Условия эксплуатации пожарных автомобилей. Эксплуатация пожарных автомобилей Нормы эксплуатации и списания пожарной техники

Содержание
  1. пожарного автомобиля: рекомендации и порядок
  2. Рекомендации по содержанию пожарных машин
  3. Порядок содержания машин в пожарных депо
  4. Порядок содержания СИЗОД на пожарных автомобилях
  5. Виды ТО пожарных автомобилей
  6. Эксплуатация пожарных машин
  7. Техническое обслуживание
  8. Как планируется техническое обслуживание
  9. Первое техническое обслуживание (ТО-1)
  10. Второе техническое обслуживание
  11. Сезонное обслуживание (СО)
  12. Ежедневное техническое обслуживание
  13. Техобслуживание на пожаре
  14. Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей
  15. Заключение по теме
  16. Методические рекомендации по хранению, ремонту и эксплуатации пожарных рукавов
  17. Требования к эксплуатации рукавов
  18. Правила применения рукавов при пожаре
  19. Какой срок эксплуатации рукавов
  20. Техническое обслуживание пожарных рукавов
  21. Отмачивание / оттаивание
  22. Осмотр и проверка
  23. Мойка рукавов
  24. Сушка рукавов
  25. Талькирование рукавов
  26. Скатка и перекатка
  27. Ремонт рукавов
  28. Правила хранения пожарных рукавов
  29. Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность
  30. Виды технического обслуживания пожарных автомобилей
  31. Ежедневное
  32. Техническое обслуживание на пожаре и АСР
  33. Первое техническое обслуживание
  34. Сезонное техническое обслуживание
  35. Виды и периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей: техника постоянного использования, на хранении, ежедневное и сезонное
  36. Виды технического обслуживания
  37. Спецтехника постоянного использования
  38. Техника на хранении
  39. Сезонное
  40. Заключение
  41. : Техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения

пожарного автомобиля: рекомендации и порядок

Условия эксплуатации пожарных автомобилей. Эксплуатация пожарных автомобилей Нормы эксплуатации и списания пожарной техники

Соблюдение требований содержания пожарных автомобилей гарантирует эффективную реализацию тактико-технических возможностей техники.

В процессе эксплуатации машины изнашиваются, к общим рекомендациям по ТО автомобилей добавляются и требования по проведению планового ремонта.

Только в таком случае можно дать гарантию, что в критической ситуации боевая машина ГПС сможет бесперебойно обеспечить доставку расчета и подачу ОТВ.

Рекомендации по содержанию пожарных машин

Использование неисправных и неподготовленных к боевому дежурству машин не допускается, так как это приводит к увеличению ущерба пожара и травмам людей. Исправным считается автомобиль, который может немедленно выехать по вызову и приступить к тушению огня.

Все рабочие агрегаты и системы механизмов, средства связи, пожарно-техническое вооружение должны содержаться в полной готовности. Правильное содержание пожарного автомобиля кроме поддержания в исправности основных систем предполагает полную комплектацию снаряжением, СИЗОД и одеждой для боевого расчета.

Температура охлаждающей жидкости в двигателей должна быть не менее +10°С, также должны быть в полной готовности и все пусковые средства.

Ежедневное содержание пожарного автомобиля и проведения регулярного ТО – обязанность заступающего на смену караула. При этом проверяется исправность систем, механизмов и комплектация оборудования.

Методические рекомендации по содержанию пожарных машин были разработаны в 2002 году и утверждены Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В них рассмотрены все аспекты поддержания противопожарной техники в исправном рабочем состоянии и прописан срок эксплуатации того или иного вида спецтехники.

Рекомендации распространяются на все ПА, независимо от того, на балансе какого предприятия они состоят.

Порядок содержания машин в пожарных депо

и условия размещения машин в депо ГПС регламентированы ГОСТом 12.4.009, НПБ 101-95, а также внутренним Наставлением по технической службе ГПС. Чтобы автомобили были всегда на боевой изготовке, температура воздуха в помещении не должна быть ниже +12°С.

Места стоянки машин оборудуют аварийным освещением, запитанным от двух независимых источников.

В зимний период с увеличением времени дежурства автомобилей на территории предприятий оборудуют дополнительный водоисточник для заправки автоцистерн с поддержанием температуры жидкости на уровне +25…+30°С.

Горюче-смазочные и эксплуатационные материалы подбираются в зависимости от типа автомобилей, стоящих на балансе ГПС, и должны отвечать пунктам Наставления по техслужбе и нормативно-правовым актам, в которых определены нормы расхода топлива.

В обязанности ответственных за содержание ПА входит:

  • поддержание исправного состояния техники;
  • заправка машин горюче-смазочными материалами и горючим;
  • комплектация ПТВ, инструментом и СИЗОД.

При получении на баланс новых автомобилей каждая машина обязана пройти обкатку. Обязательный этап содержания новых пожарных машин после обкатки – ТО шасси и спецоборудования. Далее приказом руководителя подразделения автомобиль ставится на боевое дежурство и закрепляется за водителем.

автомобилей в течение всего срока эксплуатации предполагает регулярное прохождение техосмотра:

  • ежедневно при заступлении караула на смену;
  • при пожаре, дежурстве на предприятии;
  • по возвращении с пожара, дежурства;
  • после 1000 км пробега;
  • регламентные ТО-1 и ТО-2 в зависимости от рекомендаций производителя;
  • сезонное ТО.

На предприятии обязательно должен быть организован пост ТО, который включает в себя мастерскую, кабинет безопасности движения, смотровую канаву, кладовую, пункт заправки, склад ГСМ.

Частью содержания пожарных автомобилей является проведение ремонта. Он положен после определенного километража, а также в случае необходимости. Ремонту узлов и агрегатов предшествует диагностика их состояния.

Капитальный и средний ремонт проводится по результатам оценки ПА комиссией. График плановых ремонтов разрабатывает отдел пожарной техники ГПС и согласовывает его с администрацией предприятия.

План-график составляется за месяц до начала года.

Порядок содержания СИЗОД на пожарных автомобилях

Средства индивидуальной защиты органов дыхания, к которым относятся противогазы,  дыхательные аппараты и маски дыхательных аппаратов как часть оборудования пожарных автомобилей должны размещаться в машине только в вертикальном положении в специально отведенных для них ячейках. Чтобы предупредить механические повреждения этого оборудования, дно ячеек должно быть обито амортизирующим материалом.

При работе техники при пониженных температурах средства индивидуальной защиты органов дыхания переносят в кабину боевого расчета.

Все пожарные автомобили основного назначения, которые по нормативам комплектуются СИЗОД, должны иметь на балансе резервный дыхательный аппарат.

При этом на каждый дыхательный аппарат приходится один  резервный комплект баллонов с воздухом, а для каждого противогаза – один резервный баллон с кислородом и регенеративный патрон.

Резервные баллоны и патроны размещают в отдельные ящики, дно и стенки которых проложены амортизирующим материалом. Ящики опечатывают с внешней стороны. Обязательное условие – нанесение информации:

  • для регенеративных патронов о дате производства и типе поглощающего вещества и весе патрона;
  • для баллонов указывают их номер и дату заполнения.

При перевозке резервных регенеративных патронов и баллонов на оборудование ставят заглушки и пломбы.

Источник: https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/soderzhanie-pozharnogo-avtomobilya.html

Виды ТО пожарных автомобилей

Условия эксплуатации пожарных автомобилей. Эксплуатация пожарных автомобилей Нормы эксплуатации и списания пожарной техники

Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами.

Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники».

Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.

Эксплуатация пожарных машин

Организация эксплуатации – это перечень процессов, которые производятся с автомобилем. Здесь четкая последовательность проводимых действий:

  • после регистрации автомобиля в автоинспекции его ставят на боевое дежурство;
  • внутри гаража машину ставят на свой учет;
  • здесь же все время контролируют, какие работы автомобиль проводит;
  • техническое обслуживание;
  • ремонт;
  • перевод техника на зимнее или летнее обслуживание;
  • диагностика технического состояния.

Техническое обслуживание

К техническому обслуживанию пожарных автомобилей отношение серьезное. Потому что от ТО зависит эффективная работа техники. Но, как и любое оборудование, со временем детали, узлы и агрегаты изнашиваются.

Этот процесс закономерный и естественный. Износ деталей приводит к снижению качественного состояния самой машины. А значит, велика вероятность, что в самый неподходящий момент она выйдет из строя.

Это скажется на боевом состоянии пожарной части.

Технический осмотр пожарной машины силами дежурного экипажа

Есть пять эксплуатационно-технических показателя, которые определяют техническое состояние оборудования. Это:

  • долговечная эксплуатация;
  • надежность техники;
  • скорость перемещения должна быть максимальной;
  • максимальная должна быть и производительность или мощность;
  • экономическая сторона дела не должна быть забыта.

Понятно, что со временем эти характеристики снижаются. Но чтобы увеличить их действие во времени, нужно периодически проводить обслуживание, и при необходимости, выявляя недостатки или поломки, проводить ремонт. Поэтому для пожарных автомобилей производители устанавливают периодичность.

Что должно обеспечивать ТО:

  • постоянную готовность выполнять боевую задачу;
  • в течение установленного производителем срока обеспечивать надежную службу;
  • передвигаться с высокой степенью безопасности;
  • находить и устранять причины, которые могут создать условия возникновения отказов в работе;
  • не превышать установленный паспортом расход горючего, а также других расходных материалов;
  • уменьшить негативное воздействие самого пожарного автомобиля на природу.

Мойка пожарной машины

ТО – это в первую очередь мойка автомобиля, смазка вращающихся и перемещающихся деталей, подтяжка крепежей, диагностика. Во вторую очередь – это заправка топливом и огнетушащим веществом, регулировка деталей и узлов согласно стандартам, ремонтные работы. Эти три операции проводятся только после того, как будет выполнена диагностика. И если она подтверждает, что эти процедуры необходимы.

Техническое обслуживание является системой планово-предупредительной. То есть беспричинно вскрыть автомобиль и начать проведение ТО, никто не позволит. Поэтому на каждый год составляется план проведения этого мероприятия. И его строго по времени придерживаются.

Суть ППС заключается в следующем:

  • проводить испытания и обслуживание через установленный производителем пробег, или через определенное время эксплуатации;
  • есть два вида (соответственно и периодичность) ТО пожарных автомобилей: ТО-1 и ТО-2, при производстве которых применяется перечень собственных работ;
  • оба вида ТО проводят в разных подразделениях.

Итак, из выше сказанного можно сделать заключение, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт по необходимости.

Ремонт пожарных машин делается по необходимости

Как планируется техническое обслуживание

Виды технического обслуживание пожарных автомобилей – это два вида: ТО-1 и ТО-2. График, он же годовой план, для ТО-1 разрабатывает начальник технического отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с отделом пожаротушения этой же части. План-график утверждается начальником гарнизона.

Важно! Составляя план-график ТО, начальник техотдела формирует равномерную периодичность вывода каждого пожарного автомобиля из боевого дежурства. При этом он учитывает ТО-2 и другие специфичные условия несения службы пожарной части.

Что касается ТО-2, то план-график его составления производит служба пожаротушения областного или регионального управления, которая все свои наметки согласовывает со службой вышестоящей организации, а также с отделом службы и подготовки. Утверждает этот документ начальник ОГПС или УГПС. То есть составляется он не в пожарной части. А вот выписку из него рассылают всем подразделениям за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.

Необходимо отметить, что в некоторых регионах оба вида ТО объединяются в один план-график.

ТО проводится строго по плану согласно инструкции

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.

Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:

So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.

Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:

  • пожарный автомобиль выводят из боевого дежурства максимум два дня;
  • проводят обслуживание на посту, к которому машина закреплена;
  • само техническое обслуживание производит экипаж в свободное и рабочее время, руководитель – старший водитель;
  • за основу ТО берется инструкция обслуживания пожарных машин.

Руководит ТО-1 старший водитель

Второе техническое обслуживание

Периодичность ТО-2 основных пожарных автомобилей – пробег 7000 км или один раз в год. Для специальных машин – 5000 км. Для этого автомобиль выводится с боевого дежурства на два или три дня. Проводят его водитель автомобиля и работники технической службы пожарной части.

Постановка пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание производится в пожарно-техническом центре на посту (отдельном для каждой машины).

Сезонное обслуживание (СО)

Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания.

Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года.

В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.

Замена шин – сезонное техническое обслуживание

Ежедневное техническое обслуживание

Цель ЕТО – убедиться, что пожарная машина готова к боевым действиям. Это мероприятие производит водитель и члены экипажа, заступающие в караул. Руководит процессом командир отделения. Что делается во время ежедневного ТО:

  • заводится автомобиль с целью проверки корректной работы двигателя, насоса, прочих механизмов и агрегатов;
  • если появляется необходимость, производится заправка топливом, маслом, водой и огнетушащими материалами.

Техобслуживание на пожаре

К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.

Суть проведения ТО этого типа состоит в том, что во время работы всех агрегатов и механизмов машины она подвергается большим нагрузкам.

И цель водителя – отследить, чтобы какой-то из узлов не вышел из строя. Поэтому не существует нормативов, которые касаются времени проведения ТО этого типа.

Но в сложной боевой обстановке это делать надо все равно, в независимости от того, что происходит на пожаре.

Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.

После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.

Обслуживание автомобиля во время пожара

Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.

Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.

Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей

Есть две причины, почему разрабатывается технологический процесс:

  1. Рационально проведенный процесс исключает временные затраты непроизводственного типа.
  2. С его помощью рационально используется оборудование и инструменты, а также персонал поста, участвующего в проведении технических работ.

ТО пожарных машин – это комплекс действий, которые проводятся в последовательном определенном порядке. Все действия, они же операции, объединяются в группы по условиям выполнения или по характеру проводимых операций. Поэтому проводимые во время ТО работы делятся вот на эти категории:

  • моечные операции, они же уборочные;
  • диагностические, они же осмотровые;
  • крепежные, в процессе которых подтягиваются крепежные изделия разного назначения;
  • регулировочные;
  • заправочные: топливо, огнетушащее вещество, техническое масло;
  • смазочные, здесь производится смазка вращающихся узлов и деталей;
  • шинные: замена шин, подкачка воздуха и прочее.

В видео показано, как надо проводить техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения:

Заключение по теме

Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.

https://www.youtube.com/watch?v=Ykn5MdEvV60

При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины.

А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца».

Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.

Источник: https://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/vidy-to-pozharnyh-avtomobilej.html

Методические рекомендации по хранению, ремонту и эксплуатации пожарных рукавов

Условия эксплуатации пожарных автомобилей. Эксплуатация пожарных автомобилей Нормы эксплуатации и списания пожарной техники

Правила хранения, ремонта и эксплуатации пожарных рукавов при применении требуют конкретизации. С этой целью составлено Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации рукавов, утвержденное МЧС РФ в 14.11.2007 (далее по тексту – Руководство). Также есть Инструкция с аналогичным названием от 1994 г.

Методические рекомендации по организации и порядку эксплуатации рукавов – это основа для изучения рукавного хозяйства. Рассматриваемая деятельность раскрывается также учебниками по ПСП, ТСП, локальными нормативными документами, например, Методикой пожарно-тактических расчетов, Рекомендациями для дежурного караула.

Требования к эксплуатации рукавов

Рукава делятся на два типа:

Основные условия при использовании:

УсловиеОписание
Документальное сопровождение
  • формуляры (эксплуатационные паспорта);
  • книги учета;
  • табели положенности;
  • ведомости движения ПР, состояния, инвентаризационные;
  • акты о перекатке, списании;
  • бирки о техобслуживании.
Входной контроль, последующие проверки, испытанияПри поступлении рукавного оборудования в пожарную часть делают осмотр, испытания на стендах (в том числе на герметичность). Происходит постановка на вооружение: заполняют паспорт, наносят инвентаризационный и порядковый номер.Последующие испытания:
  • после каждого ТО;
  • 2 раза в год вместе с пожарной техникой;
  • каждый раз, если не выдержали проверку внешним осмотром;
  • всасывающие типы, не использующиеся, находящиеся на складах испытывают после гарантийного хранения, но осмотр должен быть 1 раз в 12 мес.
Скатка и периодическая перекатка.Техническое обслуживание включает скатывание, перекатки, производимые ответственными лицами (начальниками караулов), техотделами, линиями, базами.

Основное требование охраны труда и ПБ: изделия поставляются в боевой расчет чистыми, не поврежденными, с навязанной арматурой в скатках. Не используют все время одни и те же ПР – должен быть оборот из запасов.

Правила применения рукавов при пожаре

Нормы и требования безопасности при эксплуатации:

  1. использование зимой:
    1. забор из открытых источников – глубокий;
    2. подают по одной магистрали помпой на высоких оборотах с приоткрытым патрубком;
    3. при t° ниже -20°C подключают максимум рабочих трубопроводов, при паузах делают слив;
    4. начиная подавать воду, ее частично сливают, проверяя помпу, а через 15 – 20 сек. повышают медленно обороты;
    5. при длительной работе всасывающих шлангов часть воды сбрасывают;
    6. при уборке линий водоподача продолжается со сниженным напором «от ствола к насосу»;
    7. ОТВ сливается немедленно с отключенных линий;
  2. не допускается попадание грязи в соединения, а также нефтепродуктов, агрессивных веществ, химикатов на ПР;
  3. избегают прокладки рукавов по площадям с ГСМ, химикатами; исключают перегибы, попадание на предметы, способные повредить, прожечь, проколоть;
  4. запрещено сбрасывать шланги – используют веревки, также нельзя их бросать, в том числе при извлечении, и скидывать на изделия любые предметы;
  5. нельзя ударять головки, другую рукавную арматуру;
  6. по л/к тянут линии по междумаршевым проемам, не загромождая пути;
  7. выбирают местности для прокладки с твердым покрытием;
  8. нужно стараться прокладывать по непроезжим частям или применять защитные мостики;
  9. линии протягивают под рельсами в междушпальном пространстве;
  10. применение рукавных седел (колен) в местах перегибов (проемы сооружений) обязательное;
  11. вертикальные прокладки разгружаются задержками – тросами с карабинами и крюками. Для всасывающих типов используют разгрузочные веревки;
  12. подача, перекрытие воды – плавные (без гидроударов);
  13. течь на месте тушения ликвидируют оперативно, зажимами: корсетными, ленточными, отрезками шлангов;
  14. предусматривают запас рукавов возле разветвлений, а в автомобилях он должен быть двойным.

Какой срок эксплуатации рукавов

Сроки годности пожарных шлангов:

  • для всасывающих:
    1. по Руководству 2007 г. (п. 3.3.4) – 10 лет. Эксплуатационный период продолжают с ежегодными проверками, если пройдены испытания;
    2. сроки по ГОСТ 5398 (п. 6,2 – 6.3) и Р. 4 Руководства (не меньше):
      • гарантийный срок эксплуатации – 2 года;
      • хранения – 3,5 лет;
  • для НПР – от 5 лет (п. 5.17 ГОСТ Р 51049).

Во всех случаях сроки продлеваются на неопределенный период, если изделие проходит испытания. Обычно производители дают гарантию для НПР на 10 лет, есть предприятия, заявляющие 15 – 20 лет.

Техническое обслуживание пожарных рукавов

Ответственные за работу по ТО, а также за сохранность рукавного хозяйства, оборудования для обслуживания, как правило, начальники караулов или их помощники. Они же делают записи в бумаги.

Фото моделей оборудования – ванн, моечных машин, станков перекатки/навязки, сушильных аппаратов – есть в Инструкции от 1994 г.

Отмачивание / оттаивание

Правила процедуры:

  • на месте пожаротушения:
    • при замерзании сначала отогревают головки кипятком, выхлопными газами, паром, производят разъединение, затем переходят к сгибам и складывают гармошкой;
    • при полном промерзании складывают без сгибания, шланги перевозят на прицепах грузовиков, располагая не смотанными;
  • в ПЧ применяют:
    • теплые помещения
    • горячие ванны, используемые также для отмачивания/мойки загрязненных ПР.

Осмотр и проверка

Внешний визуальный контроль:

  • для использующихся НПР: после применения, но минимум 1 раз в 1 мес.;
  • для рукавов на складе (хранении): 1 раз в 12 мес.

Осмотром проверяют маркировку, места соединения, арматуру, отсутствие внешних дефектов, разрывов, загрязнений, свищей.

Мойка рукавов

Мойку пожарных рукавов осуществляют:

  • рукавомоечными машинами;
  • ручным инструментом (волосяными щетками);
  • струями воды под напором.

Сушка рукавов

Для сушки пожарных рукавов используют шкафы, башни, шахты с площадками, грузоподъемными механизмами, узлами для подвешивания. Принцип работы сушильного оборудования – подача нагретого воздуха.

Шланги развешивают равномерно по 10 – 15 шт. на 1 м² с помощью специальных механизмов (УПСПР). На высоте 2 – 2,5 м от пола башни для сушки должен быть защитный навес из сетки. Время экспресс сушки или иного режима указывается в ТД для каждого вида материала.

Применяется также естественный способ просушивания – раскладывание рукавов на открытом пространстве, и шкафы (ШСПР). Процедуру можно осуществить на месте тушения установкой для продувки.

Талькирование рукавов

Материал шлангов, их резиновые, латексные камеры склонны к слипанию, слеживанию, поэтому обработка тальком после просушивания обязательная.

Установка для сушки и талькирования пожарных рукавов АИСТ 2 выглядит как заправленная рабочим порошком емкость с компрессором. Есть варианты оборудования: АИСТ 1, АИСТ 3. ПР подключают к патрубку, через который в рукава нагнетается тальк.

Скатка и перекатка

НПР содержатся только в скатках, с обвязкой (закреплением толстой нитью). Всасывающие ПР не сматываются, поскольку армированные – для них есть специальные пеналы с прокладочными лентами. Применяемые изделия помещают в расходные стеллажи с быстрым доступом.

Скатка (производится после сушки):

  1. для сохранения на складах – одинарная;
  2. для режима готовности:
    • двойные мотки;
    • гармошки (вертикальные, горизонтальные);
  3. «восьмерка» – для временного содержания. Шланг наматывают на широко расставленные в стороны руки.

Перекатка:

  • после каждого применения;
  • после ТО, ремонта;
  • не реже 1 раз в год, а если изделия хранятся на складе – 1 раз в квартал.

«Улитка», а также двойной моток создается вручную или на станках (ПСР-1,2; СНП-2, НТ, ТЦ-12у) с катушками, шпульками.

Перемотка – это процедура создания нового канта, складки со смещением под углом 90°, то есть новый сгиб прокладывают ровно посередине ленты рукава. Локальный акт, например Инструкция по эксплуатации для ГПС Ленинградской обл. от 2009 г., может предписывать перекатку чаще – 1 раз в 6 мес. согласно периодичности обслуживания пожарного оборудования (весной и осенью).

Подробнее про скатку и перекатку рукавов читайте здесь.

Ремонт рукавов

Около места пожаротушения ремонт осуществляют оперативно накладками:

  • корсетными – для течи в продольном направлении до 100 мм;
  • ленточными – для отверстий до 20 мм или разрывов до 3 мм;
  • отрезками напорных рукавов (250 – 200 см).

Если починка делается в процессе пожаротушения зажимами, то напор понижают, заплатка передвигается на место и закрепляется.

После тушения накладки убирают, место течи отмечают – мероприятие продолжают в ПЧ на станках для ремонта. Шланги на протяжении 10 дней направляются вместе с формулярами на ремонт. В 4-дневный срок делаются записи в формулярах, книге учета. После ТО проводят испытания, о чем тоже делают отметки.

В ПЧ на верстаках для ремонта обслуживают чистые, сухие изделия двумя методами:

ВариантОписание
ВулканизацияПрименяют нагревательное спецоборудование. Варианты заплаток:
  1. Сырой резиной, растворенной в авиационном топливе, поэтапное нанесение нескольких слоев.
  2. Из комбинации растворенной резины с прорезиненным материалом.
КлеиДля ремонта наносят клей (Витур с отвердителем ПИЦ), ставят заплату из ткани Чефер или аналогичной ПР, зажимают струбциной, держателями. Используют приспособление, приклеивающее заплатку изнутри. Нюансы описаны в локальных актах, например, в Инструкции по эксплуатации НПР в подразделениях ГПС утв. МЧС Ленинградской обл.
Замена головокВся поврежденная рукавная арматура не ремонтируется, а заменяется новой.

Если рукав ремонтировался 2 раза и после каждого мероприятия не прошел испытания, то он списывается, для чего приказом руководства согласно утвержденной инструкции создается комиссия. Подробный порядок прописан в подзаконных актах, например, в Приказе МЧС России N 35 от 25.01.2006.

Правила хранения пожарных рукавов

Места, где хранятся рукава, и их условия должны отвечать нормам:

  1. изделия содержатся на складах в вертикальных одинарных мотках;
  2. используемые ПР держат в двойных скатках (реже – гармошки) в режиме готовности с навязанными головками.
  3. скатки с бирками размещают в нумерованных ячейках на стеллажах для хранения пожарных рукавов без острых краев с поддонами (настилами);
  4. большие диаметры – на нижних полках. Положение должно исключать возможность травм, затруднений при извлечении;
  5. отдаленность места хранения от нагревающихся объектов – от 1 м;
  6. температурный режим не ниже 0 °C, влажность 50 – 65%;
  7. место, закрытое от солнца, потоков тепла;
  8. не допускается хранение близко к ГСМ, агрессивным смесям, химикатам;
  9. новые шланги, не поставленные в расчет, содержат отдельно;
  10. хранение навалом, штабелями запрещено, как и совместное нахождение с иными материалами;
  11. рукава, отложенные на ТО, могут храниться на своих штатных местах, но с бирками («Р», «С») или с обозначением мелом;
  12. допускается использование передвижных стеллажей;
  13. рукава боевых расчетов размещают в двойных скатках в расходных стеллажах (ячейки могут не нумероваться) в местах для наиболее оперативного доступа. Количество ПР на полках не должно быть меньшим вывозимого на спецтехнике. Взятие/возвращение ПР отображается в ведомостях.

Источник: https://ProffiDom.ru/633-pravila-hraneniya-remonta-i-ehkspluatacii-pozharnyh-rukavov.html

Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность

Условия эксплуатации пожарных автомобилей. Эксплуатация пожарных автомобилей Нормы эксплуатации и списания пожарной техники

14.06.2019

Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание.

Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего.

В России существует специальный закон: Приказ № 555 “Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей”, который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.

Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.

Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:

  • ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.
  • Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
  • ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.
  • СО – сезонное, при смене времени года.

Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:

  • месяц;
  • полугодие;
  • год;
  • согласно регламенту.

На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.

Ежедневное

Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:

  • внешним видом;
  • безопасностью езды;
  • исправностью основных агрегатов;
  • функционированием ПТВ и АСО;
  • уровнем горючего, охладителя и ГСМ.

Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:

  • ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;
  • ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
  • специальные ПА – 7 мин.;
  • АЛ и АЦПК – 10 мин.

В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:

  • Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.
  • Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.
  • Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.
  • Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.
  • Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.
  • Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.
  • Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.
  • Степень натяжения ремней привода.
  • В зимний период – чехол-утеплитель.
  • Отсутствие протечек ГСМ.
  • Показатель масла во всех элементах двигателя.
  • Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.
  • Функционирование сцепления и степень хода педали.
  • Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.
  • Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.
  • Наличие свободного хода руля.
  • Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.
  • Работа радиосвязи.
  • Тормозная система.
  • Коробка переключения передач.
  • Раздаточная коробка.
  • Переключение мостов, при их наличии.
  • Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.
  • Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.
  • Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.
  • Соединение насоса и рамы.
  • Запуск мотора из насосного отделения.
  • КИП насосного отделения.
  • Вакуумная система.
  • Герметичность насоса.
  • Масляный фильтр после отключения мотора.
  • Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.
  • Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.
  • Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.
  • Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.

Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.

Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:

  • масло в двигателе, холостой ход;
  • масло в двигателе, средние обороты;
  • напряжение, запуск мотора;
  • напряжение, рабочий режим;
  • давление пневматической системы, отключение аккумулятора;
  • давление пневматической системы, номинал;
  • давление в тормозах, нажатая педаль;
  • выход штоков тормозных камер;
  • свободный ход педали тормоза;
  • дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.
  • свободный ход педали сцепления;
  • полный ход педали сцепления;
  • люфт руля;
  • прогиб ремня привода;
  • время вакуумирования;
  • разряжение в насосной полости, максимум;
  • разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.

Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.

Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:

  • плотность электролита;
  • давление в колёсах;
  • уровень затяжения колёсных гаек.

Техническое обслуживание на пожаре и АСР

В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:

  • безопасное удаление от пожара;
  • отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;
  • смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;
  • отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;
  • нагрев охлаждающей жидкости;
  • давление масла в моторе;
  • показания КИП;
  • очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;
  • заполнение резервуара воды после завершения тушения;
  • откачка воды из насоса и системы подачи;
  • ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.

В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:

  • Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.
  • Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.
  • Гидрант – плотное соединение сальников.
  • Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.
  • Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.
  • Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.

Первое техническое обслуживание

Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:

  • основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;
  • специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.

Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.

ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:

  • Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.
  • Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.
  • Смазка элементов.
  • Прочистка фильтров.
  • Функционирование осветительных приборов и сигналов.
  • Работа насоса и всех коммуникаций.

При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:

  • Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.
  • Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.
  • Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.
  • Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.
  • Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.
  • Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.

Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.

Сезонное техническое обслуживание

Источник: https://stavto.ru/articles/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-pozharnykh-avtomobiley-vidy-sroki-periodichnost/

Виды и периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей: техника постоянного использования, на хранении, ежедневное и сезонное

Условия эксплуатации пожарных автомобилей. Эксплуатация пожарных автомобилей Нормы эксплуатации и списания пожарной техники

Оперативно выехать к месту пожара, обеспечив быстрое тушение возгораний, позволит только исправная спецтехника.

Поэтому, важным является вопрос проведения технического обслуживаний пожарных автомобилей.

Своевременное обслуживание позволит вовремя выявить неисправность техники, устранить ее, поддерживать рабочее состояние всех узлов и систем.

Своевременное профессиональное техническое обслуживание (ТО) спасательных автомобилей обеспечит:

  1. постоянную работоспособность спецмашин и готовность их использования по назначению;
  2. надежное и отказоустойчивое функционирование спецтехники в межремонтный период;
  3. безопасность спасателей, работающих на спецмашинах;
  4. длительный рабочий ресурс узлов и деталей;
  5. своевременное выявление причин, которые могут привести к преждевременному выходу из строя узлов и агрегатов спецмашин;
  6. снижение расхода горюче-смазочных и расходных материалов.

Виды технического обслуживания

Объем процедур и периодичность ТО пожарных машин определяется инструкциями по эксплуатации этих транспортных средств и нормативными документами, регламентирующими обслуживание и ремонт противопожарной спецтехники. Самостоятельно сокращать или отменять какие-либо из установленных видов работ категорически запрещается.

Автомобили, располагаемые в боевом расчете и в резерве, всегда должны быть технически готовыми к выполнению своих функциональных задач.

Заправка пожарной машины водой для пожаротушения

Их готовность определяется:

  • надлежащим техническим состоянием;
  • заправкой, в требуемых объемах, горюче-смазочными и огнетушащими веществами;
  • комплектацией требуемыми средствами и инструментами для борьбы с огнем;
  • соответствием внешнего вида нормативным требованиям (окраска, указатели, световые и звуковые приборы).

В зависимости от объемов работ и периодичности их выполнения есть разные виды технического обслуживания пожарных автомобилей.

Спецтехника постоянного использования

Для пожарных машин, постоянно используемых в боевых расчетах, предусмотрены следующие виды ТО:

  1. контрольный осмотр при поступлении на дежурство, выезде с места постоянной дислокации;
  2. ТО при выполнении спасательных, аварийных работ, на пожаре;
  3. ТО1 и ТО2;
  4. сезонное обслуживание.

Контрольный осмотр предусматривает проверку наличия в автомобиле достаточного количества горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ, целостности и исправности основных рабочих узлов, используемых при тушении пожара. ТО при выполнении боевой задачи проводится непосредственно на объекте использования техники.

Оно предусматривает выполнение необходимых процедур, регламентируемых нормативными документами МЧС РФ, а также эксплуатационными инструкциями машин соответствующих моделей. Выполнение этих работ исключит непредвиденную поломку спасательной техники во время выполнения ее функциональных задач.

Проверка крепежей на пожарной машине

ТО1 выполняется с целью снижения интенсивности износа узлов и деталей, своевременного выявления дефектов и поломок. Перечень работ включает визуальный осмотр, регулировку, проверку крепежей, смазку рабочих узлов и систем.

ТО 2 предусматривает выполнение работ по ТО1 и дополнительно, более глубокую, проверку состояния всех функциональных узлов и систем. Постоянно эксплуатируемые спецавтомобили обязаны дважды в год проходить сезонное ТО. Это позволяет адаптировать спецтехнику к разным климатическим условиям – зимы и лета.

Техника на хранении

Пожарные автомобили, которые находятся в резерве, также периодически обслуживаются. ТО выполняется для того, чтобы исправную технику можно было в любой момент ввести в дежурный расчет.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей на хранении

Различают следующие виды ТО для временно неиспользуемых автомобилей:

  • месячное ТО;
  • полугодовое обслуживание;
  • годовое ТО;
  • регламентные процедуры.

Перечисленные работы выполняются в соответствии с инструкциями завода-производителя. В процессе хранения автомобилей также уделяется внимание его внешнему виду:

  1. наличие грязи, пыли на рабочих узлах;
  2. целостность защитных покрытий, лакокрасочного слоя;
  3. надежность герметизирующих уплотнителей.

Сезонное

Этот вид ТО выполняется два раза в год с целью нормальной работы техники в весенне-летний и осенне-зимний период.

Покраска пожарной машины

Перечень работ сезонного технического обслуживания пожарных автомобилей включает:

  • прочистку сжатым воздухом и промывку элементов системы питания мотора;
  • регулирование системы питания в соответствии с климатическими условиями эксплуатации техники;
  • сезонную смену горюче-смазочных материалов и других рабочих жидкостей;
  • обработку мест коррозии (при наличии) их покраска.

Кроме перечисленных работ, при подготовке машин к зимнему периоду, дополнительно к перечисленным процедурам, проводится:

  1. установка элементов утепления;
  2. проверка работоспособности систем обогрева кабины, двигателя, функциональных отсеков;
  3. проверка предпускового обогревателя;
  4. заправка систем охлаждения и обмывания стекол незамерзающими жидкостями;
  5. удаление скопившегося конденсата в системах пневмопривода тормозов, системах пневмоуправления и пуска.

Подготовка машин к эксплуатации летом предусматривает выполнение следующих процедур:

  • отключение предпускового обогревателя;
  • снятие с машин утеплительных элементов;
  • заправка «летнего» омывателя стекла;
  • заправка «летним» дизтопливом.

Заключение

Надежная и отказоустойчивая пожарная машина – это залог оперативного прибытия группы спасателей на объект, быстрое тушение пожара, возможность безопасной эвакуации людей, надежная защита спасателей во время работы.

Учитывая это, важно своевременно выполнять все требования и соблюдать порядок технического обслуживания пожарного автомобиля. В таком случае техника всегда будет в исправном состоянии и сможет выполнить поставленную задачу.

: Техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения

Источник: https://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/tehnicheskoe-obsluzhivanie-pozharnyh-avtomobilej.html

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: