстанций могут возникнуть вопросы к правомерности проведенной закупки.

Окончание бюджетного года.

Заказчик получил финансирование для проведения закупочных мероприятий в конце фискального года. Оставшийся до наступления нового года временной промежуток слишком мал для выбора поставщика в конкурентной борьбе. Имеет ли право заказчик заключить соглашение с единственным поставщиком в рамках закона 44-ФЗ?

В законе сказано следующее: при закупке товаров или услуг, необходимых для устранения последствий чрезвычайных ситуаций, заказчик может заключить договор с единственным поставщиком. Это связано с тем, что в условиях форс-мажора нецелесообразно тратить время на проведение конкурентных мероприятий.

Однако здесь важно отметить один момент. Само по себе отсутствие времени не является признаком чрезвычайности, поэтому не может рассматриваться как единственное основание закупки продукции или услуг у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Практика показывает, что судебные инстанции и контролирующие органы не признают поступление денежных средств в конце года форс-мажорным обстоятельством, т. е. никаких оснований для закупки товара у единственного поставщика в данном случае не наблюдается.

Закупка по 44-ФЗ как профилактическое мероприятие.

Предположим, что заказчик узнал о наступлении чрезвычайной ситуации на вверенном ему объекте. Может ли он после этого провести закупку у единственного поставщика, ссылаясь на произошедшие неприятности?

Получается, что закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ не может быть проведена в профилактических целях, ведь возможность возникновения чрезвычайной ситуации не может отождествляться с ее течением в реальном времени.

План закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ после аварии.

Допустим, что на одном из объектов, подконтрольных заказчику, произошла чрезвычайная ситуация техногенного характера. Спустя длительный период времени этот агент заключил договор с единственным поставщиком, ссылаясь на произошедший форс-мажор. Могут ли его действия расцениваться как правомерные?

Главным основанием для закупки у единственного поставщика в подобной ситуации является нецелесообразность объявления конкурентной борьбы в условиях отсутствия времени.

Поэтому если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что между наступлением форс-мажора и проведением закупки прошло достаточное для выбора поставщика конкурентным способом количество времени, действия агента могут признать неправомерными.

Решающим фактором при принятии решения судебным органом является продолжительность периода между произошедшей чрезвычайной ситуацией и заключением контракта.

Согласование закупки у единственного поставщика с контролирующими органами

Нормы современного законодательства накладывают на заказчика обязанность по согласованию условий госконтракта с соответствующими надзорными инстанциями.

Процесс согласования особенно актуален для случаев закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Контрольным органом, уполномоченным осуществлять надзор за исполнением контрактного законодательства, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба.

Наступление каждой вышеупомянутой ситуации в обязательном порядке должно сопровождаться уведомлением надзорного органа.

Здесь также стоит отметить, что тот единственный потенциальный подрядчик, с которым собираются заключать контракт, не должен оказывать никакого давления на заказчика. В случае выявления подобных фактов в добросовестности исполнителя могут возникнуть сомнения.

Более того, такие действия со стороны потенциального подрядчика являются достаточным основанием для занесения его в специальный реестр недобросовестных исполнителей.

Как мы уже упоминали выше, контракты, заключаемые с единственным поставщиком по 44-ФЗ, представляют особый интерес для надзорных инстанций.

И связано это не только со специфическим порядком выбора поставщика, но и со стоимостью контракта, ведь чаще всего речь идет о довольно крупных суммах.

В целях своевременного выявления нарушений законодатель обязал каждого заказчика направлять извещение о закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ в надлежащий надзорный орган в течение одного дня после подписания контракта.

Таким образом, закупка товаров или услуг у единственного поставщика по 44-ФЗ – это определенный порядок действий по приобретению ресурсов, который характеризуется минимальными затратами сил и времени и может быть реализован только при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.

Не стоит также забывать о том, что закупка у единственного поставщика всегда привлекает повышенное внимание контролирующих служб и требует неукоснительного соблюдения всевозможных норм и правил.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: