Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Государственная тайна Что составляет государственную тайну

Содержание
  1. Как менялся список сведений, отнесенных к государственной тайне
  2. 1995: первый перечень гостайны
  3. 1998: новая редакция списка госсекретов
  4. 2001-2005: рассекречивание экономических данных
  5. Новая редакция “Перечня” и последующие изменения
  6. Уточнения списка в 2015-2016 гг
  7. Государственная тайна
  8. Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ
  9. Понятие о степени секретности и грифах документов
  10. Зашита информации, составляющей гостайну
  11. Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии
  12. Огв особой государственной важности
  13. Защита государственной тайны в Российской Федерации
  14. Степени секретности
  15. Рассекречивание сведений
  16. Ограничения
  17. Должностные лица, допущенные к государственной тайне в Российской Федерации
  18. Должностные лица, имеющие право относить сведения к государственной тайне в Российской Федерации
  19. Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраны
  20. Определяющее понятие
  21. Защита гостайны
  22. Законодательное регулирование
  23. Уровни и грифы
  24. Система классификации
  25. Особо важные данные
  26. Совершенно секретные данные
  27. Секретные данные
  28. Что не может быть гостайной?
  29. Рассекречивание информации
  30. Допуск к информации
  31. Ограничение

Как менялся список сведений, отнесенных к государственной тайне

Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Государственная тайна Что составляет государственную тайну

28 мая 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, уточняющий и дополняющий “Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне”. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об изменении перечня таких сведений, начиная с 1995 года.

1995: первый перечень гостайны

Полный список сведений, содержащих государственную тайну, приведен в действующем в настоящее время указе президента РФ от 30 ноября 1995 года. Его первая редакция содержала пять разделов и 87 пунктов. В список, в частности, вошли данные о:

  • дислокации, численности, боевой подготовке, планах применения войск;
  • разработках, планах развития и технических характеристиках вооружений (в том числе ядерных);
  • мобилизационных мероприятиях;
  • оборонной промышленности и стратегически важной инфраструктуре (транспорт, связь, водоснабжение);
  • научных исследованиях в интересах безопасности государства;
  • различных вопросах внешней политики и внешней торговли, “преждевременное распространение которых может нанести ущерб интересам государства”;
  • затратах бюджета, связанных с безопасностью государства;
  • производстве, запасах, потреблении драгоценных и редких металлов (кроме золота), алмазов, иной стратегической продукции;
  • силах, средствах, методах, планах, состоянии, результатах, финансировании разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • кадровом составе спецслужб и лицах, сотрудничающих с ними.

Впоследствии данный документ корректировался 26 раз. Дважды (в 1998 и 2006 годах) появлялись новые редакции “Перечня”, восемь раз добавляли или убирали отдельные пункты, шесть раз редактировали формулировки. Еще десять раз указами президента меняли названия ведомств и список, распоряжающихся секретными сведениями.

В общей сложности за двадцать с половиной лет действия “Перечня” в нем было отредактировано 58 пунктов, добавлено девять, убрано четыре. Чаще всего (по четыре раза) изменения вносились в 2008 и 2014 годах. В 2009 и 2011 годах документ корректировался по три раза в год.

1998: новая редакция списка госсекретов

Вторая редакция “Перечня”, утвержденная указом главы государства от 24 января 1998 года, сохранила общую структуру, количество разделов и пунктов первоначальной версии.

В новый документ были, в частности, включены “сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области оружия массового поражения”.

Стали секретными сведения о “финансовой и (или) денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства” (до этого к гостайне были отнесены лишь данные о проектах эмиссии бескупонных краткосрочных обязательств до официального опубликования). В списке гостайн появились сведения об “информационно-аналитических системах специального назначения” и о сотрудниках ФСБ России, “выполняющих специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах”.

2001-2005: рассекречивание экономических данных

Указом президента от 6 июня 2001 года были изменены сразу 15 пунктов “Перечня”. Перестали быть государственной тайной данные о производстве золота и серебра (однако алмазы остались в списке), о балансовых запасах и приросте разведанных запасов золота.

В пункте о секретности балансовых и разведанных запасов, добыче алмазов, платины, металлов платиновой группы и других стратегических видов полезных ископаемых была сделана оговорка – “кроме сведений, полученных в процессе совместных работ, выполненных с участием юридических и физических лиц иностранных государств на конкретных месторождениях”.

Стали секретными схемы водоснабжения городов с населением более 300 тысяч человек (в предыдущей редакции этот “порог” составлял 500 тысяч). Также в список попали сведения по уголовным делам, “в ходе предварительного следствия по которым исследуются обстоятельства, содержащие сведения, отнесенные законодательством РФ к государственной тайне”.

3 марта 2005 года указом президента РФ из перечня была исключена информация, касающаяся “платины, металлов платиновой группы (палладия, иридия, родия, рутения, осмия), природных алмазов”: о прогнозных или фактических объемах производства и добычи, балансовых запасах и приросте разведанных запасов, себестоимости, объемах потребления, экспорте и импорте. Остались секретными данные о запасах платины и алмазов в Центробанке и Гохране, а также о поступлениях и объемах потребления серебра. Всего из документа были убраны три пункта, изменены шесть.

Новая редакция “Перечня” и последующие изменения

Третья, ныне действующая редакция “Перечня” утверждена указом президента от 11 февраля 2006 года.

 Поменялась структура документа – исчез вводный раздел “Общие положения”, раздел о секретах в области экономики, науки и техники был поставлен перед разделом, посвященным гостайнам в области внешней политики и экономики. Количество пунктов возросло с 84 до 113. В частности, в список госсекретов были добавлены:

  • планы применения войск в мирное время в специальных (контртеррористических) операциях;
  • боевые задачи носителям ядерного оружия;
  • порядок санкционирования применения ядерного оружия;
  • потери личного состава в военное время;
  • дислокация, предназначение, степени защищенности объектов административного управления;
  • военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами по вопросам дистанционного зондирования Земли;
  • планируемые или фактические затраты, связанные с антитеррористической деятельностью.

В 2008 г. (указ от 6 сентября) стали секретными кадровый состав и деятельность подразделений по борьбе с коррупцией.

Указом президента от 11 июня 2011 г. детализировано засекречивание антитеррористических мероприятий. “Перечень” был дополнен четырьмя новыми пунктами, относящими к гостайне сведения:

  • раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результаты деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности;
  • о лицах, сотрудничающих с органами, осуществляющими деятельность по противодействию терроризму;
  • раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов;
  • результаты финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученные в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

Раздел IV был соответственно переименован – к его названию “Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности” добавлено “и деятельности по противодействию терроризму”.

Также в 2011 г. шла либерализация “экономического” раздела списка государственных тайн. Указом от 8 апреля было уточнено, что к ним не относятся сведения об экспорте и импорте ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. 21 сентября пункт 78 (“сводные сведения об экспорте золота, драгоценных металлов и камней…”) был вообще убран из “Перечня”.

22 мая 2014 г. указом президента РФ были вынесены в отдельный пункт “Сведения, раскрывающие схемы водоснабжения” крупных городов и железнодорожных узлов. Одновременно численность населения города, необходимая для засекречивания схемы его водоснабжения, была снижена с 300 до 200 тыс.

человек. Спустя месяц, 27 июня к гостайне были отнесены сведения о “методах и способах защиты паспортов, иных изделий или полиграфической продукции, изготавливаемых по заказу ФМС России”. 1 сентября 2014 г.

в “Перечень” был добавлен пункт, касающийся секретности “обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты”.

Еще через месяц в список попали сведения об экспорте или импорте продукции двойного назначения, подлежащей экспортному контролю, “преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства”.

Уточнения списка в 2015-2016 гг

Указом президента РФ от 28 мая 2015 г. были уточнены 12 пунктов “Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне”. В список попали данные, раскрывающие потери личного состава не только в военное, но и “в мирное время в период проведения специальных операций”.

Была исправлена лингвистическая неточность – в формулировке “сведения о достижениях науки и техники, определяющие качественно новый уровень возможностей вооружения, военной техники” были изменены определяемое слово и падеж причастия (“определяющих” вместо “определяющие”).

В результате стало понятно, что “качественно новый уровень” обеспечивают не “сведения”, а “достижения”.

Тем же указом отнесены к гостайне не только сведения о лицах, сотрудничающих со спецслужбами, но и об “изучаемых в целях их привлечения к сотрудничеству на конфиденциальной основе”.

Также добавлен пункт “Сведения, раскрывающие организацию, силы, средства или методы обеспечения безопасности специальных объектов”.

Последнее изменение в список гостайн было внесено 28 февраля 2016 г. Тогда были изменены формулировки 18 пунктов. В основном это касалось названий государственных ведомств и пр.

Действующая редакция “Перечня” состоит из 121 пункта и 4 разделов, а также примечаний.

Источник: https://tass.ru/info/3318300

Государственная тайна

Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Государственная тайна Что составляет государственную тайну

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере – режим секретности.

Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств.

С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов.

Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные – компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями.

Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне.

В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения.

Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах.

Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов.

Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» – только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» – только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» – для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов.

Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним.

В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований.

Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране.

Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика – важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9098-gosudarstvennaya-tayna

Огв особой государственной важности

Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Государственная тайна Что составляет государственную тайну

Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве[1], защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.

Защита государственной тайны в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «О безопасности» и «О государственной тайне» (ст. 3 Закона «О государственной тайне»)[1].

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне (ст. 5)[1].

На распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведений формирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.

Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения (ст. 7):

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Уровни секретностиУровни секретностидокументоввСССРМаксимальный

CC/ОП (Совершенно Секретно. Особая Папка)
ОП (Особая Папка)
ОВ (Особой Важности)
СС (Совершенно Секретно)
С (Секретно)
ДСП (Для служебного пользования)

МинимальныйСвязанные понятия

Секретная информация
Гриф секретности
Государственная тайна

Степени секретности

Основная статья:Классификация секретной информации в России

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие разглашения данных сведений.

Устанавливаются 3 степени секретности сведений и соответствующие им грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Рассекречивание сведений

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, (снятия ограничений на их распространение) являются:

  • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
  • изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны[2].

Ограничения

Лица, допущенные к сведениям составляющих государственную тайну, могут быть частично ограничены в своих конституционных правах.

Ограничения могут касаться: права свободного выезда за пределы РФ, права на распространение информации, права на использование открытий и изобретений, права на неприкосновенность частной жизни.

Такие ограничения могут быть установлены органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну, а также при проведении проверочных мероприятий.

Должностные лица, допущенные к государственной тайне в Российской Федерации

Должности, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, содержатся в перечне, утверждённом Распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп[3]:

  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Генеральный прокурор Российской Федерации
  • Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  • Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  • Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
  • Председатель Следственного комитета Российской Федерации
  • Федеральный министр
  • Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • Председатель Счетной палаты Российской Федерации
  • Председатель Центрального банка Российской Федерации
  • Президент Российской академии наук
  • Руководитель (директор) федеральной службы
  • Руководитель (директор) федерального агентства
  • Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • Руководитель организации, наделенной в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий.[4]

Должностные лица, имеющие право относить сведения к государственной тайне в Российской Федерации

В 1994—1997 гг. согласно Распоряжению Президента Российской Федерации от11 февраля1994г. № 73-рп[5][показать]В 1997—2000 гг. согласно Распоряжению Президента Российской Федерации от30 мая1997г.

№ 226-рп[6][показать]В 2000—2005 гг. согласно Распоряжению Президента Российской Федерации от17 января2000г. № 6-рп[7][показать]C 2005 г. согласно Распоряжению Президента Российской Федерации от16 апреля2005г. № 151-рп (в ред. 10.

10.2016)[8][показать]

  • С 6 июля 2017 года Федеральное агентство научных организаций (Руководитель ФАНО России) получил право определять, какие сведения относятся к государственной тайне[9].

Сосков М. Н.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c2c9b3b1db07f00abad37fa/ogv-osoboi-gosudarstvennoi-vajnosti-5ce17fd63f91de00b3740b0d

Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраны

Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Государственная тайна Что составляет государственную тайну

Государственная тайна – это важная информация, разглашение которой может привести к большому ущербу для страны, деятельности государственных органов, и, в конечном счете, для общества. Кроме того, выделяются и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Они закреплены в российском законодательстве. Рассмотрим важные положения в этой нише.

Определяющее понятие

Прежде чем подробно разобрать правила допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, рассмотрим, что именно является ею.

Обратимся к трактовке термина, принятой российским правительством. Это защищаемая государством информация в следующих сферах его деятельности: внешнеполитической, экономической, военной, розыскной, разведке и контрразведке. Разглашение таких данных может теоретически навредить государству.

Защита гостайны

Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ “О государственной тайне” (в частности, ст.3).
  3. ФЗ “О госбезопасности”.

Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ – “О государственной тайне” (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.

На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения.

Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных.

С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.

Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.

Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.

Законодательное регулирование

Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе “О государственной тайне” №5485-1 (1993), ст. 8.

Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:

  • Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
  • Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
  • В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: “особая важность”, “совершенно секретно” и просто “секретно”.
  • Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
  • Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.

Уровни и грифы

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:

  • “Особая важность”.
  • “Совершенно секретно”.
  • “Секретно”.

Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:

  • “Совершенно секретно. Информация в особой папке”.
  • “Особая папка”.
  • “Особая важность”.
  • “Совершенно секретно”.
  • “Секретно”.
  • “Данные только для служебного использования”.

Система классификации

Вышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом “О гостайне”. Он выполняет сразу несколько функций:

  • Установка классификации секретных данных государственной важности.
  • Круг сведений, которые подлежат/не подлежат таковому засекречиванию.
  • Порядки как засекречивания, так и рассекречивания информации.
  • Допуск отдельных лиц к государственной тайне.
  • Меры, которые принимаются для защиты этих секретных данных.

Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация.

Особо важные данные

Тут важно выделять следующие сведения:

  • Военные.
  • Внешнеполитические.
  • Научно-технические.
  • Разведывательные.
  • Экономические.
  • Контрразведывательные.
  • Оперативно-розыскные.

Это те данные, которые могут теоретически нанести ущерб РФ в одной или нескольких вышеобозначенных областях деятельности.

Совершенно секретные данные

К ним относится информация по тем же сферам деятельности:

  • Военная.
  • Контрразведывательная.
  • Внешнеполитическая.
  • Научно-техническая.
  • Экономическая.
  • Разведывательная.
  • Оперативно-розыскная.
  • Контрразведывательная.

Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.

Секретные данные

Это все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:

  • Контрразведывательная.
  • Экономическая.
  • Научно-техническая.
  • Оперативно-розыскная.
  • Военная.
  • Разведывательная
  • Внешнеполитическая.

Что не может быть гостайной?

К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ “О гостайне” указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:

  • Катастрофы, чрезвычайные происшествия, которые могут угрожать жизни, безопасности, здоровью граждан. А также последствия аварий, ЧС, стихийные бедствия, официальные прогнозы их возникновения и ожидаемого ущерба.
  • Состояние сферы здравоохранения, экологии, санитарии, образования, демографии. сельского хозяйства, культуры, данные по уровню преступности в обществе.
  • Компенсации, социальные гарантии, иного рода привилегии и преференции, которые государство предоставляет гражданам, предприятиям, отдельным должностным лицам, организациям и учреждениям.
  • Факты нарушения свобод и прав гражданина и человека.
  • Размеры валютных государственных резервов и золотого запаса России.
  • Состояние здоровья высших ответственных руководителей в структуре российской госвласти.
  • Факты нарушения закона должностными лицами-представителями отечественной государственной власти.

Рассекречивание информации

Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:

  • Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
  • Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.

Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.

Допуск к информации

Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).

Доступ к секретной информации государственной важности имеют:

  • Председатель российского правительства.
  • Генпрокурор РФ.
  • Руководитель Администрации президента.
  • Секретарь Совбеза РФ.
  • Первый зам. председателя правительства.
  • Заместитель председателя российского правительства.
  • Министр финансов РФ.
  • Руководитель аппарата правительства государства.
  • Первый зам. Генпрокурора – председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
  • Председатель российского Следственного комитета.
  • Федеральный министр.
  • Председатель Центризбиркома РФ.
  • Председатель российской Счетной палаты.
  • Председатель Центробанка страны.
  • Президент РАН.
  • Директор федеральной службы.
  • Руководитель федерального агентства.
  • Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
  • Уполномоченный по правам человека в России.
  • Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.

К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:

  • Депутаты Госдумы.
  • Члены Совета Федерации.
  • Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
  • Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.

Ограничение

Лица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:

  • Свободный выезд за границы России.
  • Право на распространение данных (только той информации, что составляет гостайну).
  • Право на использование конкретных открытий и изобретений, засекреченных государством.
  • Право на неприкосновенность своей частной жизни.

В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну.

В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1637825146528205518/stepeni-sekretnosti-svedenij-sostavlyayuschih-gosudarstvennuyu-tajnu-forma-dopuska-pravila-hraneniya-ispolzovaniya-i-ohrany/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: