Субъектами административного правонарушения могут быть. Субъект административного правонарушения. Группировка составов административных проступков

Кто является субъектом административного правонарушения?

Субъектами административного правонарушения могут быть. Субъект административного правонарушения. Группировка составов административных проступков

Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Что такое административное нарушение?

Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У этого понятия существует ряд свойств.

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

  1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ “Нарушение законодательства о труде”.
  2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

Признаки субъекта административного правонарушения

Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Действия при утрате паспорта”.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.

А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.

Кто освобождается от административной ответственности?

Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

Источник: https://legalmap.ru/articles/ap/overall/sub-admin-pravonarush/

Административный проступок что это виды пример правонарушения

Субъектами административного правонарушения могут быть. Субъект административного правонарушения. Группировка составов административных проступков

Основание для привлечения к административной ответственности – это совершение административного проступка.

Такой вид правонарушения очень часто встречается в юридической практике, а потому важно осознавать особенности, характерные для данной категории, которые проявляются в основаниях привлечения к ответственности. Административный проступок – что это, каковы его виды, состав и особенности.

В современной жизни, это достаточно распространенное явление. Поэтому важно понимать, что это за категория правонарушений и чем они отличаются от уголовно-наказуемого поведения.

Административный проступок – что это?

Законодательство РФ дает четкое определение административного проступка. Так, это противоправное деяние, которое характеризуется виной и запрещенное законом. При этом данное деяние может проявляться в форме действия и бездействия.

Очень важно разграничивать уголовное деяние и административное. К рассматриваемой категории относятся следующие основные особенности:

  • несет за собой меньшую опасность для общества, чем уголовное действие;
  • предусмотрена более мягкая мера ответственности;
  • в качестве виновного лица может выступать не только физическое, но и юр. лицо;
  • меру ответственности может устанавливать не только суд, но и иные госорганы;
  • в качестве основания для привлечения к данному виду ответственности выступает не только действие, но и бездействие.

Но в то же время административное и уголовное правонарушение имеет ряд схожих характеристик:

  • меры ответственности четко определены в законодательстве;
  • наличие состава проступка (административного) и преступления (уголовного).

Свойства административного правонарушения

Каждое правонарушение, в т.ч. и административное, имеет определенный набор свойств или черт, к числу которых можно отнести:

  1. Противоправность – т.е. совершение действий, которые противоречат действующему законодательству;
  2. Вина – отношение виновного к совершенному действию или бездействию;
  3. Наказуемость – за совершенные действия, противоречащие законодательству, следует применение наказания;
  4. Субъектность – наличие оснований и признаков, в соответствии с которыми субъекта правонарушения можно привлечь к ответственности.

Виды административных проступков

Так, все правонарушения можно разделить на три группы:

  1. Против личности и реализации гражданских прав. К ним можно отнести противоправные деяния, направленные на ограничения в реализации избирательных, трудовых прав. Так же предусмотрена ответственность и за действия, которые направлены против свободы религии. Оскорбление или дискриминация личности – основание для привлечения к данному виду ответственности.
  2. Против общества. К данном виду противоправных проступков относится нарушение ПДД, закона о запрете курения в общественных местах. Так же это могут быть действия против собственности (незаконное овладение чужим имуществом). Помимо этого, проступком против общества считается мелкое хулиганство и осуществление предпринимателями и юридическими лицами деятельности без регистрации.
  3. Против государства – это административные проступки, совершенные в отношении государственных институтов, государственной границы, таможенных правил РФ и т.д.

Это далеко не полный перечень возможных административных проступков. Кроме того, их перечень не ограничивается одним лишь Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Так, каждый субъект РФ имеет возможность самостоятельно определять нарушения, относимые к числу административных.

Нарушение тишины в многоквартирном доме – это очень распространенный проступок, который не нашел свое отражение в КоАП. Однако законодательство субъекта может предусмотреть ответственность для данного правонарушения.

Помимо этого, юристы могут классифицировать проступки и по другим основаниям:

  • личный проступок – действия, совершенные юридическим или физическим лицом в сфере, не касаемо его профессиональной деятельности (оскорбление или дискриминация людей);
  • служебный проступок – совершение человеком противоправных действий, воспользовавшись своим служебным положением (уклонение работодателя от заключения трудового договора со своим сотрудником).
  1. По характеру нанесенного вреда:
  • материальный – проступок, понесший за собой серьезные некоторые материальные последствия (мелкое хищение);
  • формальный – нарушение каких-либо правил (нарушение закона о запрете курения).

Состав нарушения

Административный проступок ровно, как и любой другой вид правонарушения, имеет определенный набор элементов, которые определяют его состав:

  1. Объект – это то, в отношении чего были совершены противоправные действия (например, право гражданина в полной мере реализовать свои права в отношении имущества).
  2. Объективная сторона – сами действия, которые повлекли за собой наступление ответственности (например, ситуация, когда один собственник квартиры не пускает на территорию данной квартиры другого законного собственника). Административный проступок характеризуется не только действием, но и бездействием (распространенный пример, невыполнение родителями своих законных обязанностей по воспитанию детей).
  3. Субъект – лицо, совершившее противозаконное действие. Для привлечения к ответственности оно должно быть вменяемо и достичь соответствующего возраста (в соответствии с КоАП, возраст для привлечения к административной ответственности – 16 лет).
  4. Субъективная сторона – это наличие умысла в совершенном деянии. Если прямой умысел отсутствует, то проступок был совершен по неосторожности.

Некоторые аспекты административного проступка

Особенностью данного вида правонарушения является то, что к ответственности может привлекаться не только физическое лицо (с 16 лет), но и юридическое. По отношению к организациям может быть применено определенное наказание с даты государственной регистрации. Кроме того, компания несет ответственность за неправомерное поведение и в случае проведения реорганизации.

Иностранцы, находящиеся на территории РФ, лица без гражданства, а так же иностранные предприятия несут ответственность наравне с российскими гражданами и предприятиями.

Административный проступок имеет определенной срок давности – 1 год. Но в отдельных случаях предусмотрены иные сроки.

В случае если гражданин или юридическое лицо несогласно с вынесенным решением по административному делопроизводству, то предусмотрена возможность обжалования его в суде. Законодатель на обжалование решения выделяет 10 суток.

Заключение

Таким образом, в 2019 году именно административный проступок – это самый распространенный вид нарушения законодательства. Это объясняется тем, что административное право распространяется на широкий круг отношений.

А значит, вероятность совершить именно проступок (даже неосознанно) намного выше, чем другое деяние или даже преступление. Поэтому важно не переступить через ту грань, которая разделяет законное действие и незаконное деяние и бездействие.

Возможно вам будет интересна статья: Правовые явления и их виды

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Источник: https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/administrativnyy-prostupok/

Административное правонарушение: состав и квалификация

Субъектами административного правонарушения могут быть. Субъект административного правонарушения. Группировка составов административных проступков

К содержанию

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств.

Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (глава 5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (глава 6), охраны собственности (глава 7), порядка управления (глава 19), общественного порядка и общественной безопасности (глава 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

Понятие и элементы состава административного правонарушения

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента:

  • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
  • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста, или юридическое лицо.
  • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Понятие и содержание процесса квалификации административных правонарушений

В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим квалификация административных правонарушений – это прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния Данная оценка определяется в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой законодательства об административной ответственности. Квалификация административных проступков осуществляется практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях:

а) возбуждения дела и административного расследования;

б) рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

в) обжалования и опротестования постановления по делу.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния.

Задача начальной стадии квалификации нередко заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай: а) административное правонарушение; б) преступление; в) дисциплинарный проступок; г) гражданско-правовой деликт.

В процессе административного расследования решается вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении.

Квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования носит предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному деянию дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исследуя все обстоятельства дела, орган (должностное лицо) соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу или о наложении административного взыскания (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направления дела органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно также в иных случаях, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ). В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным органом (должностным лицом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесения постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной оценки (квалификации) деяния.

При обнаружении ошибки в квалификации, содеянного деяния орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое расследование (ст. 30.7 КоАП РФ).

Следующая статья

  • Участники производства по делам об административных правонарушениях

К содержанию

Источник: https://crimlib.info/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%B8_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: