Современное административно территориальное устройство российской федерации. Административно-территориальное устройство государства. Особенности становления Российской Федерации

Содержание
  1. Конспект
  2. Федеративное устройство Российской Федерации
  3. Федеральные округа и их центры
  4. Административно-территориальное устройство России
  5. Федеративная
  6. Унитарная
  7. Конфедеративная
  8. Принципы административно-территориального устройства
  9. Социально-экономический
  10. Географический
  11. Демографический
  12. Национально-исторический
  13. Политический
  14. Административно-территориальное устройство РФ
  15. Республика
  16. Край
  17. Область
  18. Город федерального значения
  19. Автономная область
  20. Автономный округ
  21. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
  22. Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ
  23. Территориально-административное устройство России. Формы административно-территориального устройства
  24. Особенности становления Российской Федерации
  25. История формирования структуры государственного управления
  26. Современная иерархия государственных структур Российской Федерации
  27. Обязанности и права субъектов РФ
  28. Тенденции развития устройства России
  29. Создание федеральных округов
  30. Местное самоуправление в России
  31. Причины возникновения проблем соотношения структур федерального управления и местного самоуправления
  32. Перспективы развития территориального устройства РФ
  33. Административно-территориальное устройство субъектов РФ
  34. Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц
  35. Характеристика различных административно-территориальных единиц
  36. Новый тип административно-территориальных единиц

Конспект

Современное административно территориальное устройство российской федерации. Административно-территориальное устройство государства. Особенности становления Российской Федерации

Ключевые слова конспекта: административно-территориальное устройство (деление), федеративное устройство, федеральные округа и их центры.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Такое деление обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО),
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  1. совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
  2. юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни.

Например, с точки зрения муниципального деления Москва делится на 146 «внутригородских территорий города федерального значения».

А административно Москва делится на: 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления.

Федеративное устройство Российской Федерации

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства.

 Россия состоит из 85 субъектов федерации (с 18 марта 2014 года) – 22 республики, 9 краев, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Территория страны разделена на 8 федеральных округов.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом). Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Федеральные округа и их центры

Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва. Центр федерального округа – г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр федерального округа – г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Хабаровск.

Административно-территориальное устройство России 2018 г. (нажмите, чтобы увеличить)

Это конспект по теме «Административно-территориальное устройство России». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%83%D1%81%D1%82/

Административно-территориальное устройство России

Современное административно территориальное устройство российской федерации. Административно-территориальное устройство государства. Особенности становления Российской Федерации

Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.

Федеративная

Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.

Эти гособразования называются субъектами Федерации.

Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.

Примеры стран-федераций:

  • Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  • США;
  • Мексика;
  • Канада.

Унитарная

Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.

В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.

Унитарные государства по признаку централизации бывают:

  • Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
  • Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.

По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:

  • На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
  • Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.

Конфедеративная

 Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:

  • нестабильна и носит временный характер;
  • ближе к союзу государств, чем к единому государству.

Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.

Например:

  1. Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
  2. Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.

Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к. это объединения отдельных стран.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Принципы административно-территориального устройства

В каждой стране есть свои особенности деления территории на административные единицы. Тем не менее общие тенденции сохраняются для подавляющего большинства государств. В т. ч. принципы административно-территориального устройства РФ и субъектов РФ тоже построены на перечисленных ниже закономерностях.

Перечислим главные принципы административно-территориального устройства.

Социально-экономический

На основе этого критерия административно-территориальное деление территории страны производится с учетом особенностей экономики данной местности и специфики традиционной занятости населения, в т. ч. численности и плотности населения, его тяготения к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производственных сил и т. д.

Географический

Границы административно-территориальных единиц определяются с учетом рельефа местности, наличия тех или иных природных ресурсов и угодий, размера территории и иных природных особенностей.

Демографический

С учетом динамики численности населения субъекта страны происходит изменение границ и количества административно-территориальных единиц.

Национально-исторический

Административно-территориальные единицы выделяются на основе особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения. Данный принцип используется для того, чтобы одноименные народы не были искусственно и против их воли разделены по различным административно-территориальным единицам.

Политический

Принцип используется для того, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство РФ

Как мы уже отметили выше, территория России делится на такие административно-территориальные единицы, как субъекты Федерации.

Действующую форму административно-территориального устройства РФ можно охарактеризовать совокупностью следующих признаков:

  • государственная целостность РФ, обеспечение неприкосновенности российской территории (ч. 3 ст. 4 Конституции);
  • единство системы государственной власти в России;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и субъектами РФ в регулировании территориальных вопросов;
  • учет национального фактора в территориальной организации государства;
  • установление равноправия субъектов РФ (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ);
  • единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ);
  • местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).

В настоящий момент в состав РФ входят следующие субъекты (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ):

  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 46 областей;
  • 3 города федерального значения;
  • 1 автономная область;
  • 4 автономных округа.

Таким образом, в составе РФ сейчас 85 субъектов Федерации.

Входящие в состав государства субъекты Федерации имеют собственные предметы ведения, свои полномочия, собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.

Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами РФ самостоятельно. Все изменения административно-территориального устройства осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.

Границы между граничащими субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Дальнейшее территориальное деление (т. е. уже внутри субъекта РФ) регламентируется законами субъектов РФ.

Важно! Одной из основных гарантий, обеспечивающих целостность российской территории, является тот факт, что Конституция РФ не предусматривает право субъектов Федерации на односторонний выход из состава государства.

Республика

Республика в составе РФ — одна из разновидностей субъектов РФ. При этом республики (ч. 1 ст. 66, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ):

  • Принимают собственные конституции (Конституция РФ все равно имеет главенствующее значение). Дополнительные сведения по этому вопросу вы найдете в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Могут устанавливать свои государственные языки (при этом русский язык обязательно остается в числе государственных языков в любой республике РФ).
  • Имеют свои столицы.

Несмотря на вышеперечисленные полномочия (как у самостоятельного государства), республики в составе РФ не имеют собственного государственного суверенитета.

Край

Край — наименование еще одного из видов субъектов РФ. При этом различия между правовым статусом края и области в составе РФ на законодательном уровне не регламентированы (в т. ч. Конституцией РФ). Наименование «край» (а не область, например) по большей части обусловлено историко-географическими факторами.

Область

Существенных различий между правовым статусом области и края в составе субъектов РФ законом не утверждено. И край, и область (как и другие субъекты РФ) имеют свои органы управления, могут принимать свои законы, но, например, не могут устанавливать свои государственные языки или иметь свои конституции (такие правомочия на данный момент есть только у республик).

Город федерального значения

Город федерального значения — город со статусом субъекта РФ. Основным отличием от прочих видов субъектов РФ является особая форма организации местного самоуправления. Так, в городах федерального значения выделяются внутригородские муниципальные образования, а сами города при этом муниципальными образованиями не являются.

Автономная область

Автономии в РФ (к автономным округам это также относится) создавались с учетом особенностей национального состава населения, которое проживало на соответствующей территории.

Виды автономии (область или округ) были образованы в зависимости от ряда признаков, в т. ч. численности населения, перспектив и уровня развития экономики и прочих факторов.

В РФ автономные округа и автономные области не имеют собственной конституции, системы высших органов государственной власти, гражданства и законодательства.

Автономный округ

По правовому статусу автономный округ в составе РФ не слишком отличается от автономной области. Автономные округа отличаются от автономных областей огромной территорией при относительно небольшой численности населения.

Статус и автономной области, и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 66 Конституции РФ).

По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области или автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области или автономном округе (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

Автономный округ может входить в состав области или края.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Административно-территориальное устройство субъектов РФ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций госуправления, полученная по итогам административно-территориального деления субъекта РФ, имеющая установленный законодательством статус и наименование.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ обычно основывается на базовых принципах, таких как:

  • соблюдение гарантий местного самоуправления;
  • повышение эффективности управления;
  • обеспечение благоприятного развития территории;
  • учет исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;
  • ресурсная достаточность для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.

Общую схему административно-территориального устройства Российской Федерации уровня субъекта Федерации можно представить таким образом:

  • Автономные округа. Имеются далеко не в каждом субъекте (есть, например, в составе Тюменской области).
  • Города районного значения.
  • Муниципальные образования внутри субъектов РФ: городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
  • Межселенные территории — территории муниципального района, находящиеся вне границ поселений.
  • Закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами госвласти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (например, г. Озерск Челябинской области). Имеются не во всех субъектах.
  • Административно-территориальные единицы с особым статусом — территория бывшего субъекта РФ, утратившая статус такового при объединении с другим субъектом РФ (например, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы в составе Красноярского края).

Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ обычно совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.

Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ

Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют:

  • Конституция РФ;
  • Конституция субъекта РФ (например, конституция Республики Тыва);
  • федеральное законодательство (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982);
  • устав субъекта РФ (например, устав Тюменской области);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/administrativno-territorialnoe-ustrojstvo-rossijskoj-federacii/

Территориально-административное устройство России. Формы административно-территориального устройства

Современное административно территориальное устройство российской федерации. Административно-территориальное устройство государства. Особенности становления Российской Федерации

Стабильность территориально-административного устройства – это важнейший признак успешного развития государства как в целом, так и в отдельных сферах его жизнедеятельности.

Устойчивость государственной структуры зависит от ее оптимального формирования, которое происходит по ряду критериев: историческому, национальному, географическому, религиозному, экономическому и прочим.

В связи с активным развитием капиталистических взаимоотношений на территории бывшего СССР поиск наиболее эффективного устройства РФ является актуальным вопросом и имеет свои особенности.

Особенности становления Российской Федерации

История формирования территориального устройства России отличается от других стран. РФ, следуя из названия, является федерацией.

В большинстве случаев формирование федеративного государства происходило путем объединения двух и более ранее независимых субъектов.

Путь становления государственности РФ был иной, поскольку Российская Федерация образовалась не объедением, а созданием в составе страны автономных образований.

В результате основополагающим документом формы административно-территориального устройства является не договор, а Конституция. Данный процесс был длительным и имеет прямое влияние на современную ситуацию.

История формирования структуры государственного управления

Вопрос территориально-административного устройства России имеет глубокие корни. В Киевской Руси земли удельных князей делились на волости, которые являлись сельскими уделами с элементами самоуправления. В начале XIII века появляются уезды, которые были объедением волостей. В Российской империи уезды объединяют в губернии и генерал-губернаторства.

Данная структура Российской империи стала основой для территориально-административного устройства СССР.

Особенностью иерархии административного деления Советского Союза было пять уровней (для большинства стран характерно три уровня или в редких случаях – четыре), в результате сложность структуры приводила к конфликтам между различными государственными аппаратами.

Данный факт считается одной из причин распада Советского Союза. Отметим, что подобная иерархия уровней в СССР сильно повлияла на формирование административного устройства России.

Современная иерархия государственных структур Российской Федерации

В результате распада СССР произошло изменение статуса большинства административных образований. Данный процесс был отображен в Конституции, что сформировало сегодняшнюю карту территориально-административного устройства России.

В административно-территориальную структуру России входят 88 субъектов. Данные образования имеют одинаковый правовой статус, при этом они отличаются по численности населения, величине территории и экономическому уровню развития. Административная структура РФ имеет наибольшее число субъектов в мире и является избыточной и несбалансированной.

Обязанности и права субъектов РФ

Субъекты Российской Федерации не имеют права заключать международные соглашения. Двусторонние и многосторонние договора федерального руководства и региональных субъектов распределяют между ними полномочия. Равенство всех субъектов РФ обеспечивается:

  • территориально-административным устройством России с закрепленными границами, пересмотр которых невозможен без взаимного согласия на федеральном и региональном уровне;
  • субъекты имеют свой высший закон;
  • наличие законодательного органа у каждого субъекта РФ и возможность ведения законодательной деятельности при условии, что данные законы не противоречат Конституции и распространяются только на территории данного субъекта;
  • система исполнительной и судебной власти;
  • наличие государственной символики.

Общий список прав и обязанностей субъектов определяет взаимоотношения как с центральными органами власти, так и с прочими регионами страны.

Тенденции развития устройства России

Процессы современной мировой экономики показывают необходимость тесных взаимосвязей между субъектами на региональном и федеральных уровнях. Особенно данный вопрос актуален при решении задач по объектам совместного владения. Для преодоления этих проблем были сформированы экономические зоны, которые учитывают особенности административно-территориальных единиц.

Деятельность экономических зон обуславливается производственным потенциалом регионов, природными, трудовыми ресурсами и прочими особенностями. Деятельность экономических зон направлена на решение следующих задач:

  • создание необходимого уровня самодостаточности;
  • решение проблем региона;
  • создание местных рынков сбыта;
  • координация развития субъекта;
  • представительство на федеральном уровне.

Однако создание экономических зон не решает всех проблем территориально-административного устройства России. К данным проблемам в первую очередь относятся не проработанность законодательной базы и отсутствие эффективной координации деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Создание федеральных округов

С целью повышения координации деятельности государственных структур всех уровней в мае 2000 г.

было сформировано семь федеральных округов, которые не являются территориальными субъектами страны и не отменяют деление на экономические районы.

Также федеральные округа не влияют на административное устройство России, но нацелены на поддержание государственной иерархии власти. Необходимость подобных мер обусловлена несбалансированностью административной иерархии и ее громоздкостью.

Процедура укрупнения субъектов необходима, но данный процесс очень сложный и способен вызвать ряд национальных, религиозных и социальных конфликтов. Проблемы усложняются проведением муниципальных реформ.

Местное самоуправление в России

Одной из основных проблем изменения формы административно-территориального устройства страны является соотношение структур федерального управления и муниципального самоуправления. Система местного управления на территории России была реализована только в 90-е гг.

Соответственно, в процессе реформ возник ряд проблем (отсутствие нормативной базы, экономическая зависимость местных органов власти и прочее).

Неоконченная реформа местного самоуправления не дает возможности проведения территориально-административной реорганизации на межрегиональном и федеральном уровнях.

Причины возникновения проблем соотношения структур федерального управления и местного самоуправления

Данные проблемы заключаются в двойственности сути административно-территориального деления любой страны:

  1. Деление территории государства с целью наиболее эффективного управления центральной властью: общегосударственные программы, оборона, взимание налогов, использование стратегических ресурсов и прочее. Данное явление было характерно для Российской империи и СССР, что в итоге стало одной из причин их краха.
  2. Деление территории государства согласно национальным, религиозным, историческим и прочим признакам. Было характерно для позднего этапа Киевской Руси, когда под угрозой внешнего врага не произошло объединение страны.

В первом случае возникает игнорирование интересов местного населения. Во втором – интересы отдельной группы преобладают над государственными. Баланс между этими крайностями будет являться признаком эффективности территориально-административного устройства России.

Перспективы развития территориального устройства РФ

В наследство от СССР Россия получила громоздкую государственною структуру, необходимость реформирования которой была очевидна.

Однако в условиях перехода к рыночным взаимоотношениям и создании системы местного самоуправления, процесс административной реформы не был завершен.

Для решения проблем требуется укрупнение субъектов Федерации и необходимо при этом избежать ошибок, совершенных в СССР.

Также не окончено становление системы муниципального управления, в ходе которого возникли культурные, этнические, экономические, религиозные и другие противоречия. Решение данных вопросов требует комплексного подхода: усиление федеративного центра и приобретение экономической независимости регионов.

Источник: https://FB.ru/article/371376/territorialno-administrativnoe-ustroystvo-rossii-formyi-administrativno-territorialnogo-ustroystva

Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Современное административно территориальное устройство российской федерации. Административно-территориальное устройство государства. Особенности становления Российской Федерации

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Определение 1

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Вывод 1

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

  • Осуществление учета естественных рубежей, экономической направленности территории;
  • Реализация контроля численности и плотности населения, принадлежностью населенных пунктов к определенным экономическим центрам;
  • Определение направлений и характера путей сообщения, развития средств связи;
  • Формирование экономических и организационных условий для эффективно действующих государственных и муниципальных органов.

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы.

Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

Характеристика различных административно-территориальных единиц

Определение 2

Административно-территориальная единица – это часть территории субъекта Российской Федерации в определенных границах, которая устанавливается с целью реализации функций государственного управления, которая была образована при административно-территориальном делении субъекта РФ, имеющая статус и наименование, установленные законодательными актами.

Основными административно-территориальными единицами являются сельские районы и города.

Определение 3

Сельский район представляет собой административно-территориальное образование, которое не входит в состав иных административно-территориальных образований, которое включает в себя несколько сельских советов, поселковых советов и городов районного значения и имеющее единый административный центр

Одним из видов сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, который относит себя к определенной этнической общности, которая находится в ситуации национального меньшинства на территории субъекта Российской Федерации.

Пример 1

На территории Алтайского края находится Славгородский немецкий национальный район.

Определение 4

Город областного (республиканского) значения – административно-территориальная единица, которая включает в себя город и административно подчиненный один или несколько населенных пунктов вместе с землями, которые прилегают к их территории и являются необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

В городе областного значения населения должно составлять не менее 50 тысяч человек. В свою очередь, крупные города подразделяются на внутригородские районы.

Определение 5

Внутригородским районом называется – административно-территориальная единица, которая входит в состав областного (республиканского) значения, и состоит из части его территории и административно подчиненного ему населенного пункта в совокупности с землями, прилегающими к ним, которые являются необходимыми для развития города и населенных пунктов.

Помимо городов областного значения, территория субъекта Российской Федерации включает в себя также город районного значения.

Городом районного значения называется административно-территориальная единица, которая входит в состав сельского района и состоит из города и земель, прилегающих к нему, которые необходимы для развития городской инфраструктуры.

Численность населения города районного значения должна составлять не менее 11000-15000 человек.

Численность регулируется законодательными актами об административно-территориальном устройстве каждого российского субъекта по различным критериям.

Замечание 1

Отдельными случаями предусмотрено определение меньшего по численности населения города, но имеющего важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, к категории «город районного значения».

Опиши задание

Сельский район включает в себя такие административно-территориальные единицы, как поселок и село.

Определение 6

Поселком городского типа называется единица, на территории которой размещены промышленные предприятия, строительные объекты, узлы железнодорожного сообщения и иные объекты промышленной инфраструктуры или основное назначение которой – это предоставление санитарных услуг или организация летнего отдыха для населения, численность которого более 3000 человек.

Отдельными случаями предусмотрено определение населенных пунктов с меньшим количеством населения, но имеющих перспективу развития экономики и демографического роста населения.

Определение 7

Сельским населенным пунктом называется село, деревня и иные населенные пункты сельского типа, основной деятельностью жителей которого является сельскохозяйственное производство.

Сельское поселение – территориальная единица, включающая в себя несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, границы которой совпадают с границами муниципального образования, имеющего статус сельского поселения.

Замечание 2

Предусмотрено наличие на территории Российской Федерации закрытого административно-территориального образования.

Определение 8

Закрытое административно-территориальное образование – образование, в границах которого располагаются промышленные предприятия военной отрасли – разработка, изготовление, ранение, утилизация оружия массового поражения; переработка радиоактивных материалов; военные и иные объекты, которые обладают особым режимом безопасного функционирования и ораны государственной тайны, в частности специальные условия проживания граждан на этой территории.

Пример 2

Московская область включает в себя три ЗАТО – г. Краснознаменск, поселок Восход и поселок Молодежный.

Вывод 2

В качестве административного центра административно-территориального образования выступает городской или сельский населенный пункт, находящийся в пределах территории соответствующего образования, определяемый в качестве местонахождения органов государственной или муниципальной власти.

Новый тип административно-территориальных единиц

В последнее время начинают формироваться нетрадиционные административно-территориальные единицы.

Пример 3

Территории города Москвы подразделена на округа, а округа, в свою очередь, на городские районы.

При объединении некоторых субъектов, бывшие субъекты приобрели положение, называемое «административно-территориальная единица с особым статусом».

Федеральным законом, принятого 14 октября 2005 года №6 «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа», а именно частью 1 статьи 5 регламентировано создание административно-территориальной единицы с особым статусом в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Пример 4

Данный особый статус установлен федеральным законодательством, Конституцией РФ и законодательными актами нового субъекта Российской Федерации.

Под особым статусом административно-территориальных единиц предполагается сохранение территории, которой им уже принадлежала на момент объединения с иными субъектами России.

Уставами вновь образованных российских субъектов устанавливаются специальные правовые нормы об этнических меньшинствах, которые проживают на территории административно-территориальных единиц с особым статусом.

В состав государственных органов исполнительной власти входит специальный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом.

Пример 5

В Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководителем которого является префект – представитель края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание включает в себя 60 депутатов, 2 из которых представляются квотой, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Такая же норма распространена и на Красноярский край. Иные административно-территориальные единицы не имеют подобного представительства.

Вопросы по административно-территориальному устройству относятся к компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К вопросам в сфере административно-территориального устройства законодательных органов государственной власти субъекта России относятся следующие:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация административно-территориальных единиц;
  • Установление и изменение границ административно-территориальных единиц;
  • Определение и перенос административных районных центров;
  • Рассмотрение предложений о присвоении административно-территориальным единицам, их переименовании.

Ведение органа исполнительной власти субъекта (глава администрации, губернатор) включает в себя такие действия, как:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация городов районного значения, дачных или рабочих поселков, сельских населенных пунктов (села, деревни, хутора и иные виды населенных пунктов сельского характера);
  • Внесение проектов нормативно-правовых актов в орган законодательной власти по вопросам в сфере административно-территориального устройства;
  • Подготовка материалов с предложениями присвоения наименований и в переименовании административно-территориальных единиц;
  • Присвоение имен государственных или общественных деятелей, представителей культуры, науки, улицам и иным элементам населенных пунктов;
  • Регистрация, учет, и структурирование административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/administrativno-territorialnoe-ustrojstvo/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: