Работа с текстом по подготовке к огэ. Капитанская дочка

«Я вам пишу…» или Советы, как написать сочинение для ОГЭ по литературе

Работа с текстом по подготовке к огэ. Капитанская дочка

Споры об эффективности экзамена по литературе в виде теста продолжаются по сей день.

С одной стороны – те, кто считает: невозможно «загнать» эту область в чёткие рамки, как задачи по математике и физике, где только один ответ будет верным.

Другие выступают «за» вводимые изменения и приведение аттестаций по всем предметам к единой форме, чтобы у школьников в 9 классе не «взрывалась» голова от количества вариантов.

Как бы там ни было, сегодня мы имеем то, что имеем: всем принявшим решение сдавать литературу как экзамен по выбору, придётся столкнуться с форматом ОГЭ.

Чтобы найти баланс между творчеством, полётом мысли и чёткой схемой оформления работы – предлагаем пошагово разобраться, что из себя представляет испытание, какими советами лучше воспользоваться, дабы получить отличный результат.

Что нужно знать об ОГЭ по литературе?

Прежде всего, это первое серьёзное испытание для школьника. Чтобы сдать ОГЭ по литературе, недостаточно просто выучить наизусть поэмы и басни, проштудировать школьную программу за 9 классов и заполучить возможные темы сочинений.

Тест проверяет не только фактические знания (поэтов, писателей, жанры, произведения), но и умение анализировать, проводить ассоциации и аналогии, подмечать подробности и детали, уметь чётко и грамотно излагать свои мысли. Для работы даны только отрывки произведений. Это осложнит задачу, если не ознакомиться с ними заранее целиком.

Экзаменуемым предлагается выполнить всего четыре задания: три задания из части 1, одно задание из части 2.

Часть работыКоличество заданийМаксимальный первичный баллТипы заданий
1Часть 1 (на выбор предлагается 2 варианта)212Задание с развернутым ответом в объеме 3-5 предложений
18Задание с развернутым ответом в объеме 5-8 предложений
2Часть 2 (на выбор предлагается 4 задания)113Задание с развернутым ответом (сочинение в объеме не менее 200 слов)
Итого433

Испытание длится 3 часа 55 минут. Чтобы грамотно воспользоваться отведённым временем, лучше заранее во время выполнения пробных заданий отметить для себя, какое задание даётся сложнее всего и занимает больше времени.

Особенности восприятия у всех разные – что-то будет удаваться лучше, что-то хуже.

Не забывайте об этом и планируйте время работы так, как удобно вам, ориентируясь не только на советы и указания (это очень общая информация), но и на свои способности и навыки.

Как оценивается сочинение

Короткие задания нумеруются в тестах, как 1.1, 1.2 и 1.3 (иногда к ним добавляется третья цифра, обозначающая вариант) и в общей сумме дают 20 баллов из 33 возможных.

Критерий оценивания 2 заданий (1.1.1 и 1.1.2; 1.2.1 и 1.2.2)Максимальный балл
Соответствие ответа заданию2
Привлечение текста произведения для аргументации2
Логичность и соблюдение речевых норм2
Критерий оценивания заданий 1.1.3 и 1.2.3Максимальный балл
Сопоставление произведений2
Привлечение текста произведения для аргументации4
Логичность и соблюдение речевых норм2

Остальные 13 можно набрать, только написав грамотное сочинение (задание 2.1 или 2.2), чётко соответствующее всем требованиям.

сочинения по литературе в формате ОГЭ – 200 и более слов (существенно превышать объёмы также не рекомендуется).

Как же писать сочинение ОГЭ по литературе, чтобы получить максимально высокую оценку?

Критерии оценки сочинения по литературе

1. Ответ соответствует вопросу или поставленной задаче.

Пример: «Изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Укажите описание персонажей, дайте им сравнительную оценку, процитируйте автора, чтобы лучше передать образы.

2. Анализ темы подкреплён аргументами.

Пример: «Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого в комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума?»

Выберите отрывки, которые относятся к выбранной теме и обязательно проанализируйте их, приведите необходимые доказательства.

3. Использование художественных средств языка.

Пример: «Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

С помощью каких инструментов автор описывает тот или иной образ? Можете ли вы найти примеры литературных средств языка и объяснить, почему были выбраны именно они, для чего автор приводит их в тексте? Этим нужно показать, что вы разбираетесь не только в писателях и их творчестве, но и знаете основную терминологию, умеете разбирать текст на составляющие и правильно их характеризовать (метафоры, аллегории, сравнения, гиперболы и др).

4. Соблюдение композиции сочинения.

Ответ должен смотреться гармонично. Вступление не должно занимать большую часть бланка, а заключение – состоять из одного короткого предложения. Важно держать в голове, что необходимо выдержать общую композицию текста.

Руководствуйтесь следующим планом:

  • Вступление + обозначение проблематики
  • Основная часть + детальное раскрытие вопроса, аргументация, сравнительный анализ (чаще всего – с другими произведениями, аналогичными ситуациями из них) и ответ на главный вопрос
  • Заключение – выводы, умозаключения

Рекомендуется заранее продумать примерную компоновку текста, чтобы в процессе не уйти от темы и не собирать работу из отдельных «рваных» кусков.

5. Выдержана логика и чётко сформулирована основная мысль.

Это справедливо и для предыдущего пункта – все элементы должны быть выстроены корректно. В отдельный критерий оценки это выделено для того, чтобы оценить осмысленность сочинения.

Можно грамотно прописать структуру, но при этом развить мысль совершенно не в том направлении, а этого ни в коем случае нельзя допускать.

Важно: обращайте внимание на формулировки. В них кроются подсказки, как написать работу. Обращайте внимание на такие слова как «вопрос», «проблема», «анализ», «сравнение», «основная мысль/идея», «парадокс».

Например, если в задании указано о «значении женских образов в произведении» («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина), то мужские образы могут быть упомянуты косвенно, использованы для сравнения, но никак не занимать центральную позицию в вашем ответе. Комментируйте чётко обозначенную проблему и не отходите от неё.

Правильно определив основную мысль, не составит труда написать сочинение в верном ключе.

6. Верно даны все факты.

На экзамене будет возможность воспользоваться сборником, чтобы корректно привести цитирование или сравнения. Фактические ошибки здесь недопустимы.

Рекомендуется ознакомиться со списком литературы заранее, тогда сборник станет подспорьем, а не тростинкой, за которую цепляется утопающий.

В стрессовой ситуации быстро найти что-то нужное среди множества произведений невозможно. Вы должны заранее ознакомиться с поэмой или рассказом, с оглавлением сборника и точно представлять, что конкретно вы ищете, а не придумывать, сочиняя на ходу.

7. Соблюдены речевые нормы.

Мысли должны быть сформулированы грамотно, без стилистических и синтаксических ошибок. И если для цитирования и передачи слов автора этот критерий не актуальный, то конкретно над вашими рассуждениями придётся подумать. При проверке обращайте внимание, нет ли в повествовании несоответствий, и не слетела ли у кого-нибудь из действующих лиц шляпа, «проезжая мимо станции».

Мы разобрали 7 основных критериев, по которым будет оценена работа. Все они равны между собой и необходимо тщательно проработать каждый. В противном случае, сочинение рискует оказаться непроверенным или проверенным частично, что грозит существенной потерей баллов.

Важно: в случаях, где предусмотрены 1 или 2 балла – оценка будет выставляться в зависимости от того, частично или полностью работа соответствует каждому отдельному требованию.

Какая необходима литература

В 2019 году на испытании полностью отсутствует тестовая часть, все навыки и знания проверяются с помощью текстовых ответов на вопросы.

И всё же, специфика ОГЭ по литературе не исключает возможность выбора и использования некоторых клише, поэтому подготовиться к нему можно частично и с помощью «зубрёжки».

Например, вы можете подобрать:

  • Цитаты, которые точно планируете использовать
  • Произведения, которые приведёте в сравнение с другими
  • Ситуации героев, которые кажутся вам схожими

Имея такой набор инструментов – получится в нужный момент несущественно скорректировать их и вставить в работу, а не подбирать всё впопыхах и «с нуля».

Список литературы, который необходим девятиклассникам в этом году, включает в себя:

  • Произведения древнерусской литературы
  • Басни: И.А. Крылов
  • Сказки: М.Е. Салтыков-Щедрин
  • Прозу: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, И.А. Бунин
  • Поэзию: Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.В. Маяковский, Т.А. Твардовский, С.А. Есенин, А.А. Блок
  • Лирику и прозу: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский

Все произведения обязательно проходят и разбирают в рамках школьной программы, на них нужно опираться при подготовке в первую очередь.

Если есть возможность прочитать что-то за рамками – обязательно прочтите, но не увлекайтесь. Убедитесь, что произведение вам понятно, интересно и не отвлекает от основного материала подготовки. Никакого чёткого списка литературы к ОГЭ не существует, в отличие от основного. Выбор продиктован исключительно вашим интересом.

Какие бывают темы сочинений и как сделать выбор?

ОГЭ по литературе коварно формулировками, о которых уже говорилось. На основе одного произведения вам могут задать от 5 до 20 различных вопросов (разумеется, только один из них достанется в качестве темы).

Вот только некоторые из них:

  • Как в произведении раскрывается внутренняя сущность персонажа?
  • В чём сходство и различие двух персонажей/ситуаций/судеб?
  • Какие качества/пороки/вопросы/проблемы раскрывает произведение?
  • Роль/значимость одного из персонажей для сюжета?
  • Почему ситуация произошла/не произошла с героями?
  • [Основная] тема произведения – в чём, с помощью каких средств выражена?
  • Каково отношение автора к героям?
  • Как автор через произведение отражает свою позицию/отношение к чему-либо?
  • В чём отличительные черты произведения, выделяющие его среди аналогичных, что в нём уникального?

Вопросы будут корректироваться в зависимости от произведения. В этом списке собраны общие направления и темы, которые встречаются чаще всего.

Советы при подготовке к ОГЭ по литературе

  • Настройтесь, что без тренировок не обойдётся, даже если это ваш любимый предмет и вы знаете его назубок. Постарайтесь проработать как можно больше разных тем и определите, с какими из них вы легче всего справляетесь. Пропишите шаблоны сочинений, чтобы информация отложилась в голове. На ОГЭ по литературе вам не позволят использовать наработки, но память уже будет содержать необходимую структуру сочинения.
  • Подготовку к экзамену надо распланировать по шагам и приступать к ней заранее. У вас должно быть достаточно времени, чтобы ознакомиться с большим объёмом произведений, и при этом не перегрузиться, ведь это не единственный предмет для сдачи.
  • Уделяйте большое внимание деталям: следите за изменениями в формате и структуре экзамена, улавливайте тенденции, подстраивайтесь под них.
  • Тренируйте память – на экзамене потребуется продемонстрировать максимум возможностей и знаний. И постарайтесь поменьше нервничать, ведь у вас обязательно всё получится.

Источник: https://ruseducenter.ru/blog/ya-vam-pishu-ili-sovety-kak-napisat-sochinenie-dlya-oge-po-literature/

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (9 класс) на тему: Задания ОГЭ по роману А.С.Пушкина

Работа с текстом по подготовке к огэ. Капитанская дочка

Центральным образом романа «Капитанская дочка» является образ Петра Андреевича Гринёва, хотя до недавнего времени старательно утверждалась точка зрения, будто бы таковым является образ Пугачева.

С подобным утверждением можно было бы согласиться, если бы при этом было добавление: Пугачёв является центральным историческим образом произведения.

Об этом мы будем говорить далее, а сейчас нужно рассмотреть образ Петра Гринёва.

Начать нужно с того, что Петр Андреевич представляет собой достаточно типичный образец молодого человека своего времени: «недоросль», который живёт, не особенно задумываясь о том, ради чего он живёт, не получивший серьёзного образования, но нимало не страдающий от этого; он «записан» в полк, куда отец его и отправляет после очередной шалости… В начале кажется, что «Петруша» (как зовёт его мать) не отличается ни сильным характером, ни особыми нравственными качествами — чего стоит только эпизод, когда он «к службе привыкал»… Но уже здесь проявляются очень хорошие человеческие качества героя: он способен испытывать угрызения совести от того, что грубит Савельичу, он вознаграждает «вожатого», который помог найти пристанище в буран, и даже его неловкая попытка обмануть своего начальника и старого товарища его отца выглядит невинной шалостью. Поэтому нельзя сказать, что любовь к Марье Ивановне перерождает героя, но она заставляет его повзрослеть и проявить лучшие черты своего характера.

Чувство к Маше Мироновой для Гринева оказывается очень серьёзным испытанием, ведь ему приходится не только защищать честь любимой девушки в поединке со Швабриным, но и выступить наперекор обстоятельствам тогда, когда они складываются неблагоприятно по отношению к нему и человеку, которого он любит. Сначала это — протест против воли отца, не желающего слышать о такой «дури», затем, когда благодаря милости Пугачёва, ему удаётся спастись, он подвергает свою жизнь, без преувеличения можно сказать, смертельной опасности, бросаясь на помощь Марье Ивановне, а в конце произведения, находясь под следствием по обвинению в измене, мужественно молчит на допросах о том, что причиной его «сношений» с Пугачёвым было горячее желание спасти любимого человека. Во всех этих обстоятельствах совсем ещё молодой человек проявляет удивительную цельность характера, мужество и, наверное, даже героизм.

Ключевым моментом для понимания образа Гринева можно считать взятие Белогорской крепости, когда он отказывается «присягать» «новому государю» и целовать ему руку в благодарность за спасение от смерти.

Его отношение к Пугачеву основано на чувстве собственного достоинства, и это вызывает уважение к нему и со стороны последнего, и со стороны автора, для которого чувство собственного достоинства в характеристике человека значит очень и очень много.

В конце романа мы узнаём, что Гринёв по-человечески привязался к «разбойнику», о пленении которого он сожалеет: «Емеля, Емеля! — думал я с досадою, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать».

И то, что, после всех испытаний, «он присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою», тоже говорит о его привязанности к Пугачеву и благодарности ему за то добро, которое тот совершил по отношению к нему самому и Марье Ивановне.

Образ Гринёва можно назвать подлинной творческой удачей Пушкина: ему удалось создать образ положительного героя, который соединяет в себе многие привлекательные черты, он не «идеальный» герой, которому неведомы сомнения и колебания, но умение горячо и преданно любить, жить ради любимого человека, умение сохранять верность долгу и «хранить честь» в самых тяжёлых обстоятельствах, глубокая человечность и подлинный демократизм определяют притягательность этого образа, его нравственную силу и делают его одним из самых значительных образов в русской литературе.

Тема и идея произведения

В романе рассматривается несколько тем. Центральная тема произведения – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. И конечно, образ Пугачева в этом произведении занимает не последнее место. Свое отношение к крестьянскому бунту Пушкин выразил в конце произведения.

Тема любви выражена в отношениях Маши Мироновой и Гринева, в отношении Швабрина к Маше, и наконец, в поступке Маши, когда она не побоялась отправиться к императрице.

Тема офицерской чести выражена в противостоянии между Гриневым и Швабриным.

Образ Швабрина

Для показа того, насколько нравственен Гринев, Пушкин создаёт контрастный ему образ, образ-антипод — это Алексей Иванович Швабрин. Их объединяет то, что они оба офицеры, оба влюблены, оба давали присягу на верность императрице.

Однако любовь Швабрина заставляет его пойти на подлость и силой добиваться благосклонности Марьи Ивановны, что не может, наверное, быть признано настоящим, самоотверженным чувством, достаточно вспомнить условия, в который содержал якобы «любимую» им девушку «комендант» Бслогорской крепости, получивший свою должность ценой предательства… Наверное, определяющей чертой характера Швабрина можно назвать подлость, ведь даже в момент дуэли с Гриневым он воспользовался ситуацией и едва не убил своего по-рыцарски ведущего себя противника. А вершиной подлости Швабрина является его почти что успешная попытка оклеветать Гринева и там самым отомстить ему за все. Представляется, что образ Швабрина в романе «Капитанская дочка» далек от образа «романтического злодея», это образ, поведение и поступки которого психологически очень точно мотивированы, что делает его в высшей степени реалистическим. Благодаря образу Швабрина человеческие достоинства Гринева окрашиваются новым светом, читателю становится понятным, насколько трудно было главному герою вести себя так, как он себя вел.

Жанр произведения

Хотя «Капитанская дочка» имеет небольшой объем, многие считают ее романом, поскольку это многоплановое произведение, и в нем просматриваются несколько сюжетных линий:

  • Взаимоотношения Гринева с родителями;
  • Взаимоотношения Гринева с Машей;
  • Швабрин, и его поступки;
  • Пугачевская война.

И, наконец, встреча Маши Мироновой с императрицей. Каждую из этих сюжетных линий иной писатель развил бы до размеров всего произведения, Но одной из характерных черт творчества Пушкина является его краткость, способность сосредоточиваться на главном.

Произведение называется «Капитанская дочка», хотя Маша не является центральным персонажем. Пушкин все события выстраивает как бы вокруг девушки. Из-за Маши происходит дуэль Гринева со Швабриным. О Маше заботятся, пекутся и беспокоятся родители, ради нее Петр Андреевич едет в крепость.

В условиях обычной жизни в крепости она хрупкая, трепетная девушка, ужасно боится пушечных выстрелов. Однако, оказавшись в крепости, одна без поддержки близких, во власти Швабрина, она проявляет удивительную стойкость духа.

И потом, когда узнает, что ее любимому грозит каторга, решается ехать к самой Императрице, чтобы рассказать всю правду, свидетельницей которой она стала.

Государыня тепло приняла девушку, прислушалась к ее словам, и даже одарила свадебным приданым.

Образ Марьи Ивановны Мироновой

Образ Марьи Ивановны продолжает галерею лучших женских образов Пушкина. В нём, как и в других его «любимых героинях», воплощены лучшие черты народной нравственности, он подкупает своей цельностью и чистотой.

Полюбив Петра Андреевича, героиня думает в первую очередь о его счастье, она мужественно встречает известие об отказе отца Гринева благословить их брак: «Видно, мне не судьба… Делать нечего, Пётр Андреич; будьте хоть вы счастливы…».

Потеряв родителей, оставшись одна на свете, она столь же мужественно отклоняет гнусные домогательства Швабрина, потому что любит другого человека и не может принудить себя стать женой Швабрина: «А мне легче умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексеи Иванович»… Наконец, узнав о смертельной опасности, которая нависла над спасшим ее Гриневым, она, не колеблясь, отравляется — одна! — в Петербург, чтобы спасти любимого человека уже не от смерти, а от того, что для него страшнее смерти, — от позора. «Марья Ивановна отвечала, что вся её будущая судьба зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей…» — и это тогда, когда даже отец Петра Андреевича «был неутешен», поверив известию и виновности сына… Самоотверженность в любви, верность слову и чувству, готовность страдать, но не изменить себе, мягкость характера и непреклонная твёрдость тогда, когда это необходимо, обаятельная женственность и доброта, — вот основные черты характера Марьи Ивановны Мироновой, делающие его цельным, глубоким и искренним воплощением русского народного женского характера.

Сочинение на тему Автор рассказчик и герой в повести Пушкина Капитанская дочка

«Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею или, если и занимались, то показывали однобоко.

Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева, но он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.

Ведь исторический трактат «История Пугачевского бунта» воспринимался современниками Пушкина как научный труд. Если «История Пугачевского бунта» — историческое сочинение, то «Капитанская дочка» написана совсем в другом жанре. Это исторический роман.

Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении — это принцип историзма, так как главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде «Капитанской дочки» можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Форма мемуаров, выбранная автором, говорит об его исторической зоркости. В XVIII веке, действительно, можно было бы подобным образом описать «пугачевщину» в воспоминаниях, для внуков. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением.

Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. С другой стороны, Гринев — офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев, действительно, не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден.

На предложение Пугачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. В качестве мемуариста Пушкин намеренно выбрал дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению он отвергает восстание «как бессмысленный и беспощадный бунт», кровопролитие.

Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, — подобных расправе в Бело-горской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев.

«Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…» Образ Гринева дан «в двух измерениях»: Гринев-юноша, недоросль и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но в оценивает юношу.

Иронично рассказывает Гринев о своем детстве, при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет показать взгляд героя на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка. Значительное место в повести занимает и антипод Гринева, его врагдруг Емельян Пугачев.

Его характер раскрывается динамически в ходе событий. Первая встреча происходит в главе «Вожатый», следующий раз это уже предводитель мятежников. Несмотря на жестокость расправы в Белогорской крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина.

Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать». В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который присутствует в повести незримо, как бы все время наблюдая за событиями и поступками своих героев.

Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании заложены в него автором. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев будет себя вести так, как нужно автору. Сам факт выбора рассказчика — большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести «Капитанская дочка». Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Источник: https://jiyuu.su/sochineniya/rasskazchik-v-povesti-kapitanskaya-dochka.html

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: