Святитель Николай (Велимирович). Святитель николай сербский

Содержание
  1. Святитель Николай Сербский
  2. Детские и юношеские годы
  3. Рука Бога или рождение монаха
  4. Рождение миссионера и писательский путь
  5. Начало епископского пути
  6. Юродивый и основатель Богомольческого движения
  7. Годы борьбы и испытаний
  8. Последние года жизни
  9. Память потомков
  10. Святитель Николай Велимирович Сербский – биография, деятельность и интересные факты
  11. Валево и Лелич
  12. Детство Николы Велимировича
  13. Трудные годы учебы
  14. Работа учителем
  15. Обучение за границей
  16. Возвращение на родину
  17. Пострижение в монахи
  18. Великий дар проповедника
  19. Участие в Первой Балканской войне
  20. Участие в пропаганде в пользу Сербии
  21. Участие во Второй мировой войне
  22. Заключение под стражу и концлагерь
  23. Долгие годы эмиграции
  24. Николай Сербский: житие и книги святителя, цитаты, молитва о врагах, акафист и тропарь святителю
  25. Детство Николая
  26. Происхождение и рождение
  27. Семья
  28. Школьные годы
  29. Юношеские годы и молодость
  30. Студенческие времена
  31. Монашеский постриг
  32. Военные годы
  33. Зрелый возраст
  34. Церковная служба
  35. Последние годы жизни
  36. Канонизация святителя
  37. Писательская деятельность
  38. Нравственно-аскетические труды
  39. Религиозно-философские труды
  40. Богословские книги
  41. Основы православия
  42. Проповеди
  43. Другие произведения и работы
  44. Цитаты и высказывания Николая Сербского
  45. о святителе
  46. святитель Николай Сербский
  47. Духовные искания
  48. Монашеский путь
  49. Епископское служение
  50. Военные и послевоенные годы
  51. Творческое наследие
  52. Тропарь святителю Николаю Сербскому, глас 8
  53. Кондак святителю Николаю Сербскому, глас 3

Святитель Николай Сербский

Святитель Николай (Велимирович). Святитель николай сербский

Из века в век передается учение о христианской вере великими посланниками Господа, святителями, богословами, которые все реже встречаются в современном мире. Святитель Николай Сербский — епископ Никола, славный сын Православной Церкви Сербии, причисленный к лику святых Сербской и Русской православными церквями.

Обладающий уникальными талантами и Божьими дарами, которые можно сравнить только с помазанием царя и пророка Давида, оставил в наследие будущим поколениям не только духовные книги, молитвенник, но и вдохновляющие беседы для распространения движения богомольцев, молитвенников, ходатаев перед Богом.

Детские и юношеские годы

В конце года, накануне Рождества Христова, 23 декабря в 1880 году в семье Велимировичей Драгомира и Екатерины родился сын, первенец, которого назвали Николой. Вскоре ставшая многодетной, семья жила в горном селении Лелич, расположенном на западе Сербии.

Мать Екатерина, в будущем ставшая монахиней, славилась глубокой верой, которую привила детям. Именно первые молитвы, услышанные от матушки, в концлагере нацистов будет вспоминать святитель. Отличавшийся особой способностью к наукам, Никола начал обучение в школе монастыря Челие.

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Интересный факт, вначале молодой Велимирович мечтал о военной карьере, но по состоянию здоровья его не приняли, и он продолжил образование в духовной семинарии Белграда, затем окончил Бернский старокатолический факультет.

Работая в селе учителем, молодой богослов буквально впитывает в себя живой, народный мир православия, накапливая материалы для своих будущих посланий миру.

1904 год ознаменовался обучением за рубежом, старательному студенту выдают государственную стипендию.

Через 4 года он получает степень доктора богословских наук в Швейцарии, а в 1909 году защищает докторскую диссертацию в Женеве, выйдя оттуда доктором философских наук.

Рука Бога или рождение монаха

Не прошла еще радость от получения званий, как смертельная болезнь накрыла Николу Велимировича. Впоследствии святитель Николай напишет, что это Бог явился ему через болезнь, ибо промучившись 1,5 месяца, богослов обещает Богу стать монахом в случае выздоровления. Чудо не заставило себя долго ждать.

Выздоровевший молодой ученный с мировым именем уходит в монастырь Раковицы, как послушник, а к концу 1909 года он рукополагается в иеромонахи.

Митрополит Сербии, зная все ученые регалии молодого служителя, посылает его в Санкт-петербургскую духовную академию, где тот своим трудолюбием, пытливостью, скромностью завоевал покровительство Митрополита Ладожского Антония, разглядевшего в сербском посланнике будущего православного святителя и подвижника.

Владыка оплачивает иеромонаху Николе путешествие по святым местам России для познания православия.

Интересно! Будущий епископ Сербии влюбляется в Россию, он познает и осознает значение мирового православия, положив начало прославления русского царя Николая Второго.

Рождение миссионера и писательский путь

Переполненный впечатлениями по местам русских святынь, Никола Велимирович начинает миссионерскую деятельность в Сербии, неся в массы учение Христа.

Преподавая в Белградской семинарии, ученый богословия и философии собирает целые залы семинаристов на читаемые ним предметы:

  • логика;
  • психология;
  • философия;
  • языки.

На его проповеди собираются Белградские крестьяне и представители интеллигенции, постепенно имя Николая Велимировича знает вся Сербия. Его книги по Нагорной проповеди, о грехе и смерти, «Религия Негоша» приобретают особого признание.

Книга святителя Николая Сербского

Первая проповедь в Боснии, которая на то время была политической ареной, где Австро-венгерская власть приступила к формированию «нового боснийского народа», стала боевым крещением для уже известного миссионера. Никола Велимирович поддержал православных верующих в Сербии, чем вызвал недовольство новой власти, пытающей разобщить народ. Вердикт — запрет на въезд в Боснию.

Начало епископского пути

В самом начале Первой мировой войны полковой священник Велимирович постоянно служит среди солдат, укрепляя их веру и оказывая помощь раненным. Ученость Николы была известна и в правительстве Сербии. Премьер-министром страны было принято решение отправить полкового священника, как дипломата, в Европу и Америку, чтобы весь мир узнал о бедственном положении сербов.

В 1915 году он отправляется за границу, развеивая там миф о диких сербах, собирает гуманитарную помощь и читает проповеди, лекции.

В 1920 году епископ Сербский несет служение в Охриде, старейшем культурном центре славян, его постоянно видят в разных уголках Македонии, где владыка старается помочь в восстановлении приходов, разрушенных кладбищ, благотворительная деятельность также занимает много времени.

Видя любовь и доверие к священнику, как к духовному лидеру, у владыки появляются враги. Епископ Орхиды несет Божье Слово и делится уникальными открытиями в посланиях:

  • «Слова о Всечеловеке»:
  • «Мысли о добре и зле»;
  • «Омилии»;
  • «Молитвы на озере»;
  • «Охридский пролог».

Изданные в 1937 году «Миссионерские Письма» святого Николы буквально взорвали христианский мир, святителю писали из разных уголков страны, и для всех нашелся ответ.

Терпящих горе, он утешал, маловеров укреплял в вере, для всех нашлось слово ободрения. Слова святителя Николая Сербского разбирали на фразы, ими укреплялись, в них черпали мудрость.

Юродивый и основатель Богомольческого движения

Понимая, что сербы долгое время находились под турецким гнетом и его религией, Святитель всеми силами старался вернуть народ в православное русло. Порой для привлечения внимания населения св. Никола представлял собой юродивого, разъезжая по городу с босыми ногами, сидя на ишаке головой к хвосту.

Икона святителя Николая Сербского

Многие жители узнавали в юродивом священника. Движимые любопытством люди приходили в храм и попадали на захватывающую души проповедь об искренней любви к Господу. Шло время, сербская православная паства ощущала голод по христианскому движению, постепенно появились группы верующих, вместе посещающих храмы или поющих псалмы в хатах.

Владыка Николай Велимирович сам писал песни, в которых доступными словами была раскрыта вся глубина догм православия. Так родилось Богомольческое движение.

Читайте о святых подвижниках:

Годы борьбы и испытаний

Искусственно созданная Югославия в 1918 году стала объектом молитв и увещеваний святителя, который предвидел будущие беды. С приходом 1937 года сербские власти мечтают о соглашении с католиками и Папой Римским.

Противостояние Православной Церкви католикам вызвало агрессию среди последних.

 Патриарх Варнава убит, начались репрессии среди православных верующих, но конкордат был отозван, за это решение сербский народ понесет жестокое наказание в годы Второй мировой войны.

Важно! В 1934 епископ Николай возглавил Жичскую кафедру, им приложены все силы для спасения старейшей православной обители «Жича», открываются приюты для детей, Владыка сам пишет для них веселые стихи.

Гитлер умело манипулирует ненавистью католиков к православным сербам. Хорватские усташи строили лагеря смерти страшнее нацистских.

Лагерь «Ясеновац» «прославился» тем, что в нем усташи устраивали соревнования на время, кто и сколько убьет сербов и евреев.

С Жичской кафедры неслись гневливые обвинения в сторону католиков и постоянно совершались службы за невинноубиенных. В то время владыка провозгласил с кафедры, что Рим — кровный враг православных славян. Вопреки ему, впоследствии Рим и Папа Римский в лице Иоанна Павла Второго венгерских усташей назовут носителями любви Христа за чистоту католической веры.

В 1941 году святой Николай Сербский, имея возможность эмигрировать, сам приходит к немцам и добровольно сдается в плен, чтобы быть среди арестованных его чад. Проведя войну в лагерях, Николай Сербский записывал мысли, работал, так родилась книга «Земля недостижимая», в которой дан анализ схожести действий исламистов и фашистов.

1944 год, Владыка Николай и Патриарх Гавриил — узники концлагеря «Дахау», освобождение в 1945 году американцами не приносит желанной свободы.

 Пришедший к власти Тито устраивает прокоммунистический режим, при котором были гонения на верующих и жестокие репрессии.

 Для поборника Православия путь в родные края закрыт, коммунистические власти устраивают на него травлю народа, обвиняя священника в пособничестве фашистам, его книги и проповеди находятся под запретом.

Читайте о православии:

  • Есть ли у человека душа
  • Что такое рай и как туда попасть
  • Что такое нимб

Последние года жизни

После освобождения с концлагеря Никола Велимирович остается жить в Америке, где пишет свои послания:

  • «Единый Человеколюбец»;
  • «Жатвы Господние»;
  • «Первый закон Божий и Райская пирамида» и другие творения.

Проповеди в храмах, лекции в духовных семинариях и академиях наполняют жизнь святителя, помогая унять тоску по родине, он потихоньку угасал.

Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

Пенсильванский русский монастырь Саут-Канаан весной 1956 года стал его местом погребения. Только через 45 лет, в 1991 году мощи святого владыки Сербского перевезли в Сербию, они хранятся в церкви Николая Угодника, расположенной в родном селении Велимировичей Лелич.

Память потомков

Николай Сербский, цитаты которого актуальны и для современного христианства, был канонизирован Сербской церковью 19 мая 2003 года. В том же году Русская православная церковь включила имя святого в свои молитвенные списки.

Православные Сербии и России дважды в год воздают дань памяти святому Николаю Сербскому:

  • 18 мая на богослужениях вспоминают о кончине владыки;
  • 24 мая воздается хвала Всевышнему за перенесение мощей в родное село.

Шабацкая обитель увековечила память о святом, дав его имя монастырю.

На заметку! Больше узнать о жизни народного духовного вождя может каждый прихожанин и паломник, посетив музей «Дом владыки Николая».

Во всех святых местах, храмах и монастырях, маленьких церквях и огромных соборах и поныне звучат слова хвалы православной вере, и мало кто знает, что написаны они верным сыном Божьим, епископом Сербским, Велимировичем.

В великих творениях святого раскрывается основная тайна православия — служение Всевышнему Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу.

Документальный фильм о жизни святителя Николая Сербского

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-nikolaj-serbskij.html

Святитель Николай Велимирович Сербский – биография, деятельность и интересные факты

Святитель Николай (Велимирович). Святитель николай сербский

Балканы, конец 19 столетия. Именно с этим местом связано имя Николая Велимировича. Небольшая бедная страна, изнуренная жестокими войнами. Недавно освободившаяся от турецкого ига Сербия стремится в Европу. Перед крестьянской Сербией остро встает вопрос ликвидации неграмотности и дальнейшего неуклонного движения в ногу со временем.

Валево и Лелич

В ста километрах к юго-западу от сербской столицы Белград лежит местечко Валево – вчера еще центр мелкого ремесленного производства. Сегодня оно уже может похвастаться первыми промышленными предприятиями, железнодорожной веткой, линией электропередач.

В городе открывается гимназия, впервые устраиваются театральные представления. Деревня Лелич – неподалеку от Валево на склоне горы Повлен.

В самый бурный период сербской истории, непосредственно перед первым и вторым сербскими восстаниями, сюда из боснийской Сребреницы переселяется в начале 19 столетия Антоний Йованович. Во время борьбы за независимость он выделяется своей любовью к Отчизне и Богу.

По окончании второго сербского восстания его избирают старейшиной. У Антония было два сына – Сима и Велимир. От них и пошли две ветви единого рода – Симовичи и Велимировичи.

Детство Николы Велимировича

Никола Велимирович – епископ в будущем – родился 23 декабря 1880 года. Начальную школу маленький Никола окончил в Леличе. Настоятель местного монастыря учил его любви к Отечеству и рассказывал о славном и нелегком сербском прошлом.

Учителя Николы настаивали, чтобы после окончания начальной школы он продолжил обучение в гимназии. По окончании 6 классов гимназии Никола пытается поступить в военную академию, но безуспешно. В результате он становится семинаристом в Белграде.

Трудные годы учебы

Он живет в тяжелейших материальных условиях, однако оканчивает семинарию в числе лучших учеников.

Некоторым подспорьем служит ему участие в распространении «Христианского вестника» и покровительство протоирея Алексы Илича, вокруг которого собирается своеобразный кружок.

Алекса со своими последователями критикуют негативные явления высшей иерархии и ищут решения церковных проблем. Никола пишет и публикует свои первые тексты в «Христианском вестнике», исполненные юношеского жара и бескомпромиссности.

Работа учителем

Согласно порядкам того времени по окончании семинарии Николай Велимирович должен был сперва поработать учителем. Он получает распределение в родные места, в село Драчич.

В Драчич молодой учитель привез с собой не только диплом об окончании семинарии, но и такую тяжелую болезнь как туберкулез кожи, заработанную в пору полуголодной жизни по сырым и темным углам съемного жилья. Врачи рекомендуют ему поехать на море.

Пребывание в монастыре Савина нашло отражение в одной из его ранних работ.

Обучение за границей

А вскоре Николаю Велимировичу было суждено проститься с милой Сербией. Какое-то время он еще учительствовал в Лесковицах, когда неожиданно приходит известие о назначении ему стипендии для учебы за границей.

Он отправляется учиться в Швейцарию. Приличная стипендия позволяла ему совершать поездки за пределы страны. Он слушал лекции лучших профессоров теологии в различных университетах Германии.

Сдав в Берне последние экзамены, Никола защитил там докторскую диссертацию.

В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. Среди сербов произошло великое возмущение, но в тот раз войны удалось избежать. В ту пору Николай Велимирович был уже в Англии. Он оканчивает философский факультет в Оксфорде, а докторскую диссертацию защищает уже в Женеве на французском языке.

Возвращение на родину

И вот возвращение в Белград. Два диплома, две докторских степени. Между тем его ждал не самый теплый прием. Чиновники от просвещения и метрополии не только не спешат распахнуть перед ним все двери, но и не признают его дипломов, заставляя дважды доктора оканчивать 7 и 8 класс гимназии и сдавать выпускные экзамены.

В этот период Николай Велимирович Сербский в третий раз оказывается на грани жизни и смерти. Первый раз это произошло, когда его еще младенцем пытались похитить разбойники. Второй раз уже в школьные годы его чудом спас старшеклассник, когда он уже захлебывался в реке.

И вот когда по прибытии в Белград он схоронил брата, умершего от дизентерии, то в результате заразился сам. После трех дней нахождения в больнице врач заявил, что состояние его таково, что остается уповать только на Бога. Доктор Николай Велимирович отнесся к этому совершенно спокойно.

После шестинедельной жестокой болезни он полностью поправился.

Пострижение в монахи

Прямо из больницы он отправился в митрополию и заявил, что хочет исполнить свой обет – принять постриг. Митрополит Димитрий отправил доктора Велимировича в ближайший монастырь, где после двухнедельного послушания он был пострижен 17 декабря 1909 года. Он получил монашеское имя Николай.

Великий дар проповедника

По Белграду давно шла молва, что доктор Велимирович обладает великим даром проповедника.

Когда в столичной прессе появились сообщения о предстоящей проповеди иеромонаха Николая, все высшее общество поспешило занять места еще с раннего утра. В День святого архидиакона Стефана в храме собралась вся белградская элита.

Люди внимали каждому слову проповедника, не скрывая своего восхищения. Для многих слово Божие впервые прозвучало тогда во всем своем небесном величии.

После такого успеха митрополит Димитрий направил иеромонаха на учебу в Россию. Уже после первых академических дискуссий со студентами и профессорами молодой сербский ученый и богослов стал известен и в Петербурге. Благодаря местному митрополиту Николай получает возможность путешествовать по России.

Знакомство с великой страной, ее народом и святынями дало ему неизмеримо больше, чем пребывание в стенах академии. Под влиянием Достоевского и других русских религиозных мыслителей отец Николай начинает развивать идею всечеловека в противовес сверхчеловеку Ницше.

Иеромонах Николай назначается младшим преподавателем Святославкой духовной семинарии.

Теперь из-под пера иеромонаха выходят большие по объему труды, которые сначала печатаются в журналах, а затем издаются отдельными книгами. Николай продолжает изучать философию, богословие, искусство.

Выступает с проповедями. Много пишет и активно участвует в деле народного объединения. В 1912 году выходят его книги «Ницше и Достоевский» и «Подгорные проповеди».

Наконец-то появился проповедник, которого ждал 20 век.

Участие в Первой Балканской войне

Зимой 1912 года начинается Первая Балканская война. Сербия вместе с другими православными странами выступает за окончательное освобождение полуострова от турецкого ига. Хотя он и не подлежал мобилизации, святитель Николай Велимирович Сербский вместе с армией отправляется на фронт.

Он не только ободряет и утешает народ, но сам лично в качестве добровольца-санитара оказывает помощь больным и раненым. В 1913 году после победоносных и успешных для Сербии войн святой Архиерейский Собор, его участники единодушно предлагают возвести отца Николая на пустующий престол епископа.

К всеобщему удивлению Николай заявляет, что не может принять этот выбор как в силу своего понимания всей ответственности епископского служения, так и из-за нездоровой обстановки, сложившейся вокруг.

1914 год – выходит новая книга его Проповедей, относящихся ко времени Балканских войн – «Превыше греха и смерти». Книга появилась в продаже непосредственно накануне Первой мировой войны.

Европейская цивилизация вступает в период тяжелого кризиса, а перед Сербией встает вопрос о выживании.

В первый же день мобилизации иеромонах святитель Николай Сербский Велимирович, работы которого известны уже во всем мире, прибывает в Белград и предоставляет себя в полное распоряжение военного командования. По окончании военных действий отец Николай возвращается в монастырь.

Участие в пропаганде в пользу Сербии

Небывалые успехи в начале войны привлекли к маленькой балканской стране внимание всей Европы. Когда на помощь Австро-Венгрии пришла Германия, для Сербии настали черные дни. Реальной помощи от армии Франции не было. В апреле 1915 года глава сербского правительства посылает отца Николая в Англию с целью пропаганды в пользу Сербии и сербской борьбы.

После Англии он отправляется в Америку, где поражает публику своими правдивыми проповедями. Летом 1915 года Николай возвращается в Лондон. Огромные английские соборы не могли вместить всех желающих услышать его выступления. Войти можно было только по заранее приобретенному билету.

В знак признания его совокупных трудов на английской земле архиепископ награждает его специальной грамотой и наперстным крестом.

В марте 1919 года Святой Архиерейский Собор сербской православной церкви избрал Николая епископом Жичской епархии, а позже в этом же сане он был отправлен в Охрид.

Владыка Николай не был обделен чувством юмора и умел использовать это качество как при общении с людьми, так и в некоторых своих проповедях, чтобы добиться большей убедительности и силы воздействия. Однако для современников он был прежде всего исключительной и таинственной личностью.

Народ в Охриде его очень любил и уважал.

В период его пребывания в Южной Сербии, нынешней Македонии, одну за другой выпускает Николай Велимирович книги: «Мысли о добре и зле», «Охридский пролог», «Миссионерские письма», «Религия интеллигенции», сборник песнопений «Духовная лира», «Война и Библия», «Царский завет». В Охриде владыка много делал для восстановления старинных монастырей. Тогда же он начал строительство церкви в родном Леличе.

По возвращении в Жичскую епархию владыка Николай тотчас приступил к восстановлению старых и строительству новых храмов и монастырей. У него появился еще один титул – владыка-восстановитель.

Участие во Второй мировой войне

Когда немцы в 1941 году оккупировали Югославию, владыка Николай был заключен под домашний арест в монастырь. Его постоянно возили на допросы. Горе, обрушившееся на сербский народ, оставило в сердце владыки незаживающую рану.

Резко ухудшилось здоровье, но на допросах он всегда стоял, хотя немецкие офицеры предлагали ему сесть. В монастыре владыку навещают священники и монахи, что вызывает подозрение у немцев, и они усиливают караулы.

Когда сестры выходят и заходят в кельи с зажженными свечами, часовые решают, что речь идет о тайной сигнализации. Однако обыск в монастыре не дает никаких результатов.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы иеромонах Василий не привез наградной лист, полученный владыкой еще в 1935 году от самого Гитлера за восстановленное немецкое военное кладбище времен Первой мировой войны. Тогда допрашивавший владыку генерал распорядился отпустить его.

Заключение под стражу и концлагерь

На рассвете 3 декабря 1943 года немецкие солдаты вошли в монастырь прямо во время богослужения и забрали владыку Николая Сербского. Там владыку ожидал настоящий тюремный режим – без права посещений, без разрешения покидать подворье, превращенное в место заключения. Только в воскресенье и по большим праздникам узника допускали в монастырский храм и позволяли служить литургию.

В сентябре 1944 года немцы отправили владыку в концлагерь Дахау в товарном вагоне.

Велики были страдания сербского народа во время Второй мировой войны – массовые казни, огромные жертвы, понесенные в борьбе с оккупантами, а высший иерарх сербской церкви томился в концлагере. Больной и измученный, он делил участь прочих узников.

Вскоре его перевели в тюремный лазарет. Но все же многочисленные ходатайства увенчались успехом – владыка покидает лагерь и под конвоем направляется на лечение в Баварию, а затем в Вену.

Долгие годы эмиграции

Говоря о жизнеописании святителя Николая Сербского, нельзя не остановиться на трудных последних годах жизни. После разгрома фашистов владыка Николай выбирает тернистый путь эмиграции. В 1946 году с сильно подорванным здоровьем он прибывает в Америку, все дальше от родной Сербии.

В первый же год святителю Николаю присуждается степень доктора богословия Колумбийского университета. Не только православные христиане, но и другие конфессии в Америке считают владыку Николая апостолом и миссионером Нового Света. Он продолжает литературную и проповедническую деятельность.

Позже Николай удаляется в русский монастырь Святого Тихона. Там он преподает в духовной семинарии, потом становится ее ректором. Поддерживает связь с соотечественниками на родине – пишет письма, ободряет, поучает, посылает помощь.

Своему племяннику он пишет: «Я не могу жить и молчать. На родине мне этого не позволят, а для тюрьмы я уже слишком стар». Многие в Сербии его уже позабыли, но коммунисты продолжают именовать его изменником и врагом народа.

Гражданства социалистической Югославии он был лишен с первых же дней.

Книги святителя Николая Сербского читают тайком. Владыка пишет и проповедует до последнего часа своей земной жизни. В воскресенье утром 18 марта 1956 года в монастыре Святого Тихона во время молитвы перед Божественной литургией святитель Николай Велимирович мирно отошел к Господу. Весь мир простился с великой личностью.

Источник: https://FB.ru/article/459788/svyatitel-nikolay-velimirovich-serbskiy---biografiya-deyatelnost-i-interesnyie-faktyi

Николай Сербский: житие и книги святителя, цитаты, молитва о врагах, акафист и тропарь святителю

Святитель Николай (Велимирович). Святитель николай сербский

Николай Сербский — один из величайших епископов Сербской Церкви, блестящий проповедник и мыслитель. Практически наш современник, в жестокую и страшную первую половину ХХ века он стал подобен древним пророкам, его слова достигали сердец людей, жгли их и заставляли действовать.

Детство Николая

Николай Сербский родился 23 декабря 1880 года в маленьком горном селе Лелич недалеко от городка Валево. Он был старшим сыном у глубоко набожных Драгомира и Катарины Велимировичей.

Происхождение и рождение

Семья была большая, родители-крестьяне пользовались уважением у соседей. Мальчика крестили в монастыре Челие, дали ему имя Никола. Все дети воспитывались в любви и послушании Богу, мать часто водила детей в монастырь на службы.

Семья

С раннего детства дети были приучены к крестьянскому труду, каждая пара рук была необходима в большом хозяйстве. Детей в семье не баловали, крестьянская жизнь была тяжелой, труд был изнурительный. Восемь младших братьев и сестер Николы умерли в детстве и отрочестве. У старшего тоже были проблемы со здоровьем.

Школьные годы

Отец сам отвел старшего сына в монастырскую школу. Необходимо было научить его грамоте, чтобы хоть кто-то в семье умел читать повестки от властей и мог на них отвечать. Учеба давалась Николе очень легко, усердие и старание никогда не оставляли его, эти качества сделали его лучшим учеником в школе.

Учитель Михаил Ступаревич часто беседует с родителями Николы и убеждает их, что мальчик должен учиться дальше. Родители дали на это согласие, невзирая на то, что хозяйство нуждалось в его рабочих руках. Мечталось, что старший сын станет учителем или инженером.

Юношеские годы и молодость

Время было неспокойное, в воздухе пахло порохом.

Никола Велимирович продолжил обучение в Валевской гимназии. После окончания 6-го класса, патриотически настроенный, он подает документы в военное училище. Комиссия не пропустила мальчика по состоянию здоровья.

Студенческие времена

Никола подает документы в Белградскую семинарию, куда его приняли. Учился Велимирович с полной отдачей сил, кроме обязательной программы читал классиков: Гюго, Гете, Пушкина, Достоевского, Шекспира. На протяжении всей учебы он был лучшим семинаристом, преподавателей и соучеников удивлял его ораторский дар.

После семинарии:

  1. Никола два года работал учителем в сельской школе недалеко от Валева.
  2. Потом церковное священноначалие дало ему государственную стипендию, благодаря которой он смог учиться в Швейцарии, в Берне, на Старокатолическом факультете.
  3. Там Велимирович защитил диссертацию, стал доктором богословия.
  4. Но для способного и любознательного молодого человека этого было мало — он поступил на философский факультет в Оксфорде.
  5. Результатом стала защита еще одной диссертации, по философии Беркли.

Монашеский постриг

В 1909 году Никола Велимирович возвращается на родину и начинает преподавать в Белградской семинарии. Студенты любили его за умение дать материал любой сложности в доступной форме, за его блестящую подготовленность, за изысканные манеры и речь. Сотрудничал Никола и с церковными изданиями, выходили его статьи религиозной направленности.

Но молодого преподавателя неожиданно сразила тяжелая болезнь. Более шести недель провел он в больничной палате, но твердо верил:

«Если мое служение Богу угодно, Он спасет меня»

Так и произошло, после выздоровления Никола посвятил жизнь Богу, своему народу и Сербской Церкви. В монастыре Раковица недалеко от Белграда появился новый послушник, который через несколько месяцев послушания принял постриг с именем Николай. В самом конце 1909 года произошло рукоположение Николая в сан священника.

Сербский митрополит Димитрий отправляет отца Николая в Россию, где владыка провел больше года, учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Там он привлек к себе внимание знаниями и даром проповеди.

Питерский митрополит Антоний был удивлен обширными познаниями сербского студента. Он помог Николаю в получении стипендии для паломничества по святым местам России. Целый год провел владыка Николай в поездке по стране, хорошо узнал богословские русские традиции, всем сердцем полюбил Россию.

Военные годы

Первая мировая война была освободительной для сербского народа. Отец Николай поддерживал свой народ не только речами,но и участием в сражениях, он добровольно отправился полковым священником воинского соединения под Белградом.

Но гораздо больше пользы своей стране владыка мог принести своим ораторским искусством, знанием психологии души. В начале 1915 году правительство Сербии отправило иеромонаха в Великобританию, а затем в США с дипломатической миссией.

Мудрость и красноречие владыки помогли донести до западных союзников весь ужас страданий сербского народа. Начал он с того,что играл на фруле (дудочке) в парках Лондона, денег не просил, а собравшемуся народу говорил:

Слова простые, но они сделали невероятное — англичане, а потом и американцы начали отправляться добровольцами на Балканский фронт, где в Корфу находилась сербская армия, помогали материально сербским беженцам. Более четырех лет неустанно проповедует отец Николай, его слова были услышаны, на Корфу появилось несколько британских госпиталей, спасавших сербских раненых солдат.

В начале 1919 года Сербская церковь избрала владыку Николая Жичским епископом. Неустанная работа святителя на благо православной Сербии обновила веру в народе, возродилось монашество: мужское и женское.

В Жичской и Охридской епархиях восстановлены кладбища, очищены и освящены источники. Особая забота была о детях: с помощью владыки Николая были открыты благотворительные детские дома в нескольких городах.

Началась Вторая мировая война, святитель Николай Сербский Велимирович молился за свой народ в монастыре Жича. Оккупанты перевели его под домашний арест в соседний монастырь Любостынь.

столь влиятельного священнослужителя в небольшом монастыре превратилось в большую проблему для оккупантов. Он был перевезен в монастырь Войловица недалеко от города Панчево. Туда же был доставлен и патриарх Сербский Гавриил.

Условия содержания были жесткие:

  • постоянная охрана;
  • постоянно закрытые двери и окна;
  • запрет принимать посетителей и почту;
  • полная изоляция от внешнего мира.

В конце 1944 года патриарха сербского Гавриила и владыку Николая немцы перевезли в концентрационный лагерь Дахау. Здесь была написана молитва Николая Сербского о врагах.

Огромная сила и мудрость звучит в этой молитве. В лагере они оставались до освобождения американскими войсками, спасались молитвами, верой, надеждой на Провидение Божье.

После освобождения святитель Николай переехал в Англию.

Молитва о врагах

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.

Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.

Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.

Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.

Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.

Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.

Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.

Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.

Да истают надежды мои на земное, как паутина.

Да воцарится смирение в душе моей.

Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости.

Да соберу на небесах все сокровища свои.

Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.

Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.

Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья.

Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Зрелый возраст

Отец Николай не мог вернуться на Родину, потому что новая власть объявила его предателем. Вся последующая жизнь святителя связана с русским монастырем Святого Тихона в штате Пенсильвания.

Церковная служба

Здоровье святителя ухудшалось, но он продолжал активно трудиться. Церковная работа занимала большое место в его жизни, проповеди святителя привлекали огромное количество людей.

Его дар проповедника с годами становился все ярче и привлекательнее для прихожан. Темами проповедей часто становился человеческий грех.

Владыка предупреждал, что дети могут страдать от грехов родителей, призывал не грешить.

Последние годы жизни

Дни проходили в молитвах и церковных службах. Всего за день до ухода к Богу он отслужил Божественную литургию и причастился. Святитель умер 18 марта 1956 года.

Канонизация святителя

Сербский народ глубоко любил и почитал епископа Николая Велимировича. Его бескорыстность, самоотверженное служение и готовность помочь никого не оставляли равнодушным.

К святому обращаются с молитвой о защите от всякого врага, защите себя и своего дома, о помощи в защите от сект, укреплении веры, об успехах в учении, поддержке в борьбе с болезнью. Акафист (хвалебное песнопение) владыке переведен на русский язык, здесь отражены все события его жизни. Тропарь в дни памяти владыки раскрывает все его подвиги. Житие святителя описано во многих книгах.

Мощи святителя Николая были были перевезены в Сербию в 1991 году. Архиерейский собор Сербской Православной Церкви в мае 2003 года единогласно причислил епископа Жичского Николая к лику святых.

Писательская деятельность

Епископ Николай имел прекрасное светское и церковное образование, которое в сочетании с глубокой верой и духовностью делало его выдающимся проповедником. Владыка был очень талантлив и в своих многочисленных богословских произведениях, и в способности доступно излагать основы православной веры. Многие книги изданы на русском языке.

Нравственно-аскетические труды

Святитель Николай рассказывает о путях человеческих, какие ключи открывают двери в Царство Божие, а также о том, что может эти двери запереть.

Поэтичность языка и простота делает произведения святителя шедеврами:

  1. Молитвы на озере.
  2. Мысли о добре и зле.
  3. С нами Бог.
  4. Поучения на каждый день года.
  5. Чудеса Божии.
  6. Любостыньский стослов.
  7. Семь ключей к жизни. Мысли о пути человека к Небу.

Религиозно-философские труды

Великая книга, единственная на свете, называется Радостная весть. Это — Евангелие, учение Христа, радостная благая весть. Учение о радости. Она везде, даже в страданиях, слезах и смерти.

Все это глубоко и проникновенно доносит нам святитель Николай в своих трудах:

  1. Царев завет.
  2. Символы и сигналы.
  3. Индийские письма.
  4. Стеклянные глаза Индии.
  5. Феодул, или раб Божий.
  6. Кассиана. Повесть о христианской любви.
  7. Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле?

Богословские книги

Святитель Николай передает свои пастырские наставления и размышления христианам, истины духовной жизни он доносит до каждого в понятных и простых примерах, учит видеть и слышать Бога в окружающих нас предметах, поступках людей, событиях, наставляет, как жить христианину в современном мире.

О вере, безверии и совести, о милосердии и величии Творца:

  1. Война и Библия.
  2. Единый Человеколюбец.
  3. Библейские темы.
  4. Богородица на смертном одре.
  5. Слово о законе.

Основы православия

Владыка Николай часто обращался к народу с объяснениями православной веры. Его книги являются отечески вдохновенными и достоверными.

Каждая книга по основам православия — это живой и современный катехизис — изложение и объяснение библейского текста, содержания Символа веры:

  1. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею.
  2. Как правильно молиться?
  3. Во что мы верим? Объяснение символа веры.
  4. Толкование заповедей блаженства.
  5. Толкование молитвы Господней: Отче наш…
  6. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви.
  7. Верую. Вера образованных людей.

Проповеди

«Творите дела правды» — учил прихожан святитель Николай. П роповеди Владыки полны заботы и любви о ближнем.

В книге «Творите дела правды» собраны избранные проповеди святителя, вот некоторые:

  1. Помоги Боже, всем нам помоги.
  2. Видение невидимого.
  3. О святых Ангелах Божиих.
  4. Перед зеркалом.
  5. Беседы.
  6. Проповедь под горой.

Другие произведения и работы

Большое творческое наследие богослова и писателя издается во всем православном мире. Его «Миссионерские письма» — непревзойденный памятник духовной литературы XX века.

Великий знаток души, православной веры и человеческого бытия объясняет глубочайшие истины и мысли доступно для людей с любым уровнем жизни и образования.

Очень жаль, что из множества писем сохранилось только около трехсот.

Цитаты и высказывания Николая Сербского

Широко известны мудрые высказывания святителя.

Вашему вниманию — его избранные мысли.

о святителе

Это видео — пролог к произведению «Новые беседы под горой», которое занимает выдающееся место в творчестве мыслителя. 

В данном видео дано краткое жизнеописание владыки.

Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyashenniki/nikolaj-serbskij.html

святитель Николай Сербский

Святитель Николай (Велимирович). Святитель николай сербский

святитель Николай Сербский (1880–1956)

День памяти: 20 апреля (3 мая) (Серб.)

Духовные искания

Святитель Николай Сербский (мирское имя — Никола Велимирович) родился на территории Западной Сербии, в селении Лелич, в многодетной крестьянской семье, 23 декабря 1880 года.

Родители Николы, Драгомир и Екатерина, были простыми в общении людьми, глубоко набожными. Дети (всего их было девять), воспитывались во взаимной любви, в духе христианских традиций.

Заботясь о должном образовании Николы, родители отдали его на обучение в школу при обители Челие. Здесь он сумел проявить свои дарования и добиться первых успехов.

Затем он был зачислен в Валевскую гимназию, а окончив её, продолжил образование в Белградской семинарии.

За хорошие достижения в учёбе Никола удостоился стипендии, что позволило ему продолжить обучение в Берне, на Старокатолическом факультете.

Учился он очень охотно, ответственно и прилежно. В возрасте 28 лет сподобился заслужить степень доктора богословия.

Не желая останавливаться на достигнутом, Никола Велимирович поступил в Оксфордский университет, на философский Факультет. Результатом его обучения там стала защита очередного доктората, философского.

Монашеский путь

Когда он вернулся в Отечество, его приняли на работу в Белградскую семинарию. Здесь он занимался преподавательской деятельностью. Благодаря блестящей подготовленности и умению подавать материал в доступной форме, среди студентов пользовался уважением.

Помимо преподавания, Никола Велимирович активно сотрудничал с церковными изданиями: публиковали статьи разной религиозной направленности.

Когда он подвергся тяжёлой болезни — дал обет, что в случае, если выздоровеет, посвятит свою жизнь Богу. Так и произошло: болезнь, неожиданно для окружающих, отступила; а Никола принял монашество и новое имя — Николай. Постриг состоялся в обители Раковиц (Раковица).

В 1910 году отец Николай стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. При этом он не поставил в известность администрацию, что закончил два видных европейских университета.

Обучаясь в академии, он вёл себя скромно, но его образованность говорила сама за себя. Он не раз вызывал удивление профессорско-преподавательского состава, а на одном из академических вечеров так изумил своей речью собравшихся, что вызвал всеобщее восхищение и восторг.

При этом он обратил на себя внимание архиерея Антония (Вадковского), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. После этого случая владыка выхлопотал для отца Николая пособие, чтобы тот смог отправиться в путешествие по стране. Путешествие помогло ему лучше узнать русский народ. Впоследствии он высказывался о России с теплом и любовью.

По возвращении отца Николая в Сербию грянула Первая Мировая война. Во время войны он не раз посещал места расположений воинских подразделений, как мог укреплял веру сербских бойцов, вдохновлял их на ратные подвиги, исповедовал, причащал Святых Тайн. Кроме того, радея о соотечественниках, он регулярно жертвовал своё жалование на нужды раненых.

Достойно удивления, что после завершения войны отец Николай предрёк воспламенение в будущем очередного крупномасштабного конфликта. Одной из центральных причин этого конфликта он считал удаление европейцев от Бога.

Епископское служение

В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. На этом этапе служения он с ещё большей ревностью предавался монашескому деланию, много проповедовал, регулярно участвовал в богослужениях, занимался литературным трудом.

Контролируя вверенное ему духовенство и состояние дел, постоянно перемещался по территории своей епархии, посещал самые дальние приходы. Во время таких путешествий он знакомился с нуждами жителей и по мере возможностей оказывал им надлежащее архиерейское содействие: способствовал восстановлению храмов, разрушенных в результате войны, помогал монастырям, организовывал сиротские дома.

В 1924 год святитель, с благословения начальства, принял во временное управление Американскую епархию (функционировавшую при Сербском Патриархате). Эту миссию он исполнял вплоть до 1926 года.

В связи с охлаждением множества сербов к христианским обязанностям, а также и с целью противодействия нараставшим в стране сектантским настроениям, святитель организовал и лично возглавил движение, направленное на активизацию населения в области церковной деятельности. Это движение получило характерное название «Богомольческое». Вскоре оно охватило собой всю территорию Сербии.

В 1934 году Николай Сербский был возведен на Жичскую кафедру. Здесь, как и в Охридской епархии, он занимался просветительством, упорядочением церковной жизни, регулированием деятельности монастырей.

Много усилий было приложено для восстановления церквей. Особой заслугой святителя было способствование обновлению древней обители «Жича», одного из известнейших центров духовности и православной культуры.

Военные и послевоенные годы

Во время Второй Мировой войны святитель, по распоряжению командования оккупационных войск, был ограничен в свободе. Существуют свидетельства, что в конце 1942 года он пребывал в заточении в обители Войловица. Несмотря на трудности, здесь ему удавалось священнодействовать и работать.

Позднее он оказался вместе с Сербским Патриархом в одном из наиболее страшных концентрационных лагерей: в фашистском Дахау. Всё время пребывания там он спасался молитвой, надеждой и упованием на Божественное Проведение.

В мае 1945 года святитель был освобожден из заключения войсками союзников (американской армией).

К тому времени к власти в Югославии пришли атеисты. Как ни желал Николай Сербский вернуться служить на свою Родину, как ни скорбел об Отечестве, но обстоятельства располагали к другому.

По воле Божьей он оказался в Америке, в статусе эмигранта. Здесь он продолжал проповедовать о Христе, участвовать в богослужениях, заниматься писательской деятельностью.

На своей Родине он был объявлен пособником оккупантов (несмотря на то, что сам претерпел от них много страданий), а его литературные труды были поставлены под жёсткий цензурный запрет.

В последние дни своей жизни Николай Сербский нашёл приют в русском Тихоновском монастыре (штат Пенсильвания). 18 марта 1956 года он почил с молитвой на устах.

Тело святителя было перенесено с почестями в сербскую обитель святого Саввы (штат Иллинойс), а затем захоронено на территории местного кладбища.

Творческое наследие

Святитель Николай Сербский известен как один из наиболее ортодоксальных церковных мыслителей. Список его сочинений достаточно обширен. Среди них большей известностью пользуются: Беседы, Библейские темы, Вера святых.

Катехизис Восточной Православной Церкви, Во что мы верим? Объяснение Символа веры, Десять Божиих заповедей, Индийские письма, Миссионерские письма, Любостыньский стослов, О трех самых важных вещах.

Избранные письма духовным детям, Мысли о добре и зле, Слово о Законе, Толкование молитвы Господней: Отче наш…, Толкование заповедей блаженства, Феодул, или Раб Божий, Чудеса Божии и др.

Тропарь святителю Николаю Сербскому, глас 8

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак святителю Николаю Сербскому, глас 3

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: