Теория естественного права: суть и развитие теории. Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др

Содержание
  1. Теологическая теория права
  2. Введение
  3. 1. Религиозно-мифические представления о божественном                     происхождении права
  4. 2. Теологическая теория права в средние века
  5. происхождения права
  6. Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др
  7. 1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства
  8. Теории происхождения права
  9. Теологическая теория происхождения права
  10. Теория естественного происхождения права
  11. Историческая теория происхождения права
  12. Классовая теория происхождения права
  13. Происхождение права и государства: основные теории
  14. Естественно-правовая теория происхождения права
  15. Теологическая теория происхождения права
  16. Историческая школа происхождения права
  17. Марксистская теория происхождения права
  18. Психологическая теория возникновения права

Теологическая теория права

Теория естественного права: суть и развитие теории. Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др

реферат на тему:

«Теологическая теория права»

Оглавление

Введение

1.  Религиозно-мифические представления о божественном происхождении права

2. Теологическая теория права в средние века

3. Современные представления о теологической концепции происхождения права

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели.

Разумеется, у разных народов и в разные эпохи возникновение права связано с «наци­ональными», то есть индивидуальными, особенностями каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере со­впадают в истории большинства народов мира.

Объясняя процесс возникновения права, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием.

Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения права. Причем делали они это, подчас так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне.

Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются: теологическая теория государства и права, патриархальная теория государства, договорная теория государства, теория насилия, марксистская теория государства и права, теория естественного права, историческая школа права и др.

Свое внимание я хотела бы остановить на теологической теории происхождения права.

Термин «право» (лат. jus) имеет разное толкование у народов мира. Однако его объединяющей основой служит то, что все народы усматривают в нем справедливость, правду.

Теология (от греч. theos  бог и logos  учение, то есть богословие, учение о боге)  совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога: ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании бога. Ибо «священные учения есть… знание, которым обладает бог, а также те, кто удостоен блаженства» (Ф. Аквинский.

Антология мировой философии в 4-х тт., т. 1, ч. 2. М., 1969, с. 827). На этом основании многие авторы учебников и пособий по теории государства и права на теологической теории специально не останавливаются.

Однако теологическая теория не только предшествовала иным теориям во времени, но так или иначе, хотя бы и в результате противоборства с нею, сказывалась на их формировании и развитии.

1. Религиозно-мифические представления о божественном                     происхождении права

Существуют различные теории происхождения права. Одной из первых по времени возникновения является теологическая. Ее авторы считали, что право – это заветы и правила жизни, установленные Господом и переданные людям. Эти правила содержатся в проповедях Христа, учениях его пророков, религиозных текстах.

Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты).

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (она может укладываться в любую из последующих концепций).

В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием.

Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии (гр. mesos – средний) или Африки.

Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и др.

Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права – наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение.

Это  учение, которое исходит из божественного происхождения права как явления вечного, выражающего волю бога и высший разум. О божественном начале (источнике) права свидетельствуют мифы многих народов.

Боги жили очень близко к людям, иногда среди них, помогали людям, иногда прямо, иногда косвенно. Они и установили среди людей органы власти, порядок жизни и, конечно, право. То есть боги свои законы насаждали среди людей, обязывали их исполнять эти законы.

При этом праву придается нравственный смысл. Право – это богом данное искусство добра и справедливости. Связь права и религии была настолько прочной, что праву (как и государству) стали приписывать божественное происхождение.

Почти у всех народов сохранилось предание о том, как боги дали людям право. Представление об этом выразил древнегреческий мыслитель Демосфен, назвавший право «изобретением и даром богов».

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом.

Правовые нормы – это нравственные правила жизни, которые исходят от бога и указывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а впоследствии – с правосудием.

  Именно богом устанавливается в обществе вечный естественно-божественный порядок справедливости. Все люди равны и наделены богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства  в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона.

Важным фактором, поддерживающим божественный порядок в обществе, является наказание: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе преступления, – божественным судом.

Колыбелью многих ранних философских, религиозных и иных теорий принято считать Древнюю Грецию. Древнегреческий философ, основатель диалектики и ярый противник демократии – Сократ (469-399 до н.э.

) – был казнен (из уважения к закону предпочел побегу чашу с ядом) за «введение новых божеств» и развращение тем самым юношества. Его ученик, потомок знаменитого законодателя Солона, – Аристокл, известный больше под прозвищем Платон (от греч. «широкий»; 427-347 до н.э.

), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество [о том же писал в трактатах-диалогах «Государство» (10 книг), «Политика», «Законы» и др.]..

Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского – Аристотель (384-322 до н.э.) – также утверждал божественное происхождение государства и права.

Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом».

В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и «во всем строе мироздания».

Оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запутанным и нерешенным, не умея естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать «божественное установление».

Вместе с тем, в рассуждениях тех же древних философов находим истоки теории естественного права, поскольку, по мнению Аристотеля, законы, не зависящие от воли людей, не только божественны по своему происхождению, но по своей природе составляют и естественное право людей. Более того, Аристотель само рабство считал естественным состоянием предназначенных для этого людей.

2. Теологическая теория права в средние века

Своего расцвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей».

Основной смысл ее состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога». Два меча получили основатели церкви от Всевышнего.

Один вложили в ножны и оставили при себе. Другой вручили государям  вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать подданными и является слугой церкви.

Политическая окраска этой концепции очевидна.

Примерно в тот же период средневековья в русле теологической теории получило распространение учение богослова Фомы (Thomas) Аквинского (1225-1274), в более позднее время именуемое томизмом.

Аквинский (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, Южная Италия – 07.03.1274), средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244 г.). Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В 1323 г. причислен к лику святых католической церкви. Основные работы: «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Процесс возникновения государства и права рассматривался им аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога, в свою очередь государство обязано защищать религию.

Освящение (монарх  помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность.

Не случайно, поэтому в XVI-XVIII веках теологическую теорию активно использовали для обоснования неограниченной власти монарха.

В основу теологического учения положен тезис о существовании высшего божественного закона, который составляет основу действующего права.

В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные источники, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом.

Вот как об этом говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Земной порядок поддерживается законами – велениями разума, которые установлены и обнародованы для общего блага уполномоченными органами.

Такие законы имеют признаки: 1) разумность, 2) соответствие общему благу, 3) компетентность органа, устанавливающего закон, 4) обнародование.

Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию.

Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение. На этой основе разрабатывает рационалистические принципы, составляющие естественный закон. Таким образом, Ф. Аквинский утверждал, что существует Вечный закон, который управляет Вселенной,  это божественный разум, его часть составляет божественный закон, который содержится в Библии.

От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.

Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых – силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами.

Но человеческие законы  несовершенны, поэтому если они противоречат естественным  установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Но любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.  

Естественный закон отражается в положительном законе (позитивное право). Так, необходимость наказания за убийство основывается на естественном законе, но какое конкретно будет наказание и как оно будет осуществлено – это вопросы позитивного закона.

Положительные законы закрепляют несовершенство реального человека. Именно это предопределяет потребность в божественном законе, который содержится в Библии.

Автор выступал за активное проникновение богословской идеологии в науку и философию, за неразрывную взаимосвязь светских и религиозных институтов. Религия, по логике Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь последнее обязано защищать религию.

Призывая светские власти беспощадно бороться с еретиками, Ф.

Аквинский писал, что «извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни.

Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков».

Процесс возникновения государства и права рассматривался им аналогично сотворению богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от бога, в свою очередь государство обязано защищать религию.

Освящение (монарх  помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет и безусловную обязательность.

Не случайно поэтому в XVI-XVIII веках теологическую теорию активно использовали для обоснования неограниченной власти монарха.

Данная теория до сих пор востребована. В некоторой мере объясняется это тем, что законы современного государства освещаются божественной силой и авторитетом. Это гарантирует законам эффективность, а государству – силу.

происхождения права

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права.

В первой половине XIX века заметным представителем этой теории выступал видный французский политический деятель и католический философ граф Ж. Местр (1753-1821), посланник сардинского короля в Петербурге в 1802-1817 гг.

Источник: https://www.stud24.ru/state-theory/teologicheskaya-teoriya-prava/310165-928037-page1.html

Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др

Теория естественного права: суть и развитие теории. Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др

Напоминаем,что излагать каждую теорию надо последующей схеме:

  1. время возникновения теории;

  2. авторы или последователи;

  3. содержание теории.

Теологическуютеорию праваразработал Фома Аквинский в XIII веке.Основная идея его – право создано Богомдля управления жизнью людей. Она даруетсячеловеку через посредство пророка илиправителя.

Спомощью формально – логического метода,разработанного Аристотелем, Ф.Аквинскийсоздал стройную концепцию иерархииформ божественной, духовной, материальной.Бог во главе иерархии, духовный мирвозглавляется Папой, материальный мир– светской властью. Систему законовФома Аквинский разделил на четыре вида:

  • вечный закон – божественный разум;
  • естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом;
  • человеческий закон – это действующее (позитивное) право;
  • Божественный закон – Библия.

Теорияестественного права. Ученыепредполагают, что концепции естественногоправа возникали до нашей эры. Однако внаучном смысле разработка этой теориипринадлежит Томасу Гоббсу, Джону Локку(XVII – XVIII вв.) и множеству их последователейвплоть до XX века. Теория естественногоправа в сочетании с договорной теориейпослужила научной основой концепцииправового государства.

Естественноеправо полагается как право справедливогоразума. Естественное право присущечеловеку от рождения, люди по договорупередали государству обязанностьзащищать их естественные права.Естественные права закрепляются вдействующем (позитивном) праве.

Историческаяшкола права сформироваласьв Германии в первой половине XIX века втрудах Гуго, Савиньи, Пухты. Историческаяшкола создавалась в противовес теорииестественного права.

Авторы утверждали,что действующее право не являетсясовокупностью законов, оно возникаетсамопроизвольно из национального духа,народного сознания, поэтому право неможет быть случайным явлением или волейзаконодателя.

Право не может бытьуниверсальным, так как являетсяпроявлением особенностей национальногохарактера.

Психологическаятеория разработана Леоном Петражицким нарубеже XIX и XX веков. Суть ее заключаетсяв том, что право есть результатзакономерностей психологическогоразвития человека. Именно оно ипредопределяет сущность права.

Марксистскаятеория определяетправо как возведенную в закон волюгосподствующего класса, орудие подавленияэксплуатируемого класса. Оно обусловленоэкономическими условиями жизни общества.

1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства

Попыткидать определение понятия государствапредпринимались неоднократно, начинаяеще со времен Античности. Однако самтермин «государство» в его современномпонимании вошел в обиход лишь в XVI в.

, доэтого говорили о полисе, стране,республике, империи, но не о государстве.Известный итальянский политик, философНикколо Макиавелли (1527 – 1569 гг.

) первыйприменил термин «stato» для обозначенияполитически организованного общества.

Вместес тем, до настоящего времени отсутствуетединый, признаваемый всеми, подход кпониманию государства. Во многом этообусловлено объективными причинами –сложностью и исторической изменчивостьюсамого государства.

Кроме того, различныеисследователи неодинаково воспринимаютодни и те же государственно-правовыеявления, анализируют самые разнообразныехарактеристики государства. Отсюда иневозможность сформулировать универсальноепонятие государства.

В этой связи напротяжении уже довольно длительноговремени общепринятым является определениегосударства через перечисление ихарактеристику его признаков.

Всегосударства, независимо от индивидуальныхособенностей, обладают рядом черт,которые позволяют отличить их отдогосударственных и негосударственныхформ организации общества. К такимпризнакам относятся:

1) Наличиепубличной политической власти, выделеннойиз общества и обладающей особым аппаратомуправления и принуждения.

2) Наличиегосударственного суверенитета –верховенство государственной властивнутри страны и ее независимость вовзаимоотношениях с другими государствами.

3) Территориальнаяорганизация населения – государственнаявласть осуществляется в пределах границгосударства по территориальному, а некровно-родственному или иному признаку.

4) Неразрывнаясвязь государства с правом, общеобязательныйхарактер актов государства. Признакомгосударства является не право кактаковое, а их взаимосвязь ивзаимообусловленность.

5) Наличиесистемы налогов и государственнойказны. Существование налогов, с однойстороны, возможно лишь в условияхгосударства, поскольку присваивающаяэкономика не создает прибавочногопродукта.

С другой стороны – потребностьв подобных средствах возникает споявлением специального аппаратауправления, которого первобытноеобщество не знало, и на содержаниекоторого они направлялись.

В настоящеевремя средства государственной казнынеобходимы также для обеспечения всехнаправлений его разнообразнойдеятельности.

Кроменазванных, выделяют также дополнительныепризнаки государства: государственныесимволы (герб, флаг, гимн), памятные даты,атрибуты, единый язык общения, наличиеармии и т.д.

Сучетом изложенного, можно сформулироватьследующее определение государства.

Государство– особая форма организации политическойвласти в обществе, обладающая суверенитетом,осуществляющая с помощью специальногоаппарата в пределах своей территорииуправление обществом.

Определитьсущность явления – значит выявить тоглавное, глубинное в нем, что определяетего существование. В государстве главнымявляется власть. В связи с этим дляпонимания сущности государства важноучитывать, с одной стороны, принадлежностьполитической власти в государстве(формальная сторона), а с другой –интересы, которым служит даннаяорганизация (содержательная сторона).

Еслипри анализе сущности государстваостанавливаться только на формальнойстороне, тогда получится, что феодальноеи современное государство тождественныпо своей сущности. Между тем, очевидно,что это не так.

Главное в сущностигосударства – его содержательная сторона,другими словами, то, чьи интересы, преждевсего, данная организация политическойвласти осуществляет, какие приоритетыустанавливает в своей политике.

Вэтой связи можно выделить классовый,общечеловеческий, религиозный,национальный, расовый подходы к сущностигосударства. Долгое время в отечественнойнауке господствовал классовый подходк пониманию государства.

Однакосовременная наука исходит измногоаспектности сущности государства.Она не сводится только к классовым иобщесоциальным началам.

Поэтому всущности государства в зависимости отисторических условий на первый планможет выходить любое из вышеназванныхначал.

Социальноеназначение государства характеризуетего предназначение в обществе. Оно, всвою очередь, во многом предопределяетсясущностью государства. Другими словами,какова сущность, таковы цели, которыеставит перед собой государство. В идеалегосударство должно служить обществу,индивидам. Однако в действительностиистория знает периоды конфликтов ипротивостояний между обществом игосударством.

Такаякатегория, как социальное назначениегосударства претерпевает постоянноеизменение. В настоящее время у государствпоявляются новые направления деятельности,совершенно не характерные для государствпредыдущих периодов.

Социальноеназначение современных государствсостоит в разнообразной, широкойдеятельности, направленной на решениезадач, вытекающих из необходимостиобеспечения нормального, бесконфликтногосуществования и прогрессивного развитияобщества.

Источник: https://studfile.net/preview/5912318/page:6/

Теории происхождения права

Теория естественного права: суть и развитие теории. Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др

Основные теории происхождения права:

(мнемоправило – Бог Естественный Историк Класса)

    1. теологическая;
    2. естественная;
    3. историческая;
    4. классовая.

Теологическая теория происхождения права

Теологические взгляды на право – это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности.

Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский. Согласно его учению, миром управляет божественный разум. Право создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон, который оценивался с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права.

Жак Маритен: Право, как и государство, представляет собой результат развития духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.

Авторы теологической теории впервые связали вместе такие понятия как право и справедливость.

Теория естественного происхождения права

Согласно естественноправовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения.

Представители данной теории (Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективные порядок.

Естественное право – передано человеку извне и имеет приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.

Право наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс.

Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик ЕП в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должна соответствовать основным положениям естественного права.

В современных условиях нормы ЕП наиболее полно отражены в нормах международного права.

Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако, равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные причины ЕП в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных стран (РФ: «основы права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»).

Историческая теория происхождения права

Обосновывает происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства.

Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе естественного права (Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухта).

Право вырастает из национального духа, «народного духа». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него, «подсказанное».

Главный принцип существования права – саморазвитие. Индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями.

Право существует всегда, оно присуще народу, но не государству.

Право есть одно из проявлений духа народа, законодатель – это выразитель духа народа, законы и обычаи есть ничто иное, как формы для распознавания права, таящегося в глубине народного духа.

Классовая теория происхождения права

Опирается на историко-материалистическое учение об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права (Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И.Ленин).

Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических  связей между людьми.

Марксистская концепция выделяет его классово-волевой характер.

В обобщенном виде право – выведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Он изменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/teorii-proischozhdeniya-prava

Происхождение права и государства: основные теории

Теория естественного права: суть и развитие теории. Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др

В теории юриспруденции имеется много разных направлений в области происхождения права. Первостепенность права или правительства, отрасли одного из событий на долгие годы определили возникновение многих концепций и доктрин.

Специалисты решали вопросы образования государства и права в общебиологической сфере гражданина, свойствах фона, собственном неравенстве, враждебности людей относительно друг друга, нереальности человека выжить одному в противостоянии с окружающим миром и тому подобное.

Ниже представлены некоторые из них.

Естественно-правовая теория происхождения права

Гуго де Гроот (1583-1645) был юристом родом из Голландии, обществоведом и правительственным работником. Один из числа первооснователей концепции стественного права и науки мирового права. Его самые известные работы:

«О свободном море» и «О праве войны и мира».

Гуго Гроций является основателем Естественно-правовой концепции.

Последователи этой теории уверены, что помимо прописываемого правительством права, существуют и права, данные гражданину от природы. Их ни народ, ни государство гражданину не дарит. Они считаются положениями жизнедеятельности и присутствия человека. В числе таких прав – право на жизнедеятельность, самочувствия и другие неотъемлемые права.

Замечание 1

Последователи естественно-правовой концепции считали, что естественные права – это главные права по отношению к позитивному праву (законодательной базе, традициям, прецедентам), это права, включающие в себя разум и вечное правосудие.

Эта теория происхождения права отменяла по существу вопрос образования права, делая акцент на первоначальном присутствии у человека общественной совокупности определенных прав. Она разделяла связь между образованием правительства и права. Опираясь на эту теорию право не обязано своим образованием государству и его отраслям.

Теологическая теория происхождения права

Родоначальником Теологического суждения происхождения права выступил Фома Аквинский.

Замечание 2

В основу этого суждения заложена концепция о том, что имеется высший божественный закон, являющейся базой существующего права.

В своей интерпретации образования права это учение основывалось на духовные книги, в основном на Библию, где говорилось, что важные заповеди Моисея были даны обществу Богом. Вот одна из цитат из Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его».

Эта концепция существует много веков, но несмотря на это пользуется популярностью в современном обществе.

Причина ее популярности объясняется тем, что законы нынешнего геологического и процерковного государства наделяются божественной силой. Это обеспечивает законам продуктивность, а правительству– мощь.

Историческая школа происхождения права

Историческая школа права образовалась в начале XIX в. в Германии. Одним из ее первооснователей стал Ф. К. Савиньи.

В доктринах Савиньи и его последователей основной акцент ставился на обычное право, несколько ограниченных правовых структур той Европы.

Замечание 3

Согласно теории исторической школе, право не образуется законодателями, оно происходит самостоятельно из-за формирования общественного духа.

Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861) был немецким юристом, доктором Берлинского института. Популярность приобрел в качестве создателя многочисленных трудов по общегражданскому праву, как председатель исторической школы. Самая важная работа: «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению».

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) был фенологом, систематиком европейской средневековой философии, сконцентрированной вокруг университетов и представляющей собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля. Важнейшие работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Замечание 4

Задачи философов-правоведов заключаются в том, чтобы суметь поймать и высказать проявления общественного духа, объяснить его идеи в правовых формулах.

Историческая школа права считала, что право – объективный продукт исторического формирования. Специалисты исторической школы находили ее минус в туманности объяснения понятия «народного духа», его нематериальном направлении.

Опиши задание

Марксистская теория происхождения права

Марксистская концепция образования права держится на материалистическом подходе к этапам формирования права. Основоположниками этого учения были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Согласно марксистской теории прочной считается взаимосвязь права с государством, с финансовым укладом, с классовыми подразделениями, с давлением и репрессиями. Именно в границах этого учения прописывалось, что право является ничем без механизма, способного заставить выполнить нормы права.

Замечание 5

Исключалась важность права как глубинного пласта направляющего аппарата, гарантирующего жизнедеятельность социума. Навязывалась грубая, наказательная, насильственная задачи права.

В марксистском учении говорится, что юридические нормы имеют классовое направление. Право считается способом закрепления общественного неравенства и личной собственности.

С появлением частной собственности и разделением на классы способы поведения начали показывать и фиксировать социальное неравенство. Появились правила самовыражения, для выполнения которых требовалась вся сила правительственного насилия. Именно государство считается источником права.

Карл Маркс (1818–1883) основатель научного коммунизма.

Замечание 6

В апреле 1841 г. Марксу был официально дан статус доктора философии за его бесценный труд «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».

Достижениями марксистского учения образования права считается проведение принципов и диалектики историзма, подход к появлению права как общественного института, образованного востребованностью материальной жизни социума, взаимосвязь права с классовыми подразделениями и классовыми интересами, ряд других положений. Ценность марксистской теории в ее логическом материалистическом направлении. Выработанные в этой концепции принципы до сих пор очень популярны в обществе и государстве. Марксистская концепция видела право как приведенное в закон желание финансово главенствующего класса.

Психологическая теория возникновения права

Психологическая школа возникла ближе к концу XIX в. Широкую известность приобрела в конце XIX – начале XX вв.

Главный основоположник этой школы – Л. И. Петражицкий. Ero мнение по поводу сущности права написаны в книге «Теория права государства в связи с теорией нравственности».

Замечание 7

В психологической школе права образования государства и права определяются наличием свойств людской психики, необходимости подчиняться, править, подражать и т.д.

Он считал, что существует два вида права:

  • официальное;
  • интуитивное.

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) польский философ, правовед, депутат первой Государственной думы. Он также является основоположником психологической теории права.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/proishozhdenie-prava-i-gosudarstva/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: