Виды международных преступлений по римскому статуту. Обзор основных положений римского статута мус

Международный уголовный суд. Досье

Виды международных преступлений по римскому статуту. Обзор основных положений римского статута мус

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 ноября президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому Россия не станет участником Римского статута Международного уголовного суда (МУС).

Римский статут (Устав), разработанный при участии России, был принят 17 июля 1998 г. в Риме на Дипломатической конференции полномочных представителей, прошедшей под эгидой ООН, и вступил в силу 1 июля 2002 г.

Россия подписала документ 13 сентября 2000 г., но не ратифицировала его.

МУС (International Criminal Court, ICC) – первый и пока единственный постоянно действующий международный орган для судебного преследования лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления. МУС не является частью ООН и подотчетен странам, ратифицировавшим статут (эти страны берут на себя и финансирование суда).

Государства-участники

К настоящему моменту Римский статут ратифицировали 124 государства (последнее – Сальвадор в июне 2016 г.).

В числе стран, не являющихся участниками статута, США и Китай. США подписали документ во время президентства Билла Клинтона (1993-2001). В 2002 г., когда главой государства был Джордж Буш мл.

(2001-2009), было заявлено, что подпись утратила силу.

Основной причиной отказа от ратификации была обеспокоенность тем, что расследования могут быть начаты против американских военнослужащих, принимавших участие в операциях в Ираке (2003-2010) и в Афганистане (2001-2014).

Китай не подписывал статут.

Порядок выхода

В Римском статуте предусмотрена процедура выхода государства из состава его участников. Для этого в генеральный секретариат ООН должно быть направлено официальное уведомление. Спустя год после его получения государство официально покидает МУС. Тем не менее даже в этом случае с властей страны не снимаются обязательства по сотрудничеству с судом по ранее возбужденным делам.

Первым государством, заявившем о выходе из МУС, стала Республика Бурунди.

Такое решение было принято из-за опасений начала расследования со стороны МУС фактов преступлений, совершенных в республике в ходе политического кризиса, продолжающегося с апреля 2015 г. 12 октября 2016 г.

закон о выходе был принят нижней палатой бурундийского парламента, а 18 октября его подписал президент Пьер Нкурунзиза. Официальное уведомление в генеральный секретариат ООН было вручено 27 октября.

Вслед за Бурунди о намерении покинуть МУС заявили 21 октября ЮАР и 24 октября – Гамбия.

В частности, власти ЮАР обосновали свое намерение противоречиями между национальным законодательством и Римским статутом, требующим ареста президента Судана Омара аль-Башира в соответствии с ордером, выданным прокурором МУС еще в 2009 г.

В то же время в качестве действующего президента африканского государства Башир пользуется правом неприкосновенности, гарантированным ему южноафриканскими властями.

Структура

Высший руководящий орган МУС – Ассамблея государств – участников Римского статута, сессии которой проходят один раз в год (при необходимости проводятся специальные сессии). Каждое государство-участник имеет один голос. При невозможности достижения консенсуса решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети (решения по вопросам процедуры – простым большинством).

18 судей избираются Ассамблеей на девять лет без права переизбрания, одна треть обновляется каждые три года.

Судьи должны представлять разные государства, при этом каждый из пяти регионов (Африка, Азия, Латинская Америка, Восточная Европа, Западная Европа и другие государства) должен быть представлен по крайне мере двумя судьями. При выборе судей Ассамблея руководствуется принципом гендерного равенства.

Судьи работают в составе трех отделений – апелляционного, судебного и отделения предварительного производства. Каждое отделение состоит из нескольких палат. Постановления и решения судебных палат и палат предварительного производства могут быть обжалованы сторонами процесса в апелляционной палате.

Прокурор избирается Ассамблеей на девять лет без права переизбрания (с 2012 г. – этот пост занимает представительница Гамбии Фату Бенсуда).

Прокурор вправе начать судебное преследование на основе иска частного лица или общественной организации, не дожидаясь официального заявления со стороны государства.

Во избежание риска незаконных преследований его деятельность контролируется палатой предварительного расследования.

Президиум МУС, состоящий из председателя и двух заместителей, координирует повседневную судебно-правовую деятельность суда. Президиума избирается судьями из своего состава на три года с правом переизбрания на один срок. С 2015 г. председателем МУС является Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

За несудебные аспекты деятельности МУС отвечает секретариат.

Штаб-квартира МУС находится в Гааге (Нидерланды), однако он может проводить заседания в любом другом месте. В Нью-Йорке расположено Бюро МУС по связи с ООН.

Рабочие языки – английский и французский.

Компетенция

В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления. Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г.

на территории государства – участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны.

Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН.

Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц.

МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права.

 МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.

Юрисдикция МУС в отношении преступления агрессии

Первоначально в Римском статуте указывалось, что МУС начнет расследовать акты агрессии, как только будет принято определение агрессии и условия, при которых будет осуществляться юрисдикция в отношении этого преступления. Определение агрессии было дано в резолюции ГА ООН 3314 (от 14 декабря 1974 г.), однако международной договорной нормы по этому вопросу не было.

Вопрос прорабатывался в течение 10 лет в рамках Специальной рабочей группы МУС, в которой активное участие принимали представители РФ. В июне 2010 г.

на обзорной конференции Римского статута в Капмале (Уганда) было принято следующее определение: “Преступление агрессии означает планирование, подготовку, инициирование и совершение лицом, которое в состоянии фактически руководить либо контролировать политические или военные действия государства, акта агрессии, представляющего в силу своего характера, тяжести и масштаба грубое нарушение Устава ООН”.

Было решено, что в случае передачи вопроса о расследовании этого преступления в МУС государством-участником или при инициировании расследования прокурором последний должен выяснить, принял ли Совет Безопасности ООН решение об акте агрессии.

При отсутствии такого решения прокурор все же может продолжить расследование, если получит единогласное одобрение всех судей отделения предварительного производства МУС. СБ ООН может на год отсрочить расследование.

Однако МУС не может осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления, если оно совершено на территории третьего государства или его гражданами.

Юрисдикция будет возможна, во-первых, после подтверждения поправок большинством в 2/3 на Ассамблее государств-участников, которая состоится после 1 января 2017 г. и, во-вторых, если преступление произошло через год с момента ратификации поправок 30 государствами-участниками МУС.

Деятельность

На сегодняшний день МУС расследует конфликты в Кении, Демократической Республике Конго, Кот-д'Ивуаре, Ливии, Мали, Судане (Дарфур), Уганде, Центральноафриканской Республике (ЦАР). В январе 2016 г.

было объявлено о начале расследования преступлений против человечности, в том числе убийств, насильственных перемещений населения, военных преступлений против гражданских лиц и миротворцев, которые “предположительно, были совершены в Южной Осетии с 1 июля по 10 октября 2008 г.”.

Уганда, ДР Конго, ЦАР и Мали, являющиеся участниками МУС, направили жалобы в суд сами. Начало расследований в Дарфуре и Ливии инициировал СБ ООН, а в Кении, в Кот-д'Ивуаре, а также грузино-югоосетинского конфликта – прокурор МУС.

Первый процесс был начат в 2009 г. против Томаса Лубанги, бывшего лидера “Союза конголезских патриотов”, обвиненного в совершении в 2002-2003 гг.

военных преступлений и преступлениях против человечности в ДР Конго, где в результате гражданской войны (1998-2003) погибли порядка 5 млн мирных граждан. В 2012 г.

он был признан виновным в вербовке детей-солдат и использовании их в боевых действиях и приговорен к 14 годам тюрьмы.

В ежегодном докладе прокурора МУС Фату Бенсуды от 14 ноября 2016 г. указывается, что МУС имеет основания полагать, что в период с 1 мая 2003 г. по 31 декабря 2014 г.

“вооруженные силы США и ЦРУ совершали военные преступления в Афганистане, включая пытки, жесткое обращение, надругательство над человеческим достоинством и изнасилования”. Большая часть инцидентов произошла в 2003-2004 гг.

На данном этапе МУС лишь изучает ситуацию и не выдвигает обвинений в отношении конкретных лиц.

Ситуация с Крымом в докладе была приравнена к международному вооруженному конфликту между Украиной и Россией.

Российская оценка деятельности МУС

16 ноября 2016 г. МИД РФ выступил с заявлением в связи с распоряжением Путина относительно отказа России присоединиться к МУС.

В документе отмечается, что “нападение режима Михаила Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУС обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих” и такое “отношение к событиям августа 2008 г. вряд ли может говорить о доверии к этому орган”.

Подчеркивается, что “МУС не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым органом международного правосудия”. В заявлении также отмечается, что “за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более $1 млрд”. 

Источник: https://tass.ru/info/3789627

9. Римский Статут мус 1998г. Общая характеристика

Виды международных преступлений по римскому статуту. Обзор основных положений римского статута мус

17 июля 1998 г., послетрехлетних дискуссий и напряженныхзаключительных переговоров, продолжавшихсяпять недель, дипломатическая конференцияполномочных представителей под эгидойООН в Риме учредила постоянно действующийМеждународный уголовный суд (МУС).

Приняврешение, призванное серьезно изменитьситуацию с правами человека в глобальноммасштабе, мировое сообщество 120 голосами,при 21 воздержавшемся и лишь 7 голосахпротив, согласилось ввести в системумеждународных органов этот важнейшийинститут осуществления правосудия надсамыми одиозными нарушителями правчеловека.

После ратификации первыми 60государствами Римский статут вступитв силу и обеспечит Международномууголовному суду огромный потенциалмеждународной юстиции в интересахнаказания и предупреждения преступлений.

Состоит из преамбулы,13 частей и 128 статей. Вступил в силу с 1июля 2002 года. По состоянию на февраль2015 г.

, договор ратифицировало 123государства, всего Римский Статутподписало 139 государств, но ратифицировалисоглашение не все.

Россия подписалаРимский Статут 13 сентября 2000 года, нодо настоящего времени не ратифицировалаего. Среди прочего, Устав устанавливаетфункции, юрисдикцию и структуру суда.

Ратификация Статутатем или иным государством означаетпризнание последним юрисдикции Суда вотношении всех упомянутых в Статутепреступлений.

Соответственно,государство-участник не может признатьюрисдикцию МУС по одним преступлениями не признать по другим или давать илине давать согласие по каждому конкретномуделу.

Категорический отказ от принятияпредложений такого рода, которыеполностью парализовали бы работу Суда,стал крупным достижением Римскойконференции.

Часть 1 затрагивает учреждение суда и все связанные с этим вопросы, особенно значительна ст.1, провозглашающая учреждение суда и его комплементарность по отношению к национальному правосудию

Наиболее сложнымаспектом всего Статута являются условияосуществления юрисдикции (статья 12).

Так, кроме как по представлению СБ ООН,Суд может осуществлять свою юрисдикциютолько в отношении государств-участников,на территории которых были совершеныпреступления или граждане которыхобвиняются в совершении преступлений,либо в отношении таких же государств,не являющихся участниками, но сделавшихзаявление о признании юрисдикции МУС. Единственноеисключение автоматического признанияюрисдикции Суда государствами-участникамипредусмотрено переходными положениямистатьи 124.Становясь участником Статута,государство может заявить, что в течениесеми лет после вступления Статута всилу в отношении данного государстваоно не будет признавать юрисдикцию Судав отношении военных преступлений,совершенных на его территории или егогражданами

Часть 2

Международныйуголовный суд создается для принятиямер в отношении «самых серьезныхпреступлений, вызывающих озабоченностьвсего международного сообщества». Всоответствии со Статутом(статья 5)юрисдикция Суда распространяется толькона

преступлениегеноцида

преступленияпротив человечества

военныепреступления

преступлениеагрессии

Последующие статьинаиболее полно раскрывают инкриминируемыедеяния, образующие составы преступлений.

Началорасследования

Самостоятельныеполномочия

Принципиальноважным является положение о том, чтопрокурор Суда может возбуждатьрасследование не только по представлениюСБ ООН и государств-участников, но иpropriomotuна основе информации от потерпевших,неправительственных организаций илииных источников, которые сочтетподходящими (статья 15).

Передача ситуациигосударством-участником и СоветомБезопасности

Государства-участникии СБ ООН могут передавать прокуроруситуацию, при которой, как представляется,были совершены одно или несколькопреступлений.

Термин «ситуация» преследуетцель предупреждения обвинений в адресконкретных лиц со стороны политическихинститутов, что приводило бы к неоправданнойполитизации процесса.

Суд сам принимаетрешение о том, следует ли предъявитьобвинение одному или несколькимконкретным лицам.

Полномочияпрокурора

В целом, полномочияпрокурора по проведению расследованиясерьезно ограничены.

Статут разрешаетпроведение следственных действий впределах территории государства-участникатолько в случае, если это государствоявно не способно выполнить просьбу осотрудничестве (статья 57-3).При наличиинациональных органов следственныедействия предпринимаются именноими.

Прокурор вправе присутствовать иоказывать содействие национальнымвластям, но только если это не запрещенонациональным законодательством (статья99-1).Такие действия возможны только послеконсультаций с запрашиваемым государством,а при отсутствии официального решенияо приемлемости дела к производствузапрашиваемое государство вправеналагать на действия прокурора любыеразумные условия.

Прокурор не вправепроводить основные следственныедействия, такие как опрос свидетелей,без уведомления соответствующегогосударства.

Заключают вторуючасть Статута вопросы приемлемости.Статут закрепляет, что дело не можетбыть принято к производству:

1) если государство,обладающее юрисдикцией уже расследуетдело, за исключением случаев, когдагос-во не желает или неспособно вестирасследование должным образом

2) дело расследованого-вом и оно решило не возбуждать вотношении лица уголовное преследование,когда это не свидетельствует о нежеланииили неспособности го-ва возбудитьуголовное преследование должным образом

3) лицо уже былосудимо за данное преступление

4) дело не являетсядостаточно серьезным

Суд устанавливаеткритерии определения нежелания илинеспособности государства произвестиуголовное преследование должным образом.

Юрисдикция судаможет быть опротестована:

  • Обвиняемым или лицом, на которого выдан ордер на арест или приказ о явке в суд

  • Государством, обладающим юрисдикцией на основании проведения расследования

  • Государством, от кот требуется признание юрисдикции

В случае протестапо последним двум основаниям на времяего рассмотрения Прокурор приостанавливаетпроизводство по делу.

За одно и то жедеяние лицо не может быть осужденодважды.

Суд применяет: Статут МУс, Элементы преступлений исвои процедуры доказывания; международныедоговоры, нормы и принципы международногоправа; общие принципы права

Источник: https://studfile.net/preview/5662059/page:3/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: