Великие стройки сталинской эпохи. Самые масштабные зарубежные стройки ссср

Содержание
  1. Самые масштабные зарубежные стройки СССР
  2. Индонезия
  3. Монумент Молодости
  4. Индия
  5. Египет
  6. Афганистан
  7. Китай
  8. Похороненные масштабные проекты эпохи СССР (34 фото)
  9. «Гигантский символ коммунизма» – Дворец Советов
  10. «Стройка №506» – Сахалинский тоннель
  11. «Боевой крот» – засекреченные подземные лодки
  12. «Автомобиль 2000»
  13. 10 самых амбициозных и неосуществленных проектов СССР
  14. Главный Туркменский канал
  15. Трансполярная магистраль (стройка 501—503)
  16. Сахалинский тоннель (стройка 506—507)
  17. Поворот сибирских рек
  18. Башня Никитина — Травуша 4000 (проект)
  19. Терра-3
  20. «Звезда» (лунная база)
  21. Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)
  22. ДЕМОС
  23. Самые масштабные постройки в Советском Союзе
  24. Сталинское Великое преобразование природы
  25. Когда воду превратили в электричество
  26. Как сибирским рекам планировали менять поток
  27. Заключение
  28. Великие стройки СССР
  29. «Магнитка»
  30. Байкало-Амурская магистраль
  31. Волго-Донской канал
  32. План преобразования природы
  33. Волжская ГЭС
  34. Братская ГЭС

Самые масштабные зарубежные стройки СССР

Великие стройки сталинской эпохи. Самые масштабные зарубежные стройки ссср

Сегодня развитие стран «третьего мира» считается долгом стран из числа «цивилизованных». Строительство масштабных проектов в развивающихся государствах финансируется за счет кредитов МВФ, загоняющих народы в долги на десятилетия вперед, причем проектирование и выбор подрядчиков строго подчинено интересам корпораций.

С грабительскими процентами или без, деваться обычно некуда: беднякам выбирать не приходится.

Но так было не всегда.

Когда существовал «второй мир» — Советский Союз и примкнувшие к нему страны социалистического выбора, — русские строители по сложным кредитным схемам (большая часть долгов через некоторое время списывалась) возводили грандиозные сооружения в самых экзотических уголках планеты.

Многое из построенного навсегда изменило жизнь миллионов людей и до сих пор олицетворяет мощь Советского Союза, образуя своего рода «красный след» в истории беднейших стран мира — в первую очередь, в Азии.

Индонезия

Стадион Гелора Бунг Карно Огромный стадион построен советскими специалистами на субсидированный кредит в 1960 году. Китай и СССР помогали борьбе Индонезии за независимость, Джакарту посещал Хрущев, позируя у макета будущего стадиона. На момент сдачи в эксплуатацию «Сенаян» вмещал 100 800 зрителей.

В 2007 стадион перестроили, снизив число посадочных мест до 80 тысяч человек, но и в таком виде подарок Хрущева остается крупнейшим стадионом «страны тысячи островов». Увы, в 1965 в Индонезии случился кровавый переворот и массовая резня коммунистов.

Вслед за отказом от «политической концепции Насаком», объединявшей национализм, коммунизм и религиозность, советские проекты в регионе были немедленно свернуты.

Монумент Молодости

Любопытным примером «красного следа» является Patung Pemuda (Монумент Молодости). Огромная статуя работы советского скульптора Матвея Манизера символизирует вклад молодых поколений в развитие Индонезии и исполнена в жанре соцреализма. Находчивые горожане со временем переименовали стоящую на оживленном перекрестке фигуру в «доставщика пиццы».

Индия

«Хинди-руси бхай-бхай» — об особом, теплом характере отношений СССР с братской страной слонов и джунглей знал каждый советский гражданин.

Экономическая подоплека взаимной симпатии проста: в 50-60-е обе страны испытывали дефицит конвертируемой валюты (Индия испытывает его и сейчас), и находились под давлением Запада (негласных санкций).

Соглашение о прямом обмене рубля на рупию при поставках товаров и оборудования позволило Индии обзавестись передовой промышленностью, а в магазинах Страны Советов появился «чай со слоном», и другие колониальные товары.

В результате взаимовыгодного обмена к 1965 году СССР был вторым крупнейшим «вкладчиком» в промышленность и инфраструктуру Индии, а в 1967 с советским участием производилась четверть всей индийской стали, половина нефтепродуктов, и порядка 20% электроэнергии. Перечислим лишь некоторые из наиболее масштабных производств, созданных при участии Союза.

Дамба Тери

Самая высокая в Индии, и одна из самых высоких в мире, дамба Тери была построена на реке Бхагирати по советскому проекту 1961 года. Строительство затянулось на десятилетия (насыпь начали сооружать в 1978, советских специалистов привлекли в 1986, а пуск гидроэлектростанции состоялся лишь в 2006). Сегодня ГЭС Тери поставляет электричество в девять индийских штатов, включая Дели. Сталепромышленный завод Бхилаи Построен по советскому проекту и на советский кредит в 1959 году. Первый в Индии завод такого масштаба, он и по сей день является крупнейшим в стране производителем стальных слябов, и большинства рельсов для индийской железной дороги. Кроме того, производит ряд продуктов коксохимической промышленности. Из нынешних активов Steel Authority of India завод Бихлаи — крупнейший и наиболее прибыльный.

Бокаро Стил Сити

Район Бокаро — один из наиболее индустриально освоенных в Индии, даже на официальном уровне переименованный в «Стальной Город». Крупнейшее предприятие в Бокаро — сталепромышленный комбинат, построенный СССР в 1965 г. Пять домен «сердца Стального Города» вмещают 4.5 миллиона тонн жидкой стали, а после модернизации этот объем рассчитывают нарастить до 10.

Нефтеперегонный завод Барауни

Нефтеперегонный завод Barauni Refinery построен при участии СССР и по румынским технологиям в 1964 году. Производит автомобильное топливо различных фракций, машинные масла, другую продукцию нефтехимии. На старте позволял обрабатывать миллион тонн легкой ассамской нефти в год. К 1969 этот объем нарастили до 6 млн, а завод сделали «всеядным», добавив соответствующие модули для переработки тяжелых сортов нефти с высоким содержанием серы.

Египет

Асуанская ГЭС Сотрудничество СССР с Египтом неоднократно прерывалось внутриполитическими пертурбациями (военными переворотами) в этой североафриканской стране. Тем не менее, «красный след» заметен и здесь.

Две дамбы Асуанской ГЭС, построенной в 1960 г. при участии технических специалистов СССР по проекту инженера Н. А. Малышева, перегораживают великую реку Нил близ древнего города Асуан. В результате образовалось т.н.

«озеро Насера» — крупнейшее из египетских водохранилищ площадью водного зеркала 5250 кв. км.

На момент постройки Асуанский гидроузел обеспечивал 50% электрогенерации в стране. С развитием энергетики Египта, эта доля упала до 12-15%. Зато водохранилище им. Насера по сей день служит предотвращению засух и наводнений, от которых регион периодически страдал на всем протяжении истории. Вокруг озера Насера также образовалось значительное количество рыбоводческих хозяйств.

Афганистан

Общий перечень объектов, построенных СССР в Афганистане (как до, так и во время «вторжения для оказания интернациональной помощи»), насчитывает 142 наименования.

Это гидроэлектростанции и плотины, ТЭС, ЛЭП, газопроводы, домостроительный комбинат, речной порт, каналы и водозаборы, аэропорты, школы, вузы, дороги, мосты, включая знаменитый «Мост Дружбы» на границе с Узбекистаном… Тоннель Саланг Пожалуй, наиболее известным объектом в Афганистане стал тоннель Саланг. Тоннель Саланг — автодорожный.

Построен советскими специалистами, главным образом московскими метростроевцами, в 1958—1964 годах в районе перевала Саланг. Со времени начала эксплуатации и до 1973 года считался самым высокогорным автодорожным тоннелем в мире. Длина тоннеля — 3,6 километра, ширина проезжей части – 6 метров. Высота южного портала над уровнем моря около 3200 метров.

В 1976 году в тоннеле Саланг провели электрификацию и установили систему вентиляции. После ухода СССР, в годы гражданской войны с талибами, перевал Саланг служил естественной преградой — в 1997 году вход в тоннель был взорван. В 2002 году движение по нему открылось вновь.

Китай

В послевоенные годы «Красный Китай» получал львиную долю научно-технической помощи от Страны Советов — пока отношения не испортились в годы «хрущевского ревизионизма» и конфликтов из-за территориальной принадлежности о. Даманский.

Советский Союз поставлял в Китай горно-шахтное, нефтебуровое, подъемно-транспортное и энерготехническое оборудование, экскаваторы, дорожно-строительные машины, приборы, подшипники, инструменты. Поставлялось и комплектное оборудование для целых заводов.

Советский Союз передал КНР более тысячи комплектов проектной документации для строительства. Более половины машин, выпускаемых промышленностью Китая в годы первых пятилеток, создано по советской технической документации.

При прямом содействии СССР в Китае было построено более 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов. Вот лишь некоторые из них.

Аньшаньский металлургический комбинат

Согласно «Большой Советской Энциклопедии», «построен в 1916-18 японскими капиталистами, получившими концессию на разработку руды». В ходе военных действий против Японии, комбинат был разрушен, а после войны — восстановлен и расширен с помощью СССР. В 50-х годах комбинат производил порядка 60% всей продукции китайской черной металлургии, и даже к концу 80-х этот показатель упал лишь до 20%. Чанчуньский автомобильный завод («Автозавод №1») Построенный по образу и подобию московского «Завода имени Сталина» (ЗиЛ), Чанчуньский «Автозавод №1» открылся в 1956. Над проектом работали более 20 советских организаций, изготовивших для Чанчуня 3736 единиц различных приспособлений, 236 кузнечных штампов, 6787 наименований специального инструмента. Первый китайский грузовик «Цзефань» («Освобождение») представлял собой копию ЗиС-150 грузоподъемностью 4 тонны, а уже в 1958 Мао Цзэдун смог прокатиться на первой китайской «легковушке» модели «Дунфэн» («Ветерок с Востока»). Сегодня «Автозавод №1» вернулся в Россию своей продукцией — отечественный автолюбитель знает ее под брендом FAW (First Automobile Works).

Каучуковые плантации, остров Хайнань

Неожиданным пунктом советских инвестиций на фоне предприятий тяжелой промышленности и энергетики смотрится создание каучуковых плантаций на острове Хайнань. Натуральный каучук долго оставался ценным и незаменимым товаром стратегического назначения. Главным производителем каучука в мире тогда была британская колония Малайзия. Испорченные после начала Холодной войны отношения с Британией не позволяли СССР обеспечить стабильный доступ к этому ценному сырью. Единственным «идеологически близким» регионом на планете, где имелись природные условия, подходящие для организации производства натурального каучука, оказался субтропический остров Хайнань. Осознавая этот потенциал, СССР и КНР последовательно двигались к тому, чтобы развивать каучуковую промышленность, о чем сохранилась обширная переписка между тов. Сталиным и тов. Мао. Программа включала в себя не только развитие, но и партизанскую борьбу китайских партизан против конкурентов в Малайзии. Весной 1950 года части НОАК высадились на Хайнань, и включили его в состав КНР. Уже через год СССР предоставил Китаю значительный целевой кредит для развития каучуконосных плантаций на острове Хайнань, а также распространения посадок гевеи на материковый Китай. Советские растениеводы помогали китайским в добывании редких семян гевеи и грамотном уходе за насаждениями. Советско-китайская плантаторская задумка удалась: предприятия на Хайнане послужили образцом для развития мощной каучуковой промышленности Китая. В настоящее время Китай занимает пятое место в мире по площади таких плантаций, и объему производства натурального каучука. В провинциях Хайнань, Юньнань и Гуандун созданы несколько зон посадок гевеи. Перечисленными выше промышленными предприятиями «красный след» Советского Союза в Азии не исчерпывается. Мы много помогали Лаосу, Вьетнаму, Камбодже (главный рынок страны до сих пор называется «русским рынком»), многочисленным странам Африки… Сегодня Россия возвращается на многие традиционные для СССР рынки — уже не как щедрый жертвователь, но как деловой партнер. Отечественные наука и техника до сих пор остаются для многих регионов мира недосягаемыми по своей высоте.

Возможно, со временем «русский след» в развивающихся странах окажется даже заметнее «красного».

Источник: https://back-in-ussr.com/2016/04/samye-masshtabnye-zarubezhnye-stroyki-sssr.html

Похороненные масштабные проекты эпохи СССР (34 фото)

Великие стройки сталинской эпохи. Самые масштабные зарубежные стройки ссср

На самом верху ЦК КПСС умели и любили строить грандиозные планы будущего. Масштабные и легковыполнимые на бумаге идеи должны были обеспечить стране превосходство во всех сферах над всем и каждым в мире. Рассмотрим некоторые из амбициозных советских проектов, которые так и не были воплощены.

«Гигантский символ коммунизма» – Дворец Советов

Идея этого проекта, который должен был в прямом смысле возвысить СССР над всем светом, родилась в начале 1930-х. Суть его сводилась к строительству небоскреба высотой 420 метров с гигантской статуей Владимира Ленина на крыше.

Здание, еще до начала стройки получившее название Дворец Советов, должно было стать самым высоким в мире, обогнав даже известные небоскребы Нью-Йорка. Таким представляли себе будущего исполина в партийном руководстве.

Планировалось, что в хорошую погоду Дворец Советов будет видно с расстояния в несколько десятков километров.

Место под строительство будущего символа коммунизма выбрали замечательное – холм на Волхонке. Тот факт, что локация давно была занята храмом Христа Спасителя, никого не смутил. Кафедральный собор решили снести.

Говорят, сподвижник Сталина Лазарь Каганович, наблюдая за взрывом храма с возвышенности в бинокль, произнес: «Задерем подол Руси-матушке!».

Строительство главного здания СССР началось в 1932-м и продолжалось до начала войны.

Возведение цоколя За это время успели полностью расквитаться с фундаментом и приступить к работе над входом. Увы, дальше этого дело не продвинулось: война внесла свои коррективы, и от имиджевой идеи обеспечить народ высоткой руководство страны вынуждено было отказаться. Более того, уже построенное стали разбирать и пускать на военные нужды, например, – на создание противотанковых ежей.

В 50-х к «дворцовой» теме вновь вернулись и даже почти приступили к работе, однако в последний момент отказались и решили построить на месте несостоявшейся высотки огромный бассейн.

Однако и от этого объекта впоследствии отказались – в середине 90-х бассейн ликвидировали, а на его месте возвели новый храм Христа Спасителя.

Пожалуй, единственное, что сегодня напоминает о некогда грандиозных планах властей о создании Дворца Советов – это заправочная станция на Волхонке, часто именуемая «Кремлевской». Она должна была стать частью инфраструктуры комплекса.

А теперь посмотрите, как могла бы выглядеть столица, сумей руководство Союза осуществить планы по возведению «символа коммунизма».

«Стройка №506» – Сахалинский тоннель

Далеко не все строительные проекты сталинской эпохи носили имиджевый характер. Некоторые запускались ради практической составляющей, что, впрочем, не делало их менее грандиозными и впечатляющими.

Яркий пример – колоссальная стройка на Сахалине, стартовавшая в 1950-м. Идея проекта заключалась в соединении подземным 10-километровым тоннелем острова с материком. На всю работу партия отвела 5 лет.

Как водится, работа по возведению тоннеля легла на плечи ГУЛага.

Стройка замерла в 1953-м почти сразу же после смерти Сталина.
За три года работы успели построить железнодорожные ветки к тоннелю (около 120 км железнодорожного полотна в Хабаровском крае), которые впоследствии стали использовать для вывоза древесины, прорыли ствол шахты, а также создали искусственный остров на мысе Лазарев. Вот он.

Сегодня о некогда масштабной стройке напоминают лишь разбросанные по берегу инфраструктурные детали и техническая шахта, наполовину заваленная мусором и грунтом.

Место пользуется популярностью у туристов – любителей заброшенных мест с историей.

«Боевой крот» – засекреченные подземные лодки

Стройка небоскребов и прочих поражающих воображение обывателя сооружений – не единственное, на что тратился советский бюджет в стремлении «обогнать конкурентов». В начале 30-х в высоких кабинетах загорелись идеей разработать транспортное средство, часто встречавшееся в книгах писателей-фантастов – подземную лодку.

Первая попытка была предпринята изобретателем А. Треблевым, создавшим лодку, напоминающую по форме ракету.

Детище Треблева передвигалось со скоростью 10м/ч. Предполагалось, что механизм будет управляться водителем, либо (второй вариант) – с помощью кабеля с поверхности. В середине 40-х аппарат даже прошел испытания на Урале у горы Благодать.

Увы, во время испытаний лодка показала себя не слишком надежной, поэтому проект решили временно свернуть.

О железном кроте вспомнили вновь в 60-х: Никите Хрущеву жуть как понравилась идея «достать империалистов не только в космосе, но и под землей». К работе над новой лодкой были подключены передовые умы: ленинградский профессор Бабаев и даже академик Сахаров. Итогом кропотливой работы стала машина с ядерным реактором, способная вместить 5 человек экипажа и перевозить тонну взрывчатки.

Первые испытания лодки все на том же Урале прошли успешно: крот преодолел отведенный путь со скоростью пешехода. Однако радоваться было рано: во время второго теста машина взорвалась, весь экипаж погиб. Сам крот остался замурованным в горе, которую так и не смог преодолеть.

После прихода к власти Леонида Брежнева проект подземной лодки свернули.

«Автомобиль 2000»

Не менее печальной оказалась судьба вполне себе мирной транспортной разработки – автомобиля «Истра», известного также под именем «двухтысячник».

Создавать «самую передовую машину Союза» начали в 1985-м в Управлении конструкторских и экспериментальных работ. Программа получила название «Автомобиль 2000».

Стараниями конструкторов и дизайнеров получился действительно перспективный, опережающий свое время автомобиль с прогрессивным дизайном.

Машину оснастили легким дюралюминиевым кузовом с двумя дверями, открывающимися вверх, 3-цилиндровым турбодизелем ELKO 3.82.92 Т мощностью 68 лошадиных сил. Максимальная скорость авто должна была составлять 185 км/ч с разгоном до 100 км за 12 с.

На самом прогрессивном автомобиле СССР предполагалась управляемая компьютером пневмоподвеска, АБС, подушки безопасности, проекционная система, позволяющая выводить на лобовое стекло показания приборов, сканер переднего обзора для вождения в темное время суток, а также система бортовой самодиагностики, показывающая неисправности и возможные способы их устранения.

Увы, выйти на рынок футуристичному советскому седану так и не удалось. В ходе подготовки к запуску, как это и бывает, всплыли мелкие проблемы, связанные с доработкой и серийным выпуском двигателей.

При этом если технические вопросы были вполне решаемы, то финансовые неурядицы, свалившиеся на головы авторов проекта уже в 1991 году, оказались критичны. После распада Союза денег на реализацию не нашлось, в итоге проект пришлось закрыть.

Единственный образец «двухтысячника» хранится сегодня в Москве в музее ретро-автомобилей.

Источник

Источник: https://ribalych.ru/2017/03/02/proekty-epoxi-sssr/

10 самых амбициозных и неосуществленных проектов СССР

Великие стройки сталинской эпохи. Самые масштабные зарубежные стройки ссср

Дворец Советов — это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма.Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал

1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина — не менее 100 м, глубина — 6—7 м.

Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов.

В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501—503)

Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом — Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна.Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны.В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м — посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506—507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина — Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих.И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек

Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР — по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями — советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина — Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии.

Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м.

Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом — до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.

Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» — это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом.

Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять.

Проект как-то сам сошел на нет.

«Звезда» (лунная база)

Первый подробнейший проект советской базы на Луне.

Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли.

В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР.

То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации.

Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан.Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

ДЕМОС

Диалоговая единая мобильная операционная система — ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

По сути, ДЕМОС — это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.

Источник: https://www.MaximOnline.ru/guide/maximir/_article/concept-ussr/

Самые масштабные постройки в Советском Союзе

Великие стройки сталинской эпохи. Самые масштабные зарубежные стройки ссср

В этой статье пойдет речь про планы изменить природные условия СССР, для того, чтобы спасти определенные регионы от засухи и голода, а также про массовое строительство гигантских по своим размерам и выработке энергии гидроэлектростанций. Некоторые из них практически в одиночку могли тянуть целые регионы и некоторое время являлись самыми большими в мире!

Сталинское Великое преобразование природы

После окончания советско-немецкой войны, к разрухе и упадку экономики прибавилась еще одна проблема — массовый голод.

Отстройка городов после войны

Привела к нему политика партии, которая запасала в своих закромах зерно на случай новой войны(привет обострению отношений с США) и даже могла его экспортировать в соседние страны, чтобы получить нужное политическое влияние в появившемся после заключения мира так званом социалистическом лагере. Однако! Но также одной из причин голода считается засуха, которая существенно сократила количество собранного урожая по сравнению с довоенными годами. Ее вызвали жаркие юго-восточные ветра, которые и до этого время от времени негативно влияли на урожайность как зерновых, так и овощей с фруктами. И Сталин решил бороться с этой проблемой в своем стиле — глобально и с размахом! В 48-ом году Совет Министров СССР ввел в действие постановление, которое было в прессе и народе окрещено “Сталинским преобразованием природы”.

Какая стройка по вашему мнению была масштабнее?Днепровской ГЭСБайкало-Амурской магистрали

Оно предполагало проведение работ невероятных, гигантских масштабов.

До сих пор в мировой истории не зафиксировано подобных прецедентов, когда под засев деревьями(в основном — дубом и сосной) планировали отдать около 120 миллионов гектаров земли!!! что равно примерно 1/9 всей площади Европейского континента!

Посевы молодых деревьев

Таким образом планировались преградить путь так званым суховеям, от которых сильно пострадал урожай в 46-47-ых годах. Всего общая протяженность засаженных лесополос должна была достигнуть длины в 5300 км!, а ширина составляла примерно 50-120 метров.

Также собирались построить около 4000 водохранилищ различных размеров и объемов, для улучшения орошения многочисленных полей и садов.

Еще их могли и использовали для получения электричества с помощью массового строительства ГЭСов различных размеров и масштабов.

К реализации плана приступил 1949-ом году и рассчитывали закончить к 1965-ому. Были задействованы множество сельскохозяйственных университетов и учебных заведений со всех уголков необъятной страны. Массовая агитация в виде плакатов, статей в СМИ и объявлений на радио призывала все колхозы, принимающие участие в работах, делать все возможное и трудиться на пределе сил.

Как обычно, требовали “пятилетку в три года” и так далее. Многие тысячи аграриев, выжившие после войны, были приглашены(считай — согнаны) на работы в районы, которые нужно было засеять.

Специально высчитывали и прикидывали, какие сорта деревьев, в каком количестве и каком порядке нужно высаживать, чтобы достигнуть максимального эффекта защиты от горячих ветров.

Массово внедрялись более современные и эффективные способы обработки посевных полей, создавались новых культуры злаковых, более пригодных к данным климатическим изменениям.

Плакат сталинского преобразования

Был создан институт “Агролеспроект”. Его единственной задачей была координация усилий огромного количества специалистов различных направлений, от инженеров, создающих новые, более эффективные механизмы посева, до обычных работяг, занимающихся посадкой деревьев и рытьем водоемов. Также массово восстанавливали леса, уничтоженные во время войны.

Такие масштабные работы начали приносить свои плоды уже в первые года действия программы. Урожай зерновых вырос на треть, овощей стали собирать в полтора-два раза больше. К сожалению, после смерти Сталина программу начали сворачивать, а через некоторое время Хрущев приказал уничтожить часть высаженных лесополос и вырытых водоемов.

Вместо этого он решил реализовать свой план по обеспечению продовольствием СССР, который сейчас известен как “освоение целины”.

Но он провалился, что вылилось в массовый неурожай в начале 60-ых годов. В дальнейшем план преобразования природы не реализовывался ни при одном из последующих правителей Советского Союза.

В лучшем случае, занимались только работами по поддержанию текущего состояния высаженных лесов.

Когда воду превратили в электричество

С началом эпохи индустриализации и первых пятилеток в СССР усиленно занялись вопросом по обеспечению электроэнергией больших населенных территорий. Все это входило в план электрификации Советского Союза, принятый на вооружение еще в 1920-ом году. Для его реализации было решено построить гидроэлектростанции на украинской части Днепра.

Постройка ГЭС на Днепре

После долгих споров и дискуссий, на которых также решалось, строить станцию самим или поручить работы иностранным специалистам был выбран компромиссный вариант — строим, в общем, сами, но и помощи со стороны чураться не будем.

Торжественная закладка грандиозной постройки произошла 8-го ноября 1927-го года. В отличие от Беломорканала, на строительстве Днепрогэса не использовали заключенных, приоритет отдавали высококвалифицированным рабочим.

Было много крестьян-сезонников, которые отрабатывали несколько месяцев и в начале августа возвращались на сбор урожая. Быт был ужасающим — не хватало еды, чистой посуды, одежды, жилья, в бараках больно кусались клопы, а единственным развлечением было распитие водки да танцульки в клубах неподалеку.

Но постепенно жилищные условия улучшились, и на конец строительства, в 31-32-ых годах городки, в которых обитали рабочие, не стеснялись показывать иностранной прессе.

Последние работы по сооружению Днепровской ГЭС завершились в 32-ом году. Семнадцатого сентября состоялось торжественное открытие, на котором всем руководителей стройки и наиболее высокопоставленных иностранных специалистов наградили орденами Трудового Красного Знамени.

В дальнейшем Днепрогэс взрывали во время советско-немецкой войны, потом восстанавливали после ее окончания. Сейчас, по наличию финансирования, на станции проводят масштабные работы по модернизации оборудования.

«Днепрогес» в наше время

Следующая масштабная стройка гидроэлектростанции была начата практически через три десятилетия после закладки Днепрогэса — в 1952-ом году. Назвали ее Сталинградской, а потом переименовали в Волжскую. Решение о ее строительстве приняли на два года раньше, в августе 1950-го.

Во время строительства было введено ряд инноваций, которых до того не знала мировая история. Всего на сооружение сего масштабного проекта ушло 9-ть лет, в эксплуатацию объект приняли осенью 61-го. Тогда же было решено переименовать ее в Волжскую ГЭС. В течение нескольких последующих лет она считалась самой большой станцией на воде как в Европе, так и в мире.

Пока в работу не была введена другая аналогичная постройка, во все том же СССР.

Ей была Братская ГЭС, которая своей мощностью в итоге обеспечивали электроэнергией чуть ли не всю Сибирь! Работы по ее возведению начались в 1954-ом году, событие массово освещали в газетах и на радио. Как принято, всех желающих и заинтересованных в строительстве “великого будущего великой страны” созывали внести свою лепту в это самое “будущее”.

«Братская» ГЭС

Последний, так сказать, кирпичик был заложен спустя 13-ть лет, в 67-ом. На тот момент она была самой большой ГЭС в мире. Правда свое гордое звание хранила недолго — до 71-го. Вырабатывает электроэнергию ударными темпами и сейчас.    

Как сибирским рекам планировали менять поток

Еще в 60-ых годах 19-го века существовал план по переброске нескольких сибирских рек в засушливые регионы тогдашней Российской империи. Впрочем, план принят не был, так как в его целесообразности и возможности выполнения очень сомневались.

На том и сошлись, и о подобном проекте забыли практически на целое столетие. Забыли, чтобы в 1948-ом мимолетно вспомнить и снова отложить его в долгий ящик.

Сталину он(план) не показался интересным и перспективным, ведь в то время вступала другая программа по изменению природы для борьбы с засухой.

Карта сибирских водных путей

Правда, в совершенно других регионах. Но, вскоре после смерти Сталина, об этом проекте снова заговорили, а в 1960-ых годах серьезно взялись за обсуждение реализации данной программы. В 68-ом Академия наук СССР получила госзаказ на разработку плана перераспределения стока различных сибирских рек. В итоге работы начали в 1971-ом году и были рассчитаны на 14-ть лет упорного труда.

В бой было брошено множество ресурсов. Так широко в прессе, как БАМ или Братскую ГЭС сей проект не освещали, но в научных кругах ним занимались очень обстоятельно. Задействовали более сотни научно-исследовательских институтов, множество министерств всесоюзного уровня и уровня республик.

Использовали тысячи человеко-часов, затраченных на расчеты, прикладные научные исследования, составление топографических карт. И все это для того, чтобы под давлением общественной критики программу переброски стока сибирских вод официально закрыли в 86-ом году.

Многие общественные деятели выступали против данных работ, называя их последствия катастрофическими не только для Советского Союза, но и для всего мирового сообщества. Впрочем, правительство СССР не очень то было и против, ведь реализация плана ложилась очень тяжелым грузом на бюджет страны.

В примерных подсчетах, сумма, которая требовалась для завершения “поворота рек”, составляла около 30-ти миллиардов рублей! Это было примерно 1/10 всех запланированных трат СССР на 86-ой год. А в стране еще начался кризис. Поэтому никто особо не жалел об окончании работ.

Ну, кроме тех людей, которые года положили на разработку планов и вариантов оптимальной реализации программы. Ну, ничего, переживут.

Заключение

Советский Союз был большим государством с большими планами, большими амбициями и проектами. И силы они вкладывали соответствующие. Какие-то стройки, вроде “Магнитки” стоили затраченных усилий, хотя нельзя не отметить запредельную сложность работ и хаос царивший во время строительства объекта.

Мост на Байкало-Амурской магистрали

Другие же навсегда останутся в истории кровавыми памятниками большевистского режима, вроде Беломорканала или Байкал-Амурской магистрали, на которых положили свои жизни десятки, а то и сотни тысяч заключенных.

Что ж, это СССР, страна контрастов, страна, которая могла в кратчайшие сроки сделать невозможное, но до конца своего существования так и не сумевшая решить базовые государственные вопросы, типа обеспечения населения бездефицитными товарами и возможностью реализовать свои возможности и таланты в условиях “железного занавеса” и социалистической экономики. Что ж, мир его праху. Мир всему, что кануло с ним в небытие.

Источник: https://oSSSR.ru/tayny/secret/samye-masshtabnye-sovetskie-strojki/

Великие стройки СССР

Великие стройки сталинской эпохи. Самые масштабные зарубежные стройки ссср

Всем привет сегодня поговорим о великих стройках СССР и том сколько жертв было, ради этих сооружений,которые кстати еще в строю.

Великие стройки коммунизма – именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища. О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии – проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана.

Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, – управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, – были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года – запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную.

Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки – менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров.

Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк».

Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку».

Стандарт  – 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок – Северо-Муский тоннель – был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин.

О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных.

Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы.

Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных.

В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные – так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма».

Канал построили за 4,5 года – и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам – суховеям, что позволило бы изменить климат.

Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров – именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года.

Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться.

После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис – с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ – Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных.

Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были.

На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги – близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин.

В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза.

До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень.

Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Источник: Великие стройки Советского Союза
© Русская Семерка russian7.ru

Спасибо за внимание и подписывайтесь на наш канал,и ставьте лайк,поддержите нас

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c51c9964d5f1400ad91a5f1/velikie-stroiki-sssr-5c532900004fde00ae07b2b2

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: